Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Неделя русского языка в школе. Научно-практическая конференция для учащихся 9–11-х классов по теме "Русский язык в современном обществе"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Неделя русского языка в школе. Научно-практическая конференция для учащихся 9–11-х классов по теме "Русский язык в современном обществе"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1171

Купряшова Людмила Константиновна, учитель русского языка и литературы, школьный библиотекарь

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (7,07 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели: привлечь внимание учащихся к злободневным проблемам состояния русского языка на современном этапе; создать условия для стремления человека к нравственному самоусовершен- ствованию, повышению уровня речевой культуры; воспитание патриотического отношения к русскому языку, культурному наследию страны; развитие речеведческих умений учащихся; расширение культурологического пространства.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • презентация-коллаж "Русский язык в современном обществе",
  • транспаранты "ЛУБОК", "ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА",
  • "ХИНДИ", "САНСКРИТ", значение этих понятий.

Материалы школьной конференции

Вступительное слово.

"Русский язык в современном обществе". (Презентация-коллаж сопровождает все выступления)

Самые разные злободневные вопросы о современной речи поднимут сегодня выступающие: это и угрозы для нашего языка в самой России, и позитивные процессы в нашем языке, и нравственные проблемы общепринятого у нас общения, потому что достойно в этом общении далеко не всё.

Богат наш язык, сказочны его возможности, но есть в нём слабые места, и об этом мы тоже услышим сегодня. В заключение конференция должна утвердить рекомендации по улучшению культуры устной и письменной речи в нашем школьном коллективе.

Выступления сопровождает презентация-коллаж под одноименным названием. Почему коллаж?

Мы нанизываем на свою тему всё то, что ещё никто не совместил, а мы считаем необходимым - время пришло! - совмещение именно этих фактов, этих явлений состояния нашего языка. Презентация-коллаж состоит из 5 картин. И хотя названия картин напоминают лубок, проблемы затронем самые серьёзные.

Предлагается следующая тематика выступлений.

Угрозы для русского языка в самой Российской Федерации

  • Засорение русского языка американизмами. Стребнев В., 10 кл.
  • Криминализация русской речи. Ахмедов Т.,10 кл.
  • Распространение употребления нецензурных выражений. Жильцова Д., 10 кл.
  • Русский язык и литература в российских школах. Ахмедов О., 10 кл.
  • Проблема филологической культуры в современной России. Рзаев И., 11 кл.
  • "Слабые места" современного русского языка. Белькова В., 9 кл.
  • Понятие нации и проблема национального единства страны в условиях нарастания социального неравенства. Черемисинова Г.,11 кл.

Позитивные процессы в современном русском языке. Кизинова К.,10 кл

  • Расширение сферы говорения, сферы живой, спонтанной речи.
  • Широко употребительный язык освободился от бюрократических, казённых элементов речи. Некоторые иноязычные слова постепенно замещаются русскими аналогами.
  • Для современной речи характерным явлением стала языковая игра.
  • Оригинальные языковые явления. Сашнина И., 9 кл.

Слайды 1-8

В. Стребнев. Засорение устной и письменной речи различного рода американизмами

Засорение устной и письменной речи различного рода американизмами, которые всё шире используются не только в рекламе и названиях торговых организаций, но также и в бытовом общении и даже в выступлениях общественных и политических деятелей.

Все эти "ток-шоу", "хит-парады", "прайс-листы" и "супермаркеты", а также "спикеры", "саммиты", "имиджмейкеры" и тому подобные выражения мы слышим сегодня буквально на каждом шагу.

Мало того, сегодня довольно часто используются гибридные англо-русские словосочетания, которые не соответствуют никаким нормам русской грамматики. Например, "Горбачев-фонд" (имеется в виду Фонд Горбачева), "Айс-Фили", "Иванушки-Интернешнл" и тому подобное.

Причем такого рода словосочетания используются и на вывесках учреждений, и в рекламных объявлениях, и в сообщениях средств массовой информации. Все это не только засоряет литературный и бытовой русский язык, но и проникает в подсознание граждан России, привнося в него элементы чуждой им культуры другой страны.

К сожалению, никаких действенных мер для противодействия этому процессу в России сегодня не принимается, так как его опасность как информационной угрозы еще должным образом не воспринимается. А напрасно. Эта опасность вполне реальна, и она нарастает.

Хорошим примером для России в решении данной проблемы могла бы стать Франция, где ничего подобного не допускается, а забота о сохранении чистоты французского языка является одной из основных задач Института Франции, который выполняет в этой стране функции Национальной академии наук.

Поэтому в современной французской литературе, включая газеты и журналы, вы не найдете не только американизмов, но и, за редким исключением, вообще никаких текстов и терминов на других иностранных языках.

Т.Ахмедов. Криминализация русской речи Слайд 9

Еще одна угроза для русского языка в современной России состоит в том, что он все больше насыщается жаргонными выражениями, характерными для представителей криминального мира. Все эти "наезды", "разборки" и тому подобные выражения часто используются сегодня не только российской молодёжью, но также и людьми старшего поколения. Нередко мы слышим их и в публичных выступлениях отдельных наших политиков.

И уж совсем недопустимым представляется употребление нецензурных выражений, которое в последнее время стало модным у российской молодёжи.

Пример. Один из московских финансовых колледжей. Каждый вечер после занятий его покидают студенты - молодые люди в возрасте 16-18 лет. Идут они небольшими группами, на ходу покуривая сигареты и потягивая баночное пиво, и беседуют между собой. Не ссорятся, не спорят, а просто мирно беседуют. Но при этом обильно перемежают нормальные русские слова нецензурными выражениями, причем такими, от которых, как говорится, уши вянут. Причем делают это не только юноши, но и девушки, которые, видимо, считают это своеобразным шиком и признаком своей раскованности.

Нецензурные выражения уже звучат сегодня даже на сценах некоторых столичных театров. Мало того, некоторые деятели нашей культуры пытаются это позорное явление оправдать. Все это очень серьезно и требует адекватной реакции не только со стороны культурной общественности России, но и со стороны ее руководителей.

Д. Жильцова. Распространение употребления нецензурных выражений Слайды 10-12

Сквернословие по своей обыденности и распространенности многими не считается за грех. Это явление приняло массовый характер после известного революционного переворота, когда силы тьмы, захватывая сферу влияния на русский народ, добились искажения путей развития русской души. Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке.

Причиной сквернословия уже не служат раздражение, гнев; скверные слова стали частью обыденной речи, ими перекидываются даже влюбленные. Это признак особой деградации нашей культуры, когда уничтожается всякое понятие меры, такта общения между людьми.

Употребляющий брань прежде всего позорит честь матерей, нагло ругается над богоустановленными законами рождения, забывая, что и сам родился тем же путем. Он уподобляется чудовищу, когда перед словом "мать" ставит понятие только о блуде и издевается, будучи сам рожден и взлелеян матерью.

Что такое мат? Во все времена наш народ любил и почитал Матерь Божию, Матерь Церковь, свою мать, мать-землю и мать-Родину. Когда Русь 300 лет находилась под татаро-монгольским игом, захватчики, зная, кого почитает русский народ, старались специально нанести оскорбление ему. Матерные слова они направили против Матери Церкви, против Матери Божией, против всего дорогого русской душе. В мате сатанинский дух, мат - язык общения с демоническими силами. Не случайно в филологии это явление именуется инфернальной лексикой. "Инфернальный"- значит адский, из преисподней.

Привычка к сквернословию - признак духовного и нравственного разложения человека, готового к совершению нечистых дел. Сквернослов не только отдает свою душу во власть бесов, он влияет на состояние души окружающих его людей, развращая их содержанием матерщины. Злоречие ожесточает его, не щадит ни стыдливости женщин, ни детской чистоты. Особенно страшно за детей, слушающих изо дня в день скверную брань. Когда такие дети вырастут, им будет трудно создать свой семейный очаг, где был бы уют, где было бы хорошо им самим и их детишкам. Такие дети могут стать причиной бед для своей семьи и для самих себя.

В доме же, где родители хранят целомудрие речи, у детей вырабатывается стойкое отвращение к сквернословию, что является надежной защитой от общения с дурными компаниями.

Если мы не желаем множить зло в себе и других, мы должны отказаться от сквернословия и беречь прекрасный русский великий Божий язык!

О. Ахмедов. Русский язык и литература в российских школах

Однако все же самой серьезной угрозой для русского языка в современной России, по мнению многих отечественных ученых и педагогов, является резкое снижение качества изучения русского языка и литературы в общеобразовательной школе. Это касается и содержания учебных программ, и того недопустимо малого количества учебных часов, которое сегодня предусмотрено государственными образовательными стандартами для изучения этих базовых учебных дисциплин.

Проблема эта является сегодня настолько острой, что о ней уже говорят и пишут не только преподаватели и специалисты в области гуманитарных наук, но также физики и математики, которые хорошо понимают, что язык - это важнейшее средство для развития способностей к абстрактному мышлению и моделированию явлений окружающего нас мира.

Поэтому хорошее знание богатого по своим выразительным возможностям языка является необходимым условием для развития личности, способной к творческому мышлению.

Вполне возможно, что именно по этой причине индийские математики и программисты добились сегодня впечатляющих успехов в разработке программного обеспечения для компьютерных систем.

Ведь они хорошо знают не только английский язык, но также и хинди, а этот язык, очень близкий к санскриту, также является очень выразительным и вполне пригоден для развития способностей к абстрактному мышлению.

Достаточно указать, что хинди имеет 10 падежей и три числа: единственное, множественное и двойственное. По счастью, русский язык по своим выразительным возможностям является одним из самых богатых в мире.

Это наше национальное богатство, которое нужно особенно беречь.

И. Рзаев. Проблема филологической культуры в современной России (Слайд13)

Хотелось бы особо подчеркнуть, что проблема качества изучения русского языка и литературы в российской общеобразовательной школе является лишь "вершиной айсберга", то есть составной частью другой, более крупной и сложной проблемы.

Речь идет о проблеме филологической культуры и филологического образования в России, которые находятся сегодня в весьма плачевном состоянии. По мнению авторитетных специалистов, существовавшая ранее в России система классического филологического образования сегодня почти полностью разрушена, и на ее восстановление потребуются многие годы.

Причины здесь не только в том, что за годы перестройки в России были утрачены многие образовательные традиции, но также и в том, что сегодня осталось очень мало филологически образованных педагогов.

Мало того, современными прагматиками от образования ставится под сомнение сама необходимость получения хорошего филологического образования. И эта тенденция представляется исключительно опасной для будущего нашей страны. Ведь без хорошего филологического образования не может быть обеспечено высокое качество образования вообще, ни гуманитарного, ни естественнонаучного.

Старшее поколение наших соотечественников помнит, что высокообразованным в России всегда считался человек начитанный, хорошо владеющий навыками устной и письменной речи не только на русском, но также и на двух-трех других языках. К сожалению, таких людей в числе российской интеллигенции в последние годы становится все меньше и меньше.

Кроме того, необходимо помнить, что именно через язык в обществе осуществляется связь поколений, а эта проблема также является для современной России исключительно острой и актуальной.

По мнению некоторых специалистов, сегодня в России "общество и нация теряют ценности и нравственные ориентиры и соответственно язык - ориентацию в поле смыслов и стилей". А это уже явная угроза для национальной безопасности страны, с которой далее нельзя не считаться.

В. Белькова "Слабые места" современного русского языка

Одним из "слабых мест" современного русского речевого этикета является отсутствие удобных, общепринятых обращений к незнакомому человеку. Слово товарищ - советское и официальное (товарищ офицер, товарищ милиционер), гражданин - связано с Конституцией, Уголовным кодексом. Господин, госпожа до сих пор воспринимаются многими россиянами как "дореволюционные" (господа в Париже).

И если обращение господин, госпожа отчасти возродилось в официальном языке ("господин президент, госпожа Матвиенко, дамы и господа!"), в неофициальной обстановке, на улице, в магазине эти слова не прижились, так же как и замечательные обращения сударь, сударыня.

Иногда удается выкрутиться с помощью обращения по профессии: Доктор, что со мной? Но не со всеми профессиями это работает, не скажешь же: Слесарь, что у меня с краном? В научной среде, например на конференции, можно обратиться к докладчику коллега, но не будешь же так называть человека, с которым ты едешь в вагоне метро.

Вот и появляются в городском просторечии обращения "по половому признаку" - девушка, молодой человек, мужчина, женщина или "семейные слова" - браток, папаша, мамаша.

Что делать, как вежливо обратиться к незнакомому человеку?

В современном речевом обиходе вместо обращений используются формулы вежливости, обороты типа будьте добры, скажите, пожалуйста; простите: Извините, вы не скажете, который час? Вы не скажете, как пройти на Красную площадь?

Ну хорошо, при обращении к незнакомым людям возникают трудности, но со знакомыми-то все просто - мы можем обратиться по имени (полному или уменьшительному) или по имени-отчеству.

Я думаю, все заметили, что в последние годы все реже в средствах массовой информации услышишь обращение по имени-отчеству, даже руководителей государства часто именуют не по имени-отчеству и фамилии, а по имени и фамилии: Дмитрий Медведев, Владимир Путин.

Хочется напомнить нашим журналистам, что в Московской Руси отчества обладали особым престижем: так официально именовались лишь те, кто принадлежал к социальным верхам.

При Екатерине II написание отчества в официальных бумагах приводится в соответствие с табелью о рангах: в специальной "чиновной росписи" указывается, что отчество особ первых пяти классов следует писать с окончанием -ич, для всех же прочих чиновных лиц отчества не указывать.

В словаре Даля у слова отчество выделяется значение "древность рода, достоинство по родовым отличиям отцов, предков". "По имени называют, по отчеству величают", - говорит народная пословица; согласно другой пословице, именовать следует "богатого по отчеству, убогого по прозвищу".

То есть наши предки ощущали как знак уважения то, что к ним обращаются по имени-отчеству, и, мне кажется, не нужно нарушать эту традицию.

Г.Черемисинова. Проблема национального единства страны (Слайд 14)

Социологические исследования показывают, что сегодня в России можно выделить три основные группы населения: бедные, богатые и так называемый "средний класс". Богатые и очень богатые люди составляют всего около 2%, но именно им принадлежит в стране более 80% всей собственности. Вполне естественно, что у каждой из этих групп имеются свои интересы и духовные ценности. Какое дело, например, до проблем деградации российской деревни или же положения нашего учительства тем, у кого дети учатся за границей, а родные и близкие проживают совсем в другой стране?

Да и русский язык им нужен лишь потому, что их бизнес находится пока в России. Ведь свою дальнейшую судьбу они с нашей страной не связывают. Поэтому и патриотизма от этих людей ожидать не приходится, и защиты национальных интересов России тоже. Необходимо признать, что сегодня Россия является разделённой нацией.

В чужой стране оказались те 25 млн. наших бывших соотечественников из республик бывшего СССР, которые нежданно-негаданно вдруг оказались для России иностранцами, хотя сами они из своих домов никуда не уезжали и своего согласия на этот свой новый статус никому не давали. Но ведь их согласия, собственно, никто и не спрашивал. Известно, что многие жизненно важные права наших бывших соотечественников за рубежом грубо нарушаются.

Кроме этого русский язык в некоторых из этих стран теперь не изучается, т. е. растёт юное поколение русских, не изучающих родной язык.

Ещё один тревожный фактор: в самой России уменьшается число русскоговорящих её граждан (согласно переписи населения, в 2002 г. русскоязычных россиян в Российской Федерации проживало на 1 млн 800 тыс. чел меньше, чем 13 лет назад в 1989 г. Почему? В стране катастрофически быстро сокращается численность коренного населения, пустеют деревни.

Это тоже одна из острейших проблем национальной безопасности современной России.

К.Кизинова. Позитивные процессы в современном русском языке (Слайды 15-19)

Современная разговорная речь порой раздражает обилием речевых ошибок, и тогда кажется, что русский язык разрушается. На самом деле просто расширилась сфера говорения, сфера использования живой, спонтанной речи. Люди теперь не читают по бумажке написанное заранее, а говорят вживую. В расцвете публичная речь, жанры диалога, интервью.

Благодаря этому в языке ярко проявляется личность, характер, оригинальная мысль. В говорящем сразу обнаруживаются культура и бескультурье, образованность и невежество.

Разве это не позитивные явления и процессы в современном русском языке?

Я хочу сказать следующее. Русский язык - абсолютно состоявшийся язык. Его развитие закреплено в таких выдающихся текстах, письменных и звучащих, что ему ничто уже не может повредить. Он как скрипка Страдивари, которая может оказаться в руках мастера или профана, и от того, что профан сыграет на ней собачий вальс, она не перестанет быть уникальным музыкальным инструментом.

История языка показывает, что русский язык наделён механизмом постепенного замещения иноязычных слов - правда, не всех, а таких, которые подсознательно раздражают говорящих своей "нерусскостью", н-р, : дискаунтеры (магазин уценённых товаров) и др. Пример. В первые годы ХХ в. в России начинают играть в футбол и пользуются, соответственно, английской футбольной терминологией. В дальнейшем некоторые слова прижились (пенальти, аут), некоторые вытеснились русскими аналогами (редко услышишь: голкипер, бек, хавбек - вместо них - вратарь, защитник, полузащитник. В других областях: 30 - 40-е годы было массово популярно слово патефон - позже оно вытеснилось русским словом проигрыватель.

Для современной речи характерным явлением стала языковая игра - стремление разнообразить речь употреблением слов в новых, необычных значениях, применением всевозможных экспрессивных средств языка.

Например, статья в газете называется "Куда летит пеликан?"

Исходя из названия этой статьи, какую тему предполагает читатель? (Отвечает 9 кл.)

А статья, оказывается совсем не о пеликанах и вообще никак не связана ни с птицами, ни с экологией. Статья об учителях - победителях Всероссийского конкурса "Учитель года", о том, кому будет вручён приз конкурса - Хрустальный Пеликан, из какого региона России будет победитель, т. е. в какой город, какое село вернётся победитель с призом Всероссийского конкурса Хрустальный Пеликан. Или: "Российская газета" публикует статью "Кто-то хитрый и большой наблюдает за тобой". Исходя из названия этой статьи, какую тему предполагает читатель? (Ответ 10 кл)

А статья совсем не об этом, а вот о чём. В некоторых детских садах пробуют через интернет устанавливать веб - камеры, чтобы родители по желанию могли видеть своего ребёнка в любую минуту: как он общается с детьми и взрослыми, как к нему относятся, чем он занимается, как ведёт себя и т.д.

Изменения в русском языке в настоящем и ближайшем или отдалённом будущем. (Слайд 16)

Русский язык постоянно изменяется, совершенствуется, а значит, живёт, а это тоже здоровый процесс. В нашем языке ударение, например, в некоторых словах постепенно смещается ближе к началу слова:

(Слайд 17) В последние десятилетия заметно возрос авторитет науки. Это нашло отражение и в языке. Современный язык сближается с языком науки, и эта тенденция, видимо, усилится в будущем.

Начало 20 в. Если в тексте имелись слова "эволюция, "концепция", "тенденция", то они обязательно разъяснялись автором, т. к. были абсолютно непонятны читателям. А слова "перспектива", "принцип", "проблема" снабжались пометой "книжное".

Теперь эти слова известны всем и употребляются без стилистических ограничений.

Стали совершенно обыденными такие слова, как: акселерация, антибиотики, биополе, биотоки, геронтология, запрограммировать, канцерогенный и тысячи других.

Ещё недавно мало кто слышал о книжном слове аура (термин физиков и медиков).

Сейчас это слово звучит повсюду: в прямом и переносном смысле, к месту и не к месту.

Я хочу сказать, что в последние годы в отношении к русскому языку на государственном уровне произошли серьёзные изменения к лучшему. Мы например, знаем, что есть у нас разные институты: педагогический, сельскохозяйственный, политехнический, авиационный и т.д.

А изучением языка, его историей профессионально занимается в России кто-нибудь?

(Слайд 18)

Есть такое учреждение - институт русского языка им. Виноградова Российской академии наук. Результат деятельности института - словари, академические монографии о развитии разговорной речи, активных процессах в русском языке и многие другие полезные книги.

В центре внимания - история и диалектология языка.

Изданы: Словарь русского языка 11 - 14 веков - 7 томов из 10 . (См. информацию на слайде)

(Слайд 19) В России произошло наконец то, что давно должно было быть, но так и не было создано за все тысячелетия её истории. Создан масштабный Национальный корпус русского языка - это информационно-справочная система, база, которая опирается на огромный массив текстов русского языка 19-21 веков. Это 140 млн. словоупотреблений! В Корпусе можно быстро и легко найти целую серию примеров на трудное слово или грамматическую конструкцию и понять по контексту, как нужно их употреблять.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОРПУС любого ЯЗЫКА, повторяю, - это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов в электронной форме. Национальный корпус языка создаётся лингвистами (специалистами по корпусной лингвистике) для научных исследований и обучения языку.

Большинство крупных языков мира уже имеет свои национальные корпуса (образцом является, в частности, Британский национальный корпус: на него ориентированы многие другие современные корпуса. Среди корпусов славянских языков выделяется Чешский национальный корпус при Карловом университете Праги.

Есть мнение, что если предыдущий век был отмечен техническим прогрессом, новое тысячелетие должно быть отмечено прогрессом интеллектуальным.

И. Сашнина Балагурство как обычное явление в любом языке Слайды 20, 21

Я остановлюсь на таком позитивном явлении в языке, как балагурство. Балагурство встречается во всех языках. Это естественная, не стеснённая рамками правил игра с формами слов.

Балагур как бы демонстрирует свою власть над языком, хотя, конечно, эта власть имеет пределы - нельзя слишком сильно менять формы, иначе они перестанут служить по назначению.

Заключительное слово.

Слайды: 22-30

  • "Русский язык - национальное сокровище народа"
  • "Мир легенд Древней Руси": "Берегиня", "Птица Феникс",
  • "Мерило словесной этики - в самом человеке",
  • "Использованная литература, автор сценария"

Рекомендации школьной конференции "Русский язык в современном обществе"

(дата)

1. Членам школьного коллектива необходимо шире работать на уроках и во внеурочное время над повышением уровня культуры устной и письменной речи.

С этой целью:

  • развивать в себе умения пересказа как художественных, научных, так и других текстов,
  • добиваться исключения из своей речи слов-паразитов, другой ненормированной лексики.

2. Школьные стенные издания (газеты, объявления, уголки и др.) могут быть вывешены для чтения только после допуска редакционной коллегией.

3. Утвердить школьную редакционную коллегию в составе следующих учащихся:

(ФИО учащихся)


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21