Преподавание русского языка Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе. 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1198 Куликова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы Цель: повторить тему «Имя существительное» Задачи:
Оборудование – карта страны Имен существительных. План урока:
ХОД УРОКА 1. Организационный момент Проверка подготовки к уроку, точечный массаж. 2. Актуализация знаний Учитель. Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных. Но чтобы попасть в эту страну нужно найти ключ от ворот. Ключом будет задание: Вопрос: Как вы определили, что эти слова относятся к имени существительному? Вывод: Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет. 3. Этап повторения Учитель. Входим на территорию страны и попадаем в болото. Здесь тонут слова, нам нужно их спасти и отправить на берег. Только одни слова живут на берегу Одушевленности, другие – на берегу Неодушевленности. Примеры слов: кот, собака, ручка, тетрадь и т.д. Вопрос: Какие слова мы отправим на берег Одушевленности, какие – на берег Неодушевленности? Почему? Вывод: Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные – на вопрос что? Учитель. Построим мост через болото, задание: по цепочке привести примеры одушевленных и неодушевленных имен существительных. 1 вариант – одушевленные имена существительные, Учитель. Мостик построен. Теперь скажите, «спасенные» существительные относятся к нарицательным или собственным именам существительным? Это нарицательные существительные. Вывод: Нарицательные существительные обозначают множество предметов, собственные – единичный предмет. Учитель. Подберите и запишите к нарицательным одушевленным существительным имена собственные. Как они пишутся? (С большой буквы.) Примеры ответов. Кот Мурзик, собака Шарик и т. д. Учитель. Мы идем дальше. Впереди виднеется дом, в нем три этажа. На первом этаже живут существительные: папа, день, стол… Определите род существительных, живущих на каждом этаже. Как вы это сделали? Вывод: Имена существительные относятся к мужскому роду, женскому роду, среднему роду. Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое. Игра с мячом. Ведущий загадывает слово и кидает мяч игроку, игрок определяет его род (ребенок, город, стул, сестра, ночь, заря, море, яблоко). Учитель. Существительные из одного дома ходят в гости к существительным в соседний дом, но каждое слово – только на один этаж. Почему? От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению). Сколько склонений у существительных? Как определить склонение имен существительных? Вывод: К 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием. Игра с мячом. Ведущий загадывает склонение имени существительного и кидает мяч игроку, игрок приводит свой пример. Учитель. Нам пора идти дальше. Перед нами речка Числянка. На одном берегу живут существительные единственного числа, они часто ходят в гости на другой берег. Но что с ними происходит? (Они изменяются). Вывод. Имена существительные изменяются по числам. Распределительный диктант 1 вариант – единственное число 2 вариант – множественное число пенал листы Вывод. Существительные единственного числа обозначают один предмет, существительные множественного числа обозначают множество предметов. Учитель. Посмотрите, рядом расположился обитаемый остров, здесь с одной стороны живут существительные: доброта, счастье, с другой – очки, клещи. В чем особенность этих существительных? Изменяются ли они по числам? Вывод. Эти существительные имеют только одно число – единственное или множественное. Устное задание (игра, развивающая внимание) Учитель диктует имена существительные, ученики должны определить число, подняв руку (единственное число – правая рука, множественное число – левая рука). Единственное число Множественное число доброта ножницы Учитель. Добрались мы до королевства Падежей. Повторим название падежей и падежные вопросы. Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом, работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание. Учитель. Теперь заглянем в гости к Пете Ошибкину. Что же он написал? В лису много гребов и ягат, здесь растут цвиты. (на доске) Задание. Запись исправить (у доски работает один ученик, остальные самостоятельно пишут в тетрадях) и объяснить. Повторяется правописание слов с безударной гласной в корне. Игра с мячом. Ведущий называет слово с орфограммой, кидает мяч игроку, игрок называет безударную гласную и проверочное слово. Материал для игры. Сады, трава, вода, дожди, стена, золотой. Учитель. Нам пора уходить из этой замечательной страны. Давайте подведем итоги. 4. Подведение итогов Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет, относится к мужскому, женскому или среднему роду, бывает 1, 2 и 3 склонения, одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное, изменяется по числам и падежам. Учитель. А зачем нужны существительные? (Они называют предметы, которые находятся вокруг нас). Оглянитесь вокруг, приведите примеры имен существительных, которые обозначают предметы, находящиеся в классе. Вывод. Существительные в нашей жизни играют огромную роль, они помогают нам назвать то, что мы видим. 5. Домашнее задание: составить текст на тему: «Каникулы», подсчитать количество имен существительных. 6. Рефлексия. Продолжите фразу: – Сегодня на уроке мы повторили… Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |