Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Сочинение: Роман Гриммельсгаузена "Симплициссимус"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

Вы просматриваете сокращённую версию работы.
Чтобы просмотреть материал полностью, нажмите:

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Сочинения по литературе и русскому языку

Сочинение: Роман Гриммельсгаузена "Симплициссимус"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2017.04.15
Просмотров: 562

" ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Вступление.

II. Роман Г.К.Я.Гриммельсгаузена "Симплициссимус" как высшее достижение "низового" барокко в литературе Германии 17 века.

1. Политическая обстановка в Германии 17 века, нашедшая отражение в романе Гриммельсгаузена "Симплициссимус" (Тридцатилетняя война).

2. Общая характеристика немецкого барокко 17 века.

3. Понятие "низового" барокко.

4. Роман Гриммельсгаузена с точки зрения отражения в нем дей ствительности.

5. Литературные и фольклорные источники романа "Симплициссимус".

6.Идейное содержание романа.

7. Жанровая природа произведения Гриммельсгаузена.

8. Композиция романа Гриммельсгаузена "Симплициссимус".

9. Образ Симплициссимуса в романе.

10. Язык и стиль произведения.

11. Литературная судьба романа "Симплициссимус" и его значение в мировой литературе.

III. Заключение

ВСТУПЛЕНИЕ

Роман Гриммельсгаузена "Симплициссимус" - произведение, детально изученное немецким литературоведением. Однако на русский язык эти работы не переведены.

В отечественной науке крупнейшим и практически единственным исследователем творчества Г.Я.К.Гриммельсгаузена является А.А.Морозов, чьи исследования "Симплициссимус" и его автор", "Проблемы европейского барокко", "Маньеризм" и "барокко" как термины литературоведения" были использованы в данной работе. Ее цель - рассмотреть роман "Симплициссимус" как художественное произведение в контексте общего развития немецкой литературы барокко 17 века.

Для этого необходимо придерживаться определенной последовательности изложения : осветить вопрос об исторической ситуации, запечатленной в романе, дать общую характеристику литературы немецкого барокко и понятие "низового" барокко, рассмотреть источники, использованные Гриммельсгаузеном, а затем перейти к характеристике романа как художественного произведения: выяснить его идейное содержание, композиционную структуру, жанровую природу, обрисовать образ главного героя - Симплициссимуса, дать оценку языка и стиля произведения.

ГЛАВА 1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ГЕРМАНИИ 17 ВЕКА, НАШЕДШАЯ ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ ГРИММЕЛЬСГАУЗЕНА "СИМПЛИЦИССИМУС" (ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА)

Немецкая литература 17 века - трагическая, но очень яркая страница в истории немецкой, а также и общемировой культуры. Тридцатилетняя война (1618-1648), принесшая стране неисчислимые беды, торжество реакции по ее завершении все же не могли воспрепятствовать творчеству таких выдающихся немецких поэтов, драматургов и прозаиков, как Опиц и Логау, Грифиус, Мошерош и Гриммельсгаузен, которые мужественно и самоотверженно работали в самых ужасающих условиях соврменности. В своих произведениях они запечатлели трагедию Германии, благодаря им человечество узнало о судьбе народа, принесенного в жертву феодальным распрям, военным столкновениям, беззащитного перед властью все сильных феодалов. Именно в этом и состоит интернациональное значение немецкой литературы 17 века. Стихи Грифиуса и романы Гриммельсгаузена можно назвать документами, в которых запечатлелись реалии времени, документами, полными потрясающей по своей жестокости правды.

Что же представляла собой Германия рассматриваемого периода?

Если к началу 17 века все крупные страны Запада уже имели свою национальную классическую литературу (Италия, Англия, Испания, Франция, Голландия), то в Гермакнии наблюдалась иная картина. Прежде всего, созданию общенациональной немецкой литературы препятствовала раздробленность государства: волна Реформации, прокатившаяся в 16 веке, не привела к объединению страны. В течение всего 16 века наблюдался регресс экономической жизни Германии, приведший в упадок немецкую буржуазию. Германия возвращается к всевластию, почти абсолютизму крупных феодалов (князей). Раздробленность препятствовала объединению народных сил для организации большой крестьянской войны, но частые восстания все же вселяли страх в помещиков.

Политическая беспомощность Германии привела к тому, что страна была покорена австрийской династией Габсбургов, а острые общественные противоречия способствовали втягиванию Германии в Тридцатилетнюю войну, в которой она стала яблоком раздора между борющимися за владычество в ней мощными европейскими государствами (Францией, Австрией, Швецией).

Тридцатилетняя война сопровождалась расправами немецких феодалов с собственным народом. Формальным предлогом для нее была религиозная борьба с протестантизмом в Чехии, бывшей в ту пору частью Германии.

Историки традиционно подразделяют Тридцатилетнюю войну на 4 больших периода(*1) : "чешский" (1618-1623), который сопровождался массовым ограблением и истреблением мирного населения, обескровил и поработил протестантскую Чехию; "датский", или "саксонский" (1625-1629), характеризующийся вступлением на немецкую землю иностранных интервентов (французов); "шведский" (1630-1635), когда взаимное ожесточение сторон и масштабы грабежей превысили все разумные, доступные пониманию пределы; "французский" (1635-1646): Бавария была разорена шведами, а французы превратили в пустыню Западную Германию.

Роман Гриммельсгаузена "Симплициссимус" связан с событиями Тридцатилетней войны, которые представлены на уровне ее рядовых участников, которых война задела непосредственно, видевших ее худшие проявления собственными глазами. Именно поэтому в романе нет описания широкомасштабных военных действий, изображения военачальников, разрабатывающих стратегию сражений. Несомненно, в действительности это имело место, но не интересовало автора романа. Предметом его изображения стали рядовые участники войны и их судьба.

В связи с этим необходимо сказать, что ядро всех воевавших в Тридцатилетней войне армий составляли ландскнехты. Ими становились бродяги, неудачники, авантюристы и отчаявшиеся люди, которых называли "солдатами Фортуны". Оторванные от привычных занятий, от труда, ландскнехты утрачивали чувство родины. Им было все равно - где и с кем воевать. Нажива становилась для них самоцелью.

Набеги ландскнехтов были подобны нашествию саранчи: своими грабежами, насилием, контрибуциями и постоями они опустошали страну.

А.Морозов отмечает, что жителей одинаково повергало в ужас известие о приближении как "своего" , так и вражеского войска. Люди спешили спрятать имущество, а сами разбегались кто куда. Особенно страдали крестьяне, когда в деревню врывался отряд мародеров, не относившихся ни к какой армии и действовавших на свой страх и риск. Такая картина дается Гриммельсгаузеном в первых главах "Симплициссимуса": в забытую, глухую деревушку забрел отряд ландскнехтов, которые предают огню и мечу все и вся.

В народном сознании война представала бесчеловечной схваткой солдат и крестьян. Безысходность войны, конца которой не было видно, породила определенный род людей-паразитов, сопровождавших армию подобно "стае шакалов"(А.Морозов).Они не участвовали в налетах, но не отказывались от грабежа убитых. Через 200 лет Виктор Гюго писал о таких людях в своем романе "Отверженные": "За каждой армией тянется хвост... Существа, родственные летучим мышам, полуразбойники, полулакеи, все разновидности нетопырей, возникающие в тех сумерках, которые именуются войной, люди, облаченные в военные мундиры, но никогда не сражавшиеся, мнимые больные, злобные калеки, подозрительные маркитанты... ворующие то, что сами продали, нищие... обозная прислуга, мародеры.(*2) На время в число таких людей попадает и Симплициссимус.

Между мародерами и регулярной армией существовало постоянное взаимодействие: часть ландскнехтов приставала к мародерам, а последние при случае возвращались в армию добровольно или насильно. Подтверждение этому опять видим в романе: на отряд мародеров, в котором был Симплициссимус, напали веймарские войска, которые вооружили разбойников мушкетами и рассеяли по своим полкам (IV, 13).

В 1648 году был заключен долгожданный, так называемый Вестфальский, мир. Но он не был благоприятен для Германии, поскольку закреплял ее раздрробленность. Война разорила страну. "Когда наступил мир, - писал Энгельс, - Германия оказалась поверженной - беспомощной, растоптанной, растерзанной, истекающей кровью."(*3)

Итоги войны не внушали оптимизма. Крестьянство было экономически подорвано, страна обезлюдела, по ней прокатилась волна эпидемий, самой страшной из которых была чума, города обнищали, промышленность заглохла, пришли в запустение школы, в них не было учителей, следствием чего стала всеобщая безграмотность. Не лучшие времена переживали и университеты. Кроме того, в огне пожаров гибли культурные ценности: дворцы, церкви, архивы, библиотеки, картины, раритеты. Большую тревогу просвещенной части населения вызывало разрушение национального немецкого языка, к которому подмешивались французский и латынь.

Современникам Германия представлялась сплошным пепелищем. Война оставила глубокий след в сознании народа. Ее осмысление складывалось из непосредственных впечатлений переживших ее людей и из возникших в связи с этим преданий. Этот взгляд на Тридцатилетнюю войну запечатлел и Гриммельсгаузен в своем романе "Симплициссимус".

*1 - История немецкой литературы АН СССР. Т.1. М.1962, c.35

*2 - В.Гюго. Отверженные. Ч.2, кн.1, гл.19.М., Худ. литература, 1954, с.406-407

*3 - Цит. по кн. А.А.Морозов. "Симплицисимус" и его автор. Л., Наука, 1984, с.68

ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ НЕМЕЦКОГО БАРОККО 17 ВЕКА

Долгое время считалось, что литература немецкого барокко появилась как вид творчества, отражающий идеологию верхов общества. Однако это далеко не соответствует действительности.

Собственно немецкое барокко сложилось в 17 веке в Гамбурге по окончании Тридцатилетней войны. Патрицианский Гамбург занимал в войне нейтральную позицию, поэтому не только не разорился, но и расцвел за время ее продолжения. Бюргерство Гамбурга к 1640 году стало самым мощным в Германии. Именно с бюргерской культурой связано возникновение и развитие барокко в Германии. Одним из первых немецких поэтов барочного направления был пастор Иоганн Рист - "типичный представитель реакционно-бюргерского лютеранства 17 века".(*1) Он смотрел на поэзию как на "подчиненную правилам украшенного изложения разработку ясных и разумных мыслей".(*2)

Характерные черты немецкого барокко ясно проступают в творчестве Филиппа фон Цесена, который отличался страстью к странным этимологиям , чем вызывал насмешки со стороны ученых мужей. Цесен пытался доказать, что все древнейшие языки происходят от германского. С него начинается процесс "формалистическог
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21