Преподавание литературы Урок литературы в 5-м классе по теме "Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1338 Михеева Надежда Николаевна, учитель русского языка Тема: «Сказка – ложь, Цели урока:
Оборудование урока: – Выставка книг, произведений П. Лебеденко.
Распечатать отрывки из сказки (автор об Улите, Груне), портреты героинь. Задание к уроку: I. Всему классу прочитать сказку из сборника П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты». Выразительное чтение понравившегося эпизода. ХОД УРОКА I. Слово об авторе сборника «Сказки Тихого Дона» Учитель. О книгах Петра Лебеденко говорят, что в них « бьется вечный пульс судьбы народной». Петр Лебеденко родился в 1916 году, в городе Сарапуле Удмуртской АССР. На Дону, в городе Азове прошли его детские годы. Впоследствии он окончил летное училище Гражданского воздушного флота, и это во многом определила его жизненный и творческий путь. В него вошли сказки: 1) «Петрусь – мальчонка русский» К уроку учащимся было предложено прочитать сказку из сборника « Доброе сердце дороже красоты». II. Беседа на восприятие произведения – Понравилась ли сказка? Чем? III. Самостоятельная работа учащихся с текстом сказки на уроке Задание: определить качество личности героини. (Сопоставительная характеристика Груни и Улиты)
I группа: Груня. «… увидит, как старушка воду с трудом несет, подбежит, подхватит ведра, поможет. Несет старичок вязку дров – шагу лишнего не даст ступить ему Груня: возьмет дрова и сама донесет, куда надо. Каждого путника накормит, спать уложит да еще в дорожную сумку сала, лепешек положит: пригодятся, мол, в дороге. За всю свою жизнь никого не обидела Груня». II. группа: Улита. «Уж до чего красива была Улита! Длинные косы, как вороново крыло, брови, словно стрелы, лицо белое, румяное, сама стройная, как березка. Ищи такую красоту по всему свету – не найдешь. Да было лихо у девушки: сердце у неё злое было, лютое. Увидит, бывало, что старушка седая идет, на палку опирается, еле ноги передвигает, подойдет к ней Улита и ну смеяться, насмехаться». Наблюдения над художественными средствами языка. Сравнения: «брови, словно стрелы» «косы, как вороновы крылья», «сама стройная, как березка». Вывод. Автор противопоставляет внешнюю красоту Груни (некрасивая лицом была девушка да и горбата) внутреннему миру Улиты (сердце у неё злое было, лютое). IV. Выразительное чтение эпизода «Молодой казак просит Груню и Улиту коня напоить». Сопоставительный анализ поведения героинь в этом эпизоде. V. Инсценирование эпизода «Старушка древняя поведала сказку о том, что найдет он свою невесту по отметинке на руке», в том, что «сила в нем – от сердца девицы перешла, от доброты её». – Почему так серьезно отнесся к словам древней старухи казак? (Древняя – много пережила, повидала, умудрена жизненным опытом, обычай; традиция казаков: старым людям – почет да уважение. Так автор отражает национальное достоинство в сказке.) – Как была наказана Улита за зло свое? Вывод. Так автор через свою сказку приводит свою идею возмездия за злые поступки. VI. Внимание к традициям творчества, их воинской доблести, их отражению в сказке. – Покажите, как в сказке раскрывается мысль о давнем историческом назначении казаков отстаивать независимость жителей Войска Донского. Учитель зачитывает эпизод о том, как оживила древняя старушка Груню, молодые старому казаку поклонились, старушке древней чарку бражки поднесли, спасибо сказали. – Внимание к слову во время работы над эпизодом (будь такой же красивой, как и доброй, отметина, оставленная на руке Груни). VII. Итог урока – В сказке «Доброе сердце дороже красоты» рассказывается о том, что злые поступки должны быть непременно наказаны, доброе сердце – справедливо награждено. VIII. Задание на дом – Прочитать сказку «Сказка о чуде – чудище заморском, девице – красавице и серой волчице». Подумать, как в сказке находит отражение идея свободолюбивого и героического духа казаков Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |