ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Методическая разработка проведения урока письма "Учимся писать письма"

Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1092

Мячина Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы

1. Вступительное слово учителя

– Наш урок будет посвящен древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма.
Современный молодой человек не стесняется произнести: "Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню, SMS пришлю…"
Ему и в голову не придет, что сознаваться в этом почти так же неприлично, как если бы он бесхитростно объявил: "Я, знаете ли, прочитать это не сумею – грамоты не одолел?"
Это факт, от этого никуда не денешься. Утрачено искусство писать письма. Намного меньше стали писать и поздравительные открытки. А если в один из предпраздничных дней посмотреть на эти цветные открытки на почтовом отделении, то можно изумиться убожеству текстов традиционных поздравлений друзьям, родным, близким.
А ведь когда-то наши соотечественники умели и любили писать. Тогда не хватали открытку, чтобы вывести на ней торопливо … и счастья в личной жизни! Тогда тщательно подбирали слова, уважая себя и корреспондента, перебеливали черновик, чтобы поиск слова, выразившего боль и радость, остался тайной писавшего, а читающий воспринял бы найденное – единственное.
Хорошо, что многие литературные произведения сохранили образцы этого искусства и сам процесс письма. Давайте вспомним их. (ответы учеников: "Евгений Онегин", Пушкина, "Война и мир" Толстого, "Гранатовый браслет" Куприна, "Преступление и наказание", "Бедные люди" Достоевского.)
Сейчас много говорится о необходимости возрождения утерянных культурных традиций, звучат голоса и о важности, значимости эпистолярного жанра. И наш урок мне хотелось бы назвать вот так: "Учитесь писать письма!" Я призываю вас быть соучастниками возрождения искусства эпистолярного сочинительства.
– Как вы думаете, почему так важно уметь писать письма? Зачем люди вообще придумали письмо?
Работа с эпиграфом, записанным на доске.
Это отрывок из личного письма:
Не умею писать писем. Для чего их вообще пишут? Может быть, храня их, можно увидеть, что со вр6менем меняются взгляды и почерк, и даже начинает казаться, что менялся и сам человек, их писавший. Эволюция в письмах смогла бы пригодиться для наблюдений Дарвину, который при желании усмотрел бы отмирание атавизмов в словах и поступках. Жизненный опыт – это накопление атавизмов и постепенная их утрата. Спорно?
– Что является спорным в этом высказывании?
– Как автор относится к письмам?
– Какие строчки из его отрывка убеждают, что письма очень важны?
Письма действительно сокращают расстояния, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого, родного человека. Они дают возможность состояться содержательному, взаимно обогащаемому диалогу: они в какой-то степени формируют характер человека, во всяком случае, его шлифуют. Ведь в письме, как и в дневнике. Человек, сосредотачивается, сам себя как бы систематизирует и "итожит", сам себя познает, объясняет себя другому.
Эпистолярный слог, несомненно, всегда являлся показателем культуры и самосознания человека.

2. Осмысление понятия «эпистолярный жанр», работа с «видеомой»

– Видеома – это особый способ передачи информации о каком-либо явлении или толкования какого-либо понятия с помощью графического знака или рисунка. Используется чаще всего для раскрытия внутренней сути явления, понятия через призму творческого воображения автора.

– Эпистолярный жанр, отношение к нему, попытка представить свою деятельность в этом процессе – все это явилось содержанием вашего творческого задания, в котором нужно было выразить свое отношение в виде зрительного образа. (Комментарий учеников к своим видеомам).
– Процесс создания письма довольно сложен. Он требует большого жизненного опыта и опыта пишущего. А если этого нет, то письмо может иметь вид следующего послания.

Ученикам предлагается работа по редактированию негативного текста:

Привет, С.
Пишу тебе из дома 24 февраля сего года. Вот решил написать тебе.
У нас все как всегда. А как у вас?
Скоро у нас будет смотр художественной самодеятельности. В последние зимние каникулы мы ездили на елку в Кремль. Там мне очень понравилось новогоднее представление.
Ну ладно, кончаю тебе писать. Больше писать нечего.

Ну, пока.
К.

– Отвечает ли текст этого письма требованиям, предъявляемым к высказываниям эпистолярного жанра? Обратимся к материалу предыдущих уроков. Какие композиционные части отсутствуют? (Нет основной части, в которой адресант рассказал бы подробно о своей жизни, нет вопросов к собеседнику, не соблюдается этикетная форма конца письма.)
– Какие задачи эпистолярного жанра не выполнены? (Нет пристройки, нет желания быть интересным собеседником.)
– Исправьте текст, отредактируйте основную часть, придумайте варианты заключительных фраз.

Образец работы.

Доброе утро, день, а может, вечер, моя милая подружка!
Получив твое письмо, немедленно пишу ответ. Так хочется поделиться с тобой своей жизнью, но, думаю, это будет интереснее сделать при встрече, ведь она не за горами.
Хотя об одном факте, пожалуй, стоит рассказать. Я надеюсь, что он заставит тебя поскорее приехать ко мне. У нас в доме появился маленький диктатор. Как ты думаешь – кто? Это пушистый мягкий комок по имени Маркиз. Все домашние подчиняются его воле, его желаниям. Ужасный непоседа и игрун, но в то же время ангел – хранитель нашего дома.
Приезжай, он очень любит новых людей.
Передавай привет своим домашним.

До скорой встречи.
А.

3. Анализ опыта переписки

– Мы говорили, что письмо – это кусочек человеческой жизни, к которому потом, спустя время, интересно вернуться. Это попытка объяснить себя окружающим и самому себе.
Теперь мы обратимся к опыту переписки, который поможет вам решить спорные вопросы.
Вспомним основные жанровые разновидности личного письма. (Дружеское письмо, письмо-поддержка, письмо-просьба, письмо-соразмышление.)
– Сейчас вы будете работать с письмами различного характера, постарайтесь понять по их содержанию, какие отношения сложились у адресата и адресанта.

Ученики читают текст открытки:

Милая Леночка!
Шлеи Вам и Вашим родным весенний привет и самые добрые пожелания. Пусть будет больше света и тепла!

Б.М.

– Понравилось ли вам это письмо?
– Соответствует ли оно требованиям, предъявляемым к традиционному оформлению открытки?
– В чем его оригинальность?
– Приятно получать такие открытки, и я желаю, чтобы ваши поздравления были столь же оригинальны и личностны.
– Теперь обратимся к тексту второго письма.

Милая Леночка!
Я очень огорчен тем, что не состоялся наш поход в библиотеку Союза кинематографистов. Вина у нас взаимная, но теперь уже нет смысла выяснять отношения. Надеюсь, что Вы еще появитесь в Москве.
Пишу же Вам по поводу, о котором упоминал. Хочу попросить Вас зайти в бюро междугородного квартирного обмена и заполнить там обменную карточку на имя моей сестры, проживающей в Иркутске и исполненной желания перебраться, путем обмена квартир, в Ярославль. Вам придется внести при этом какой-то взнос, но мы сочтемся, когда снова будете в столице.
Для заполнения анкеты на обмен сообщаю Вам необходимые данные… Требуется однокомнатная квартира в г. Ярославле.
Буду, как говорили в старину, весьма и премного Вам обязан за эту услугу.
А еще прошу Вас не забывать меня и писать почаще. Буду отвечать.

Самые искренние пожелания.
15 августа 1984 г.
Москва.
Б.М.

– К какому жанру мы можем отнести это письмо?
– С какой целью пишутся такие письма?
– Какова композиция этого письма?
– На какие части можно его разделить? На 3 части: 1) этикетная цель – установить контакт с адресатом; 2) деловая – содержит непосредственную просьбу; 3) этикетная – прощание.
– Какую роль играют в этом письме этикетные части? (В начале письма – создание дружеского расположения, в конце – установление контакта для продолжения переписки).
– Надеюсь, что этот образец поможет вам, ребята, оформлять письма такого рода.
Но больший интерес представляет другой тип письма. Прочитаем третий текст письма.

Лена!
Много ли человеку надо? И, да и нет.
Я понял (прочитав твое письмо), что ты из тех, кто любит писать вообще, хочет писать в частности, но не знает до конца, для чего он этого хочет.
Сейчас я скажу тебе слова, которые мог бы сказать тебе уже состоявшийся писатель. Я таковым быть никогда не хотел, но чувствую смысл их труда настолько, что все-таки даю тебе совет:
– Реши сегодня, раз и навсегда, что является предметом искусства для тебя, т.е. сразу исключи те темы и проблемы, которые не твои.
– Найди свой круг, т.е. пока еще не себя, а целое множество себя – круг вокруг себя – пиши об этом только то и только так, чтобы в конце даже я понял, чего же ты хочешь.
Для этого надлежит тебе перестать писать просто слова и предложения. Нет красивых слов – есть красивые мысли. Пусть у тебя все они будут таковыми. И все вместе пускай подчиняются только одной – твоей идее. Все остальные (и пусть даже красивые!) следует жестоко, но справедливо отбросить.
Сегодня много бытописателей, но мало писателей. Помни об этом. В твоих руках в чьи ряды тебе встать
Все.
Желаю успеха! До свидания! – Миша.

– Какая ситуация человеческого общения вызывает письма такого рода?
– Что можно сказать о нем? Как бы вы определили жанровую разновидность этого письма? (Письмо-рекомендация.)
Письма такого рада пишутся, чтобы посоветовать, поразмышлять вместе с адресатом, поделиться своим опытом. Это, как правило, ответ на письмо – исповедь.
Следующее письмо:

Дорогая Лена!
Как надо жить? – знают миллион людей.
Как надо жить? – не знает никто. Каждый может посоветовать, но что?
Это обязательно будут пути и выходы, которые полны ошибок, по которым мы – следующие – обязательно пройдем и скажем потом:
"Вот если бы все сначала!"
я живу не просто и не сложно. Просто живу. Это – моя основная профессия. Теперь знаю, что способностей у меня в общем-то нет (или очень мало), но есть стол, лампа, бумага, бульон, усы, календарь на ….. год и прочее.
Не мало да?
Я пишу тебе "хоть что-нибудь".
Счастье – уметь сильно писать. Но это и несчастье одновременно.
Достоевский писал лучше всех в мире и был очень несчастлив.
Я не умею писать, и это несчастье. Но я счастлив оттого, что … (дальше я не знаю).
Вот.
Кто же тебя обидел? Твое письмо в самой середине прострелено крупной пулей (градиной, слезой).
Если тебя обидел я, то…
Прости! (За что-нибудь).
Теперь возьми хорошую книжку, свернись калачиком и читай. Съешь яблоко, посмотри в зеркало.
Стало лучше? Ну вот.
Я пошел на кухню.
Целую – Миша.

– С какой целью пишутся подобные письма? (Поделиться мыслями по поводу какой-то общей волнующей проблемы, это письмо-соразмышление).
– Найдите композиционные элементы писем разных жанровых разновидностей.
– Какие стилевые особенности личного письма вы можете указать в этом тексте? (Диалогичность – большое количество вопросов, предполагаемые ответы; убедительность; разговорная лексика; свободный синтаксис – неполные предложения…)
– Как заканчивает автор свое письмо?
– Почему он переводит разговор в бытовую плоскость? (Чтобы снять назидательность, которая прозвучала в рекомендации).

4. Важность обращения к эпистолярному жанру

Эпистолярный жанр – это труд души, обращенный к другому человеку. Помните, адресат ждет от вас писем, полных дружеского расположения и участия.