Преподавание русского языка
Урок "Роль несогласованных определений в речи" ( по программе В.В. Бабайцевой)
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1288
Трофимова Ольга Васильевна, учитель русского языка Цель урока: - Работа над совершенствованием и обогащением синтаксического строя речи определениями, в т.ч. несогласованными.
- Выявление, в каких стилях и жанрах употребляются согласованные и несогласованные определения.
- Определение вопроса синонимики определения.
- Создание собственных текстов с использованием несогласованных определений.
Ход урока - Слово учителя
На прошлом уроке, отрабатывая пунктуационное правило “Тире между подлежащим и сказуемым”, вы создавали пятиминутные сочинения-эссе, построенные на таком стилистическом приеме, как анафора, на тему "Юность". Из ваших работ я составила эссе. Послушайте его. Мы были детьми, играли в игрушки, но детство промчалось, и наступила юность. Ах, юность! - Юность – это период, когда ты перевоплощаешься в серьезного, ответственного человека после маленького, забавного и просто человечка.
- Юность – это дверь в новую жизнь и новые чувства.
- Юность – это порог в совершенно другой дом с новыми жильцами, их чувствами и поступками.
- Юность – это пора, в которую открываются все новые тайны.
- Юность – это большая ответственность.
- Юность – это первая любовь и первые разочарования.
- Юность - красивое слово, выражающее что-то прекрасное, но в то же время грустное.
Каждый из вас, наверное, узнал строки из своего мини-сочинения. Читая ваши откровения, я отметила, что для вас юность – радость новых открытий: чувств, взглядов, людей. Но не только мы с вами задумывались: что же такое юность? Какая она, юность? Об этой поре жизни думали и писали мастера слова. - Стилистический эксперимент.
Давайте представим себя соавторами русских поэтов, допишем определения в стихотворных строках о юности. Прости гостеприимный кров, Жилище юности … ! (К.Батюшков.) Когда же юности … Пришла Евгению пора, Пора надежд и грусти нежной, Monsieur прогнали со двора. (А.Пушкин.) Сначала озарять пир юности … Влетала ты (муза) ко мне в златые дни любви. (В.Бенедиктов.) Я полон дум о юности … , Но ничего в прошедшем мне не жаль. (С.Есенин.) В … юности моей Я был счастлив – одну минуту! (К.Батюшков.) Выпьем, добрая подружка, … юности моей. (А.Пушкин.) В юности моей, мятежной и …, Отрадного душе воспоминанья нет. (Н.Некрасов.) Так мчалась юность …, В пустых мечтах изнемогая. (А.Блок.) - Прочитайте получившиеся строчки стихотворений со своими определениями. А потом мы их сравним с авторскими. Авторские: 1 – беспечной, мятежной, кипучей, веселой. 2 – печальной, бедной, суровой, бесполезная. - Какие определения вам кажутся наиболее яркими и точными?
- По какому принципу разбиты строки поэтов на две группы?
- Какое определение встречается в обеих группах?
- Как влияет на значение этого определения контекст?
- Какое определение, по-вашему, более точное и выразительное?
- Различение согласованных и несогласованных определений в текстах русских поэтов.
- Найдите в текстах поэтов согласованные и несогласованные определения. Выпишете их в два столбика.
- Чем отличаются согласованные определения от несогласованных? (Несогласованные определения более точны, богаче по значению)
- Тест
- Найдите словосочетание с несогласованным определением:
а) красивая пора; б) у веселых соседей; в) на мраморном полу; г) мальчик в валенках; д) красные от мороза. - Укажите предложение с несогласованным определением:
а) К вечеру солнце склоняется за цветущие холмы. б) Днем красный цвет приобретает темный оттенок. в) Татьяна Андреевна сидела на полу около сундука с книгами. г) Девочка держала в руках мохнатую черную собачонку. д) Театральный учитель Тани вскоре стал ее мужем. - Укажите словосочетание, в котором нельзя произвести замену несогласованного определения согласованным:
а) юноша за рулем; б) юноша с голубыми глазами; в) юноша из Греции; г) юноша из легенды; д) юноша с ракеткой. - Найдите примыкающее несогласованное определение:
а) дорога с юга; б) сделал назло; в) мечтал поехать; г) мечта поехать; д) тропинка в лесу. Ответы: 1Г, 2ВД, 3АД, 4Г. - Выявление, в каких стилях, типах речи, жанрах используются несогласованные определения.
- Распространите предложения, включив в них подходящие по смыслу несогласованные определения. - Серафима Максимовна неумолимо осуждала все попытки мужа … (вести рассеянный образ жизни).
- Швейцер поставил свечу на маленький овальный стол … (из карельской березы).
- На портрете была изображена молодая женщина … (в синем бархатном платье).
- К какому стилю, типу речи могут относиться данные предложения? - При описании чего могут быть использованы данные несогласованные определения? (характер человека, интерьер, портрет). - Послушайте стихотворение В.Тушновой Раскаленное, цвета платины небо с грудами облаков, на зыбучем асфальте вмятины остаются от каблуков. Листья пыльные не колышутся, все труднее к закату дышится, сердце сдавливает тоской беспощадный зной городской. Не кончается день томительный духоты и труда нелегкого … - Определите тему текста. - Какими средствами В.Тушнова передает "беспощадный зной городской"? - Какими средствами выражены ощущения человека? (Эпитеты, метафоры). - Сделайте вывод, продолжив предложение. Несогласованные определения могут быть использованы при описании … (портрета, интерьера, характера человека, состояния природы и человека). - Выполнение упражнения № 120, 121. - Написание сочинения по аналогии.
- Роняет лес багряный свой убор.
- Нарисуйте словами портрет известного Вам человека.
- Опишите интерьер любой комнаты, помещения.
- Не забывайте использовать несогласованные определения. Они сделают ваш текст точнее и богаче. Литература: - И.А. Громов. В согласии с несогласованными определениями//Русский язык. Приложение к журналу «Первое сентября». 1999 № 41
- Русский язык. Практика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Ю.С. Пичугов и др. - М. Дрофа, 2006
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|