Преподавание русского языка Урок-семинар по русскому языку на тему "Местоимение"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1392 Беляева Ирина Андреевна, учитель русского языка При использовании инновационных технологий на уроке применяются следующие приёмы:
Все эти методы позволяют актуализировать и обогащать имеющиеся у ученика знания по данной проблеме. На уроках, обобщающих знания учащихся по теме, наиболее эффективной является комбинированная форма работы. Она предполагает поэтапную проверку знаний учащихся:
Всё это предполагает большой охват как теоретического, так и практического материала. Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Местоимение». Задачи урока:
Оборудование: компьютер, на доске- лингвистическая справка о местоимениях, репродукция картины И. Левитана «Март». Примечание: класс разделен на 3 команды. ХОД УРОКА I. Организационный момент Цель: активизация познавательной деятельности учащихся. Слово учителя: «Здравствуйте, ребята! Цель нашего урока - обобщить знания о местоимении и проверить свои навыки в употреблении местоимений в своей речи. Сценка (вызов интереса) Ученик в роли местоимения:
Ученый Реформатский с исторической справкой: По совокупности своего грамматического и общеязыкового поведения местоимение выделяется особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки на футболе или дублеры в театре выходят на поле или на сцену, когда нужно освободить от игры «знаменательное слово» Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что местоимений не так много, но их роль важна в нашей речи. Они имеют древнее происхождение и происходят от лат. слова pronomen – вместо имени. Таким образом, местоимение указывает на лицо, признак и число. Вот сегодня мы проверим эти свойства местоимений. Итак, приступим к работе. Первый этап нашего исследования – теоретический. II. Теоретический блок – Нашу работу мы начнем с теоретической разминки на компьютере. 1. Терминологический диктант с самопроверкой Внимательно прочитать вопросы и дать на них правильный ответ одним словом или словосочетанием. – Какие местоимения указывают на лицо? (Личные) 2. Проверка домашнего задания (устная работа) «Взаимный бой» (перекрестные вопросы 3 командам)
Одновременная работа на доске. Синтаксический разбор предложений с взаимопроверкой. Объяснить смысл пословиц. Назвать разряд местоимений. (Работают 3 ученика).
III. Практический блок 1. Работа с классом Задание: Графический диктант на компьютере. Вставить пропущенную букву и построить график: нЕсколько задач, нЕчего сказать, ничЕго себе, крыть нЕчем, нИкаких гвоздей, нИ о чем не спрашивай, нЕкому сказать,нЕ с кем поговорить, нИчей стол, как нИ в чем не бывало. 2. Работа в группах (по карточкам) 1 группа. Объяснить значение фразеологизмов с возвратным местоимением «себя», подобрав к ним синонимы. Составить с любым из них предложение.
2 группа. Прочитать пословицы с указательным местоимением. Назвать указательные местоимения, каким членом предложения они являются.
Объяснить смысл пословиц. 3 группа. Найти в стихотворении определительное местоимение и фразеологизм с ним. Какие еще фразеологизмы вы знаете с данным разрядом местоимений.
Сам с усами – нисколько не хуже других 3. Задание «Найди ошибку» (работа со всем классом) Устранить недочеты в употреблении местоимений.
Вывод (делает учитель): При употреблении местоимений 3л. нужно помнить, что оно обычно заменяет ближайшее к нему существительного в форме того же рода и числа. 4. Конструирование предложения (одновременная работа у доски 3-х учеников) Записать предложение, заменяя определительное местоимение противоположным, заменяя и формы сказуемых:
5. Блиц-опрос «Кто самый догадливый» (грамматическая викторина – устно)
Физкультминутка (гимнастика для глаз) – Отгадать загадку:
– Посмотрите на часики. Они без стрелок. 1. Посмотрите глазками на цифры 12, 6,3,9. IV. Развитие речи 1. Работа по репродукции картины И. Левитана «Март» Вопрос. Какое впечатление оставляет эта картина? Весна. Всё наполнено теплым, душистым воздухом и теплым светом весеннего солнца. Природа пробуждается. Показана радость пробуждения природы. Все пронизано каким- то ожиданием. Природа будто поёт какую-то мелодию 2. Работа по тексту К. Паустовского Невольные слезы обожгли мне глаза. Эта картина Левитана «Март» вошла в моё сознание как проявление такой величавой и благородной красоты, что до сих пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете. Со мной творилось что-то непонятное. Происходило величайшее событие в моей жизни: я нашел свою родную страну. Я люблю её до последней веточки на самом неприметном дереве. Задание. Главная мысль этого текста
Составить одно предложение о весне с использованием метафоры записать его V. Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру по данной репродукции с использованием местоимений. VI. Итог урока Рефлексия – Какие задания вызвали затруднения? – На своем контрольном листе поставить «+» или «–» возле нумерации каждого задания. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |