Преподавание литературы
Конспект урока литературы в 10-м классе. "Двойники" Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 3221
Борискова Божена Борисовна, учитель русского языка и литературы Цели урока: - начать рассматривать систему персонажей, окружающих Раскольникова;
- определить значение образа Лужина для понимания образа главного героя;
- показать, как в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, что отрицательные элементы идеи Раскольникова отражаются в сознании его двойников.
Задачи урока: Развивающие: - формировать логическое мышление путем сопоставления героев;
- развивать речь учащихся;
- развивать творческое мышление
Образовательные: - универсальные: формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и факты);
- специальные: формировать литературоведческую компетентность (умение оперировать терминами)
Воспитательные: - расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту учащихся, к произведениям современной литературы, к киноискусству;
- формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.)
Орг. момент, сообщение темы урока | Слайд 1 | Чтение отрывков из Нагорной проповеди Иисуса Христа Не убий Возлюби ближнего своего, как самого себя Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся | Слайд 2 | Я не зря начала наш урок с чтения Вечной книги. Это Нагорная проповедь Иисуса Христа, которую он произнёс близ города Капернаум. Словам этим 2 тысячи лет, но они живы и актуальны, т.к. говорят о вечном – любви и милосердии к человеку. | Слайд 2 | Время Достоевского, как и наше, достаточно резко делит мир на две части: мир души и мир денег. Совместить их почти невозможно. Если руководствоваться душой и верой, любовью и состраданием, как учил Достоевский, то мы будем испытывать вечные муки совести. Напротив, если взять за основу деньги, то все становится проще, ощутимей, материальней. Мы говорим о преступлении Раскольникова, совершенное по его же теории. Соотносится ли теория с проповедью? Если нет, в чем разница? Обратитесь к распечатке № 1 | Слайд 3 | Раскольников собирается достичь власти, убив одну никому не нужную старушонку, ибо главное для него – власть. Обратимся к вашему читательскому опыту. О каком герое идет речь? (зачитываю отрывок из "Мёртвых душ",с. 225-226, т.5; Москва, издательство "Правда", 1984 г.). Павел Иванович Чичиков не создаёт теории, но он живёт по принципу: "главное в жизни – копейка. Эта вещь надёжнее всего на свете". Кто из персонажей романа живёт по этому же принципу? | Слайд 15 | Когда мы впервые встречаемся с Петром Петровичем? Что обращает на себя наше внимание в письме? Распечатка № 2. Какие вводные слова использует писатель ("человек, кажется, добрый", "конечно, ни с её, ни с его стороны особенной любви тут нет")? И очень часто встречается слово "как бы". Мать отмечает "прямодушие" Лужина, рассуждающего о женитьбе. Что проповедует Лужин в семейной жизни? Власть над женой. Почему Раскольников убеждён, что этот брак – путь на Голгофу? | Слайд 4 | После заочного знакомства Достоевский представляет нам Лужина, посетившего Раскольникова. Писатель как мастер психологизма рисует мельчайшие детали костюма Лужина. | Слайд 5 | Распечатка № 3. Лужин – нувориш, блестит, как начищенный медный грош, и не только потому, что был "женихом". А почему? Лужин только начал выходить из грязи в князи и внешним блеском пытался подчеркнуть своё новое богатство, своё впервые приобретаемое значение. Поэтому Достоевский главное внимание уделяет одежде и тому, что явилось предметом парикмахерского искусства. В Лужине всё аккуратно, складно, солидно, моложаво, и всё в нём неприятно и отталкивающе. В портрете его есть деталь, подчеркивающая пристрастие к вещам – "бакенбарды в виде двух котлет". Кажется, что Достоевскому доставляет удовольствие рисовать портрет Лужина, но, вчитавшись, замечаем явный сарказм автора. И, описав все детали портрета и наряда Лужина, Достоевский подытоживает "если же и было что-нибудь…действительно неприятное, то происходило это от других причин". Н а какой детали вообще не остановился писатель? Глаза. | | Распечатка № 3. Найдите описание Раскольникова. Какие эпитеты использованы автором? На каком принципе построено описание двух героев? Антитеза, противопоставление. Лужин знал, к кому и куда идёт. Так зачем же он так разоделся? Показать своё превосходство. Посмотрите отрывок фильма (информация о фильме на листочке "Это интересно") и ответьте на предложенный вопрос. | Слайд 6 Видеофрагмент № 1 "Лужин у Раскольникова" | А сейчас мы обращаемся к "теории" Лужина (см. распечатку № 1). Каково главное положение этой теории? Возлюби, прежде всех, самого себя. Какую христианскую заповедь намеренно коверкает Лужин? Верите ли вы ему, когда он говорит, что и он "возлюблял, и рвал кафтан пополам, и оба мы оставались наполовину голы"? Говорит ли нам писатель что-нибудь о родных Лужина? Этот человек даже бричку для невесты и её матери нанять не захотел, они 90 верст тащились на телеге, да и делая предложение Дуне, он наверняка знал, что Марфа Петровна оставила ей 3 тысячи рублей, недаром Достоевский употребляет слово "сорвалось у Лужина". В теории Лужина Достоевский вступает в полемику с идеями социал-демократов, отраженными в романе Чернышевского "Что делать?", он отрицал личную выгоду. Давайте представим, что кто-то встал на пути Лужина к достижению цели. Что будет, если кто-то посмеет помешать ему? Он спокойно перешагнет, не испытывая угрызений совести. Так ли это? | Слайд 8 Слайд 7 | Давайте сопоставим поведение Дуни и Лужина. Какие мысли рождает это сопоставление? В поведении Дуни – искренность, тактичность, благородство, желание рассудить беспристрастно, уважение к человеку, которому дано "великое обещание", гордость и собственное достоинство. Лужин раскрывает свою грязную и низкую душонку. | Видеофрагмент № 2 “Лужин ссорится с семьей Раскольниковых” | Обратите внимание на лексику, которой автор рисует действия и слова Лужина. Почему он позволяет себе так разговаривать? Подтвердите текстом. "Он слишком надеялся на себя, на власть свою и на беспомощность своих жертв". Недаром и в письме к матери Раскольникова он угрожает: "пеняйте на себя". В чём ещё проявляется низость Лужина? В оскорблении всей семьи: матери, что оболгала его; Раскольникова, что тратит деньги на Соню; Дуню, что была о ней дурная слава | | О чём же думает Лужин, уходя от Раскольниковых? Раскаивается ли он? В чём же себя корит Лужин? Что он ценил в жизни больше всего? | Слайд 9 | Лужин отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность единичных щедрот. Он считает, что забота о собственном благополучии есть забота о "всеобщем преуспеянии". В расчетах Лужина вполне уловимы интонации голоса Раскольникова, который, как и его двойник, не удовлетворен единичной и ничего не решающей помощью. Оба они "разумно" находят жертву для достижения своей цели, теоретически обосновывая свой выбор так: никчемная старуха, как считает Раскольников, все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно – рано или поздно – украдет. Лужин так же, как и Раскольников, оставляет за собой право решать участь другой личности. Он очищает "арифметику" Раскольникова от "деятельного сострадания". ……………..Нет, я не споря От прав моих не откажусь Или хоть мщеньем наслажусь. Какое решение принял Лужин? Страшно читать сцену убийства старухи, но еще страшнее становится при чтении страниц, где Лужин сначала спокойно пересчитывает пачки кредиток, затем, преисполненный собственной значимостью, вручает 10 рублей Соне, подсунув 100 рублей в карман. А потом на поминках с чудовищным, плохо скрываемым злорадством обвинит Соню в краже | Слайды 10-12 Видеофрагменты № 3, 4 "Соня у Лужина", "Обвинение Сони в краже" | Когда читаешь, кажется, что мерзкой речи Лужина не будет конца (3 страницы текста!) и что бедное сердце Сони разорвётся. Но по счастливой случайности всё выясняется | Слайд 12 | Лужин переступает через любые преграды, совершает подлог и клевещет на невинного. Лужин считает себя человеком высшего разряда, которому многое дозволено. В сцене разоблачения Лужин спокойно идёт на толпу. Что руководит им? Наглость и уверенность, что он – сильный мира сего. Достоевский заглядывает в будущее: если главное – культ денег, значит, придёт время лужиных. | Слайд 13 Видеофрагмент № 5 "Разоблачение Лужина" | Почему же мы говорим о Лужине как о двойнике Раскольникова? У обоих в теории главное – Я. Но если для Раскольникова преступление – способ добывания средств, необходимых для служения человечеству, то мотивы Лужина гораздо приземленнее и пошлее: им движет исключительно корысть. Образ Лужина интеллектуально снижает идею Раскольникова. Эгоизм Лужина не менее опасен, чем эгоизм Раскольникова. Он рождает равнодушие, оправдывает подлость и жестокость. Поэтому у нас в распечатке и объединены Лужин и Раскольников. Но есть существенное различие: у Лужина испорчено сердце, а у Раскольникова – разум, поэтому Раскольников может возродиться, а Лужин – никогда. Не зря Достоевский не позволяет этому герою – единственному! – совершить ни одного положительного поступка. Про Лужина мы можем сказать, что он – мертвая душа. Потому что мир духовных ценностей для него не существует. Вот и вы должны сделать в своей жизни правильный выбор, не ошибиться в нем. Вы должны помнить, что слепое желание иметь материальные блага может привести к преступлению. Это актуально во все времена. Именно поэтому хочу закончить урок высказыванием французского философа Пьера Буаста. Верю в то, что данное изречение не подойдет ни к одному из вас. Запишите его. И завершим разговор прослушиванием композиции в исполнении Сергея Никитина "Каждый выбирает для себя…" Итоги урока. Д/з: перечитать эпизоды, в которых появляется Свидригайлов (ч. 1, гл. 3; ч. 4, гл. 1, 2; ч. 6, гл. 3-6); материал учебника на стр. 325 – 328 | Слайд 14 Слайд 16 | Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Примечание: Видеофрагменты, к уроку, можно получить у автора!
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|