Преподавание литературы Интегрированный урок по теме «Иллюстрирование стихотворения Б.Пастернака "Снег идет"». 3-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1043 Чебыкина Лидия Геннадьевна, заместитель директора по УВР; Сергеева Ольга Борисовна, учитель начальных классов; Пеленева Наталья Валерьевна, учитель начальных классов; Бородулина Татьяна Ивановна, учитель информатики Продолжительность – 2 урока, следующие один за другим. Цель урока: создать условия для эмоционального переживания поэтических строк. Задачи урока:
Оборудование: персональные детские ноутбуки, учительский компьютер, wifi роутер, мультимедиапроектор, колонки, том стихотворений Б. Пастернака, текст стихотворения Б.Пастернака “Снег идет” у каждого ученика, в слайдфильме портрет Б. Пастернака (http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/04/44.jpg), Содержание урока. Часть 1. 1. Введение в тему. Учитель: (Приложение 1) (Слайд 1) Перед вами портрет Б.Пастернака – русского поэта. Кто-то читал его стихотворения? Можете ли вы что-то рассказать об этом человеке? Дети: (Скорее всего, это первая встреча учащихся с творчеством Пастернака, но они знают, кого называют поэтом.) Поэт – это человек, который видит в обычном необычное, в знакомом – незнакомое. Учитель: Сегодня на уроке мы будем читать, слушать и даже рисовать стихи. 2. Работа с текстом стихотворения. Учитель: Прочитайте предложение – “Снег идет” (Слайд 2). Что представили? (Дети отвечают.) Правда, обычная для зимы картина? И слово “зима” – обычное слово. С чем ассоциируется у вас слово “зима”? (мороз, холод, снег) – тоже обычные явления природы и слова русского языка. А теперь послушайте стихотворение. (Учитель читает стихотворение “Снег идет”.) Учитель: Какие у вас ощущения? (Свободные детские высказывания.) Учитель: Прочитайте стихотворение, отметьте непонятные слова и выражения. (Толкование слов, проверка по словарю на экране. (Слайд 3 с гиперссылками.)
Учитель: А теперь перечитайте стихотворение еще раз. Может быть, вас что-то еще удивит! Что удивило? Что понравилось? Следуя за высказываниями детей, учитель организует свободное обсуждение стихотворения, между делом задавая свои вопросы. Например: – Как вы думаете, какое время суток описано в стихотворении? (Скорее всего вечер или ночь.) Откуда это можно предположить? (Автор упоминает черный и белый цвета – цвета ночи и снега.) – Где происходит действие стихотворения? (И в комнате, и на улице, за оконным переплетом.) – Почему цветы герани тянутся туда, за оконный переплет, где снег, метель, смятенье? (За окном – чудо. За окном интересней, там идет жизнь, она не ждет.) – В стихотворении есть сравнения. Найдите их. (Снежинки – белые звездочки, Небо, небосвод – чудак в заплатанном салопе. Он сходит наземь.) – Лирический герой наблюдает за снегопадом, а сам думает о чем? (Перечитывание 5, 6, 7 строф – о ходе времени, о том, как быстро проходит жизнь – отсюда смятение и растерянность.) – Чем интересна последняя строфа? Троекратный повтор предложения “Снег идет” – бесконечный процесс, так же, как и бесконечно время. Все в смятенье – пешеход – человек, размышляющий о жизни; удивленные растения – цветы герани – (Чем удивлены?), поворот на перекрестке (Остановись, подумай, куда нужно идти в этой жизни …). 3. Подготовка к иллюстрированию стихотворения. Учитель: Сегодня мы будем иллюстрировать это стихотворение. Как вы думаете, какие строки можно легко иллюстрировать? А какие трудно? Прочитайте их. Что этим хотел сказать поэт? Как можно изобразить, например, течение времени? (Дети предлагают свои варианты.) Учитель: Художники по-разному изображают время в своих рисунках. Марк Шагал, например, сделал это так: (Слайд 4 – репродукция с картины “Часы с синим крылом” – 3 минуты). Удивительные часы? (Свободные высказывания детей.) Почему – с крылом? (“Время летит”.) 4. Подведение итогов первой части урока. Учитель благодарит детей за работу и предлагает отдохнуть. Часть 2. 5. Постановка задачи. Учитель: Ваша задача сегодня иллюстрировать лишь одну или две строки стихотворения (эти строки у каждого ученика выделены в тексте стихотворения). Нужно постараться сделать это как можно более точно. Когда все рисунки объединим – получится фильм. Работаем в приложении Paint всеми знакомыми вам инструментами. 6. Проговаривание алгоритма практической работы (Слайд 5). Алгоритм работы на компьютере.
7. Самостоятельная работа учащихся. 8. Создание фильма. По мере завершения детьми работы учитель вставляет все рисунки последовательно, в соответствии со строками стихотворения в ранее заготовленный слайдфильм (можно воспользоваться приложением Windows Movie Maker). На каждой заготовке для кадра по количеству учащихся, написаны строки стихотворения. В видеоролик вставлен музыкальный файл “Снег идет” в исполнении С.Никитина. Поскольку каждый ребенок работает в своем темпе, время окончания работы будет разным. Кроме того, для создания видеофильма также требуется время (приблизительно 10 минут). Поэтому учитель должен продумать, чем занять детей на это время (заучивание отрывка из стихотворения, иллюстрирование стихотворения цветными карандашами, сочинение своего стихотворения с таким же названием и т.п.) В любом случае урок завершается следующим этапом. 9. Подведение итогов урока. В режиме демонстрации дети смотрят видеофильм и одновременно с этим поют песню по типу караоке. Учитель благодарит за урок, предлагает показать получившийся фильм на родительском собрании. Приложение 1. Слайдфильм для урока. Приложение 2. Слайдфильм “Снег идет” – результат коллективного детского творчества. Приложение 3. Фильм “Снег идет”, выполненный в приложении Windows Movie Maker, результат коллективного детского творчества. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |