Преподавание русского языка Урок русского языка по теме "Самостоятельные и служебные части речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 988 Хачаева Светлана Эльдаровна, учитель русского языка и литературы Цель урока: познакомить учащихся с самостоятельными и служебными частями речи, закрепить знания по морфологии, выработать умение различать самостоятельные и служебные части речи. Ход урока I. Синтаксичесая пятиминутка. (Приложение 1) Сделайте разбор предложения: Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба. Выписать из предложения все слова с орфограммами. II. Словарная диктовка: Грам..атическая основа
III. Вспомним разделы языкознания(соединить линиями раздел и его определение):
IV. Работа по новой теме. Давайте представим себе страну Языкознание. Из скольких областей она будет состоять?(Рисуем карту и раскрашиваем её). Представьте себе, что в республике Морфология произошло недоразумение. После землетрясения все части речи перепутались и не могут разобраться, что им делать. Давайте поможем жителям этой республики. Для этого нам надо разложить всё по полочкам. А что обозначает фразеологизм "разложить по полочкам"? Работа у доски : дети раскладывают части речи на две колонки - слова имеющие лексическое значение и не имеющие его. Делается вывод о том, какие части речи являются самостоятельными, а какие нет, для чего служат служебные части речи. V. Физкультминутка. На экране по очереди появляются слова разных частей речи, в зависимости от того самостоятельная или служебная это част речи поднимают руки или разводят их в стороны. Самым последним словом, появившимся на экране, будет слово "МЯУ". Это вводит детей в затруднение. Даётся объяснение понятия "звукоподражательные слова ". VI. Буквенный диктант. Выписать только название частей речи, встретившихся в стихотворении.
Проверка выполненной работы. VII. Занимательная лингвистика. Что общего между словами капитан и капуста? Кажется ничего.Если не считать их принадлежности к категории имён существительных, то между этими словами как будто нет ничего общего. Впрочем, подождите. Оба слова начинаются с одного буквосочетания кап. Но так ли это существенно? Разве мало слов, имеющих в своём составе одинаковые буквенные отрывки и тем не менее абсолютно никакого отношения друг к другу не имеющих? Сколько угодно. Примером могут служить те же омонимы. Данные русской этимологии говорят, что совпадение "кусочка" кап в словах капуста и капитан не случайно и они состоят между собой в известном родстве, хоть и очень далёком. Слово капуста произошло от латинского "капут" - "голова" = "кочан, головка капусты". А слово капитан = "голова, начальник". Лопух и лопата. Лопух и лопата. Трудно представить, что слова эти - родственники. Ну что общего у лопаты с лопухом? Смешно. Постойте - постойте! Древний корень лоп обозначал плоскость, расширение, широкий лист. От него образовались и лопух (растение с широкими листьями), и лопата (орудие труда, по форме напоминающее лист). Кстати, лопасть (плоская широкая часть винта у парохода или самолёта) тоже внешне на лист похожа. Теперь становится понятным и словечко лопоухий: человек с большими, как лопы (листья), ушами. VII. Готовимся к ЕГЭ. На парте у каждого ребенка лежит листок с заданием. (Приложение 2) Задание. Прочитайте предложения А. Она раздв..гает границы времени и доносит до нас рассказы о труде и г..роизме наших предков. Б. Книга наш советчик и друг. В. Труд их сложен но важен и почетен. Г. Над созданием книг трудят..ся люди разных профессий писатели художники печатники. - В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст? а) А, В, Г, Б. б) Б, Г, В, А. в) Б, А, Г, В. г) В, Г, А, Б. Вопросы: 1) Что вы знаете о тексте? Перепишите текст. 2) Назовите виды орфограмм и самостоятельно вставьте пропущенные буквы в тексте. 3) Назовите и объясните пунктограммы в предложениях Б,В,Г. Начертите к ним схемы. VIII. Домашнее задание: доделать задание в тетрадях. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |