Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы. "Душевное состояние героя до и после обмана" (по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой")
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы. "Душевное состояние героя до и после обмана" (по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой")


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1037

Ходяева Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы

Тема: Душевное состояние героя рассказа до и после обмана бабушки.

Цель: Показать мучения совести героя, проследить по тексту, как удается автору с помощью художественных средств и образных выражений раскрыть душевные переживания героя

Воспитательная цель: Помочь понять учащимся, что душевный покой невозможен, если жизнь свою построить на обмане других людей. Учить исправлять совершенные ошибки, ценить такие качества человека, как доброта и честность.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент
  2. Работа над эпиграфом к уроку
  3. ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ:

    Хочу на нашей чтоб планете,
    И без сомненья, так сказать,
    Смотрели взрослые и дети
    Друг другу честно бы в глаза.

    Н.Черкасов

    Обращаем внимание на то, что данные слова взяты из стихотворения Николая Черкасова, кузбасского поэта. Во-первых, мы подчеркиваем, что проблема совести актуальна и для поэтов, и для писателей; во-вторых, работаем над региональным компонентом программы, так как ребята живут и учатся в Кемеровской области.

  4. Слово учителя.

Писателей разных эпох мучил один и тот же вопрос: что значит жить честно.(Вспомнить произведения и авторов).

В.П. Астафьев (Рисунок 1) – один из тех, кого мучил вопрос, что значит жить честно, в ладу со своей совестью. Он приходит к выводу, что каждый человек имеет право на ошибку, но важно, чтобы он осознал ее, сумел признаться, прежде всего, самому себе, что был неправ, заблуждался. Признание самому себе для писателя является показателем порядочности человека.

Рисунок 1

Анализируя отдельные эпизоды рассказа, мы попробуем проследить за душевным состоянием героя в течение суток. Визуально представим это в виде схемы, которую будем составлять по ходу анализа произведения, и, наблюдая, сделаем вывод, меняется ли оно, если “ДА”, то в зависимости от чего.

(ПОЯСНЕНИЯ К СХЕМЕ (Рисунок 3) Верхние точки будут обозначать хорошее настроение, душевное спокойствие. Нижние – падение настроения, душевные муки, муки совести)

IV. РАБОТА С ТЕКСТОМ И ОДНОВРЕМЕННОЕ СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ

Ребята ищут цитаты в тексте, показывающие душевное состояние героя, анализируют их и отражают в схеме. В тетради записывается цитатный план с комментариями или без них(в зависимости от уровня подготовки класса и количества времени . отведенного на данный урок)

1. “Вот с ребятишками дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы своим трудом заработать пряник”.(Обратить внимание на начало рассказа). Герой счастлив.

2. Обратить внимание на эпизод ссоры с левонтьевскими ребятишками. “Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой. Все равно уж теперь…” Герой поддался Саньке, который вымогательством заставил отдать ягоду. На душе у него тоскливо.

3. Поведение героя на речке. “Мы брызгались из речки студеной водой…” “Так интересно и весело мы провели день…” В какой-то момент наш герой забывает о цели своего прихода в лес и его душевное состояние вновь обретает спокойствие.

4. Возвращение домой. “Тихо плелся я за левонтьевскими ребятами из лесу…” Читая и анализируя отрывок, обратить внимание на следующие предложения:

а). “И подмигнул мне бес Санька, и помчался дальше… А я остался”.(Наедине с тоской).

б). “Мне сделалось жутко”

в). “Повздыхал, повздыхал я, даже чуть было не всплакнул…”

Мы видим, что настроение ухудшилось.

5. Обман не замечен. “Замирая от страха…”, “Отлегло маленько”, “Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество…и уже приготовился к каре за содеянное злодейство”.(Сам герой свой поступок считает злодейством, в душе себя не оправдывает, готов нести наказание).

“Но обошлось… и я подумал, что бояться мне пока нечего, и жизнь не так уж худа”.

На душе героя стало вновь легко.

6. Ночь на полатях. Следим за душевным состоянием героя:

“Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?” – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника.

Мучения совести не дают герою уснуть, душа его страдает, он мучится.

7. Решение признаться. Настроение героя улучшается.

“А что если разбудить ее и все рассказать?”…От этого решения мне стало легче

Наблюдаем, как засыпает герой. Перед ним земляника, которая “завалила” и Саньку, и все на этом свете.

8. Утро. Бабушка уехала. Мысли о деде. “Я бы ушел, скрылся”.

Слонялся я, слонялся по пустой избе…”

Обращаем внимание на пустоту в душе героя и пустоту в избе. Пространство расширяется, то есть обман, пусть пока и не замеченный, опутывает все вокруг, нигде нет покоя.

9. Рыбалка с левонтьевскими ребятишками.

“Я обрадовался…”

Наш герой ребенок, он на время в игре забывает о своем обмане и ему вновь становится хорошо и весело.

10. Обратить внимание на природу. Контраст между состоянием природы и состоянием души героя.

“День был ясный, летний…”

“Что только будет? И зачем я так сделал? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай

Разбираем с учащимися, что значит “хорошо было жить”, что имеется в виду “и ни о чем не думай…”. О чем сейчас думает герой?

На рыбалке герой не поддался Саньке во второй раз, когда тот предлагает вновь обмануть бабушку. О чем это говорит?

– Не буду я так делать! И слушаться тебя не буду!

11. “Да это ж бабушка!”

– Почему герой убегает?

– Зачем показана стрижиная норка, стриж, “тюкнувший героя по голове? Ребята предполагают, что даже птичка осуждает героя за его обман и старается заставить его опомниться и осознать свою ложь.

12. “…Волей-неволей надо возвращаться домой.”

– Почему герой идет к Кешке, т. Фене?

– Почему автор строит рассказ так, что т. Феня отводит нашего героя домой и не оставляет ночевать?

Предположения ребят, что от обмана нигде не скрыться, не спрятаться. Все равно все станет явью.

13. Состояние в кладовке(2-я ночь).

Тоскливо было в кладовке”. “Темень была густа”. “Под полом одиноко и робко скреблась мышь, голодавшая из-за кота”(Мышь одинока, прячется от кота, а мальчик тоже одинок, прячется от бабушки, прячется от своей совести).

“Мне сделалось холодно. Я свернулся калачиком”.( Нечистая совесть не позволяет герою прямо смотреть в глаза бабушки, ему стыдно перед самим собой. Он как-то съеживается в этом мире, душа страдает, он сам “свертывается калачиком”)

14. “Дедушка приехал ночью! Красота!” Надежда героя на “спасение” со стороны деда.( Вновь настроение немного приподнялось)

15. Рассказ бабушки. Герой видит свой поступок со стороны.

“Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорей…”.( Мы видим и переживаем вместе с героем “ПИК” его душевных страданий. Можно понять, насколько “измучилась” душа его, что он готов “помереть”, “провалиться сквозь землю”)

16. “Придерживая одной рукой штаны, я принял другую к глазам, ступая в избу, и заревел:

– Я больше…я больше…я больше…-И ничего дальше сказать не мог.( Герой просит прощение. Наконец наступает долгожданное душевное облегчение.

17. Получение пряника.(Рисунок 2. Чтение последних страниц рассказа со слов: “Я покорно умылся…)

Рисунок 2

Вопросы классу:

– Какой жизненный урок извлек герой из рассказанной им истории?

– Как с этим обстоятельством связаны заключительные строки произведения “Сколько лет с тех пор прошло. Сколько событий минуло. А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой”?

Ребята рассуждают и приходят к выводу:

Настроение, душевное состояние героя переживают взлеты и падения. Герой счастлив только тогда, когда решает во всем признаться, раскаяться. Наказание мальчика в нем самом, в его душевных муках. Надо не совершать в жизни то, что противоречит твоей совести, а если совершена ошибка, надо уметь искупить вину. Невозможно спрятаться от себя самого, от своей совести. Обращаем внимание на доброту бабушки, которая своим поступком (пряник купила до того, как внук попросил прощение) учит мальчика осознавать свои поступки, пробуждает в нем советь, ответственность за дела свои.

V. Разбираем слова на стенде:

Праздник души – это когда хорошо и вольготно всем.

В. Шукшин

VI. Вывод по уроку.

Праздник души героя наступил, но прежде мальчик прошел испытание на совесть.

Ребята рассуждают, что настоящий человек-это тот, у кого есть прежде всего совесть Он не может быть счастлив, если не в ладу со своей совестью, если другие вокруг него несчастны. Если же совесть чиста и близкие люди счастливы – это и есть праздник души.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21