Преподавание русского языка
Урок по разделу "Текстоведение". 5-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2169
Воронцова Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы Тип урока: обобщающий урок по разделу «Текстоведение», 5 класс. Форма урока: комплексный анализ текста. Предварительная подготовка к уроку: учащиеся по выбору учат стихотворения М.Ю.Лермонтова («Поле Бородина», «Родина», «Два великана»); собирают информацию о событиях войны 1812г. ХОД УРОКА 1. Сообщение темы и цели урока (Приложение 1. Слайд 1) 2. Повторяем теорию по теме «Текст» – Читаем предложения; отвечаем на вопросы. (Слайд 2) – Являются прочитанные предложения текстом? – Назовите основные признаки текста. (Слайд 3) – Восстановите текст, назовите произведение и автора. Слово учителя. Одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага – стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Давно ушли в прошлое события, о которых в нем рассказано, но вечно живет воплощенная в нем идея. – Предлагаю прослушать стихотворение. (Слайд 4) 3. Работа по тексту стихотворения (устно) – О чем говорится в стихотворении? (Тема) – Какие чувства пронизывают стихотворения? (Идея) – Как связаны между собой предложения? (Способ и средства связи) Редактируем ответы детей, чтобы получилось высказывание. Отредактированный ответ записываем в тетрадь. 4. Повторяем теорию по теме «Стили речи» – Назовите известные вам функциональные стили речи. – К какому стилю речи относится прочитанный текст? .Повторение теории по теме «Типы речи» – Назовите известные вам типы речи. – Определите тип речи текста, ответ аргументируйте. (Слайд 5) 5. Морфологический разбор нескольких глаголов Проблемный вопрос (Слайд 6) – Почему М.Ю.Лермонтов использует глаголы в прошедшем времени? Синтаксический разбор предложений. (Слайды7, 8, 9) Проблемный вопрос. – Как вы думаете, бывает так, когда что-то является предметом гордости целого государства? Слово учителя. Среди потрясших мир военных сражений, память о которых переходит из поколения в поколения, есть несколько, одно лишь имя которых: Куликово поле!.. Полтава!.. Аустерлиц!.. Ватерлоо!.. Сталинград!.. Москва! – вызывает в душе волнение и смутный трепет. В череде таких великих баталий – Бородино. Приближается 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года. (Слайды 11, 12) Именно здесь, на холмистой равнине у старинного русского села, сошлись в 1812 году в ужаснейшей и кровопролитнейшей битве Великая армия императора французов Наполеона Бонапарта и русская армия под командованием Светлейшего князя, генерала от инфантерии Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова. Первая пришла завоевать и поработить чужую страну, вторая защищала родную землю. Отзвуком тех дней стали русские народные и солдатские песни. В них, как в уникальной и неповторимой летописи, навсегда запечатлелись эпизоды боёв и сражений; в них отразились чувствования отдельных людей и целого народа. (Слайд 13 – песня о Кутузове) До того дня мир не видал подобного беспощадно жестокого сражения. “В продолжение одиннадцати с половиною часов, – читаем мы у С. Селивановского, – огнь и меч, действуя попеременно, истребили 75 000 человек и более 35 000 лошадей”. Дым от орудийных залпов, взрывов и пожаров затмил солнце, и только ночь положила конец убийственной сече. (Слайд 14). Натиск врага был страшен. Но ничто не смогло поколебать русских воинов, стоявших насмерть. Князь Кутузов так написал в своём донесении в Петербург: “Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твёрдость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за своё Отечество”. Потом был зловещий пожар Москвы, паническое бегство французской армии из России, а позже – освобождение Европы от наполеоновского ига, “Битва народов” под Лейпцигом и триумфальное вступление русских войск и союзников в Париж. Но начало всему этому – Бородинская битва, в которой 26 августа 1812 года надменная жажда лёгкой добычи и безумное желание править всем миром были побеждены несокрушимой силой святой любви к Отчизне. Вот как об этом говорил русский народ. (Слайд 15) 6. Проверка домашнего задания – Давайте вспомним события того дня. Рассказывает подготовленный заранее ученик. (Слайды 16, 17) – Рано утром основной удар был направлен на Багратионовские флеши. 6 часов солдаты сдерживали натиск врага. Был смертельно ранен Багратион. Одновременно удар шел на батарею Раевского. К центру обороны подтягивались свежие силы. Курганная высота тоже была взята. Но враг дальше не прошел. Сражение, продолжавшееся более 12 часов, затихло. (Слайд 18) Учитывая тяжелые потери русской армии, Кутузов на военном совете в Филях принял решение сдать французам Москву без боя. Это решение Кутузов объяснял так: «Оставив Москву, мы сохраним армию, потеряв армию, мы потеряем и Москву, и Россию». Кутузов предложил командующему войсками наполеоновской армии заключить временное перемирие, предупредив, что если французы хотят занять Москву невредимой, то должны прекратить наступление и дать возможность русской армии без помех покинуть город, иначе русские будут защищать каждый дом и сражаться до последнего. 2 сентября 1812 года русские войска без боя оставили Москву, с ними ушла и половина московского населения. Заняв позиции за городом, Кутузов предпринял меры для пополнения армии и заготовки всего необходимого для продолжения войны. Французское командование согласилось отпустить русскую армию без боя, рассчитывая, что так Москва будет занята быстрее и без потерь. Наполеон тщетно ждал депутацию с ключами от Кремля. Вам хорошо известны эти строки: Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою (А.С.Пушкин “Евгений Онегин”) (Слайд 19) С первого дня вступления войск Наполеона в Москву в городе начались пожары, а в тылу французских войск развернулось партизанское движение. Партизанские отряды русских крестьян держали под контролем все дороги, ведущие в Москву. Оторванная от своих тылов, армия Наполеона, фактически запертая в Москве, начала голодать. Отсутствие продовольствия для солдат, фуража для лошадей, начавшиеся холода привели к быстрой потери духа и болезням во французской армии. Обессиленные, обмороженные, питавшиеся павшими лошадьми, французы решили уйти из Москвы сами, не оказывая сопротивления. (Слайд 20) Попытки Наполеона заключить мир не имели успеха, Александр I отклонял все переговоры о перемирии. 16 ноября Наполеон, бросив свою армию на произвол судьбы, бежал из России. «Великая французская армия» как организованная военная сила перестала существовать. (Слайд 21) Сегодня на месте избы, где Кутузовым было принято великое решение, поставили памятный знак с гранитными досками, рассказывающими об историческом событии 1812 года: «На месте этом находилась изба, принадлежавшая крестьянину деревни Фили Фролову, где 1 сентября 1812 года был созван Военный совет под председательством фельдмаршала князя Кутузова, решивший участь Москвы и спасения России». Позже Наполеон дал оценку битвы под Бородино. (Слайды 22, 23) Чтение выученных стихотворений. Проблемный вопрос: – Что объединяет прозвучавшие стихотворения? 7. Домашнее задание Объяснить непонятные слова,встретившиеся в тексте. 2 урок. Изображение героического прошлого в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» 1. – Проследим за развитием сюжета (композиция стихотворения). – Повторим термины: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка. – Какой прием использует автор, создавая стихотворение? (Слайд 26) Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Учитель делает обобщение после ответов учащихся. В этом стихотворении Лермонтов М.Ю. противопоставляет "богатырей" прошлых лет "нынешнему племени", современников, не способных на подвиги, утративших духовную связь с народом. Этот разрыв между Россией дворянской и Россией народной трагически осмысливается поэтом. Народная Россия живет по истинным человеческим законам, когда индивидуальность, личность не противопоставляет себя обществу, но черпает силу в своем единении с народом. Солдат, ведущий повествование в "Бородине", говорит одновременно и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Неслучайно в стихотворении постоянно встречается местоимение "мы". 2. Поэтическая форма стихотворения и ее смысл – Предлагаю перечитать стихотворение самостоятельно и ответить на вопросы – Какие чувства вы испытали, слушая лермонтовские строки? – В чем особенность построения стихотворения? – Мог ли М.Ю.Лермонтов построить стихотворение иначе?(Назовите ваши варианты). – Почему поэт построил стихотворение как диалог? – Кто участвует в разговоре? – Чего добивается автор, доверяя рассказ о событиях 1812 года старому солдату? – Почему диалог уступает место монологу? Выслушиваем ответы пятиклассников и непременно подводим их к тому, что и поэтическая форма, и участники диалога не случайны. – На сражение автор смотрит не глазами полководца, как это было принято, а глазами обычного рядового солдата, чей героизм сказался не в совершении выдающихся подвигов, но в самом строе мыслей, поведении, мироощущении. В этом незаметном рядовом героизме и есть истинная причина победы России. Не полководцы вели солдат в сражение, но сами солдаты направляли удар, торопили "командиров", просим ребят найти в тексте подтверждение этих слов: Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: "Что ж мы? На зимние квартиры? Не смеют что ли командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки? Добиваемся от ребят связного ответа на вопросы. Ответы обобщаем и записываем в тетрадь. – М.Ю. Лермонтов не дает прямого описания внешности участников событий. Какие средства выразительности помогают вам представить образы русских солдат? Например: фразеологизмы; разговорная лексика; ирония; эпитеты; экспрессивная лексика и т.д. – все эти выражения помогают понять, как беззаветно смелы и мужественны были защитники России, как они были полны решимости до последнего дыхания защищать родину. Проблемный вопрос: – Можно ли назвать слово, являющееся «центральным» в характеристике героев? (Богатыри). – В стихотворении “Бородино” слышишь и видишь истинную картину боя. Грозной силой двинулись французы в бой, и началось сражение, подобных которому в истории не было: «Вам не видать таких сражений!..» – Какие средства помогают передать картину сражения? Например: гипербола; синекдоха; аллитерация и т.д. (Примеры ХИС записываем в тетрадь) – Можно ли почувствовать настроение героев событий? – Почувствовать настроение нам помогут побудительные, вопросительные предложения. – Предложения с однородными членами, инверсия, многоточие и т.д. Проблемный вопрос. – В стихотворении говориться о событиях 1812 года «делах давно минувших дней». Почему же нас волнуют чувства участников этих событий? Что в этом стихотворении заключено такого, что оно живет и будет жить? 3. Подведение итогов урока. Релаксация В конце урока предлагаю ученикам прослушать «Бородино» в исполнении мужского хора. (Слайд 28) 4. Домашнее задание Написать сочинение «Герой стихотворения «БОРОДИНО».
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|