Преподавание русского языка Интегрированный урок (русский язык + математика) по теме "Путешествие в мир грамматики и математики"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1492 Филиппова Елена Ивановна, учитель математики; Часовитина Надежда Петровна, учитель русского языка и литературы Чтобы урок прошёл не зря, цель поставлю для себя. 1. Повторить сведения о цифрах и числах, алфавите и составе слова, формировать умение отличать цифры от чисел, видеть состав слова. Узнать историю возникновения цифр и букв. 2. Ввести первоначальное понятие натуральных чисел, морфемы. 3. Развивать интерес к предметам, творческие способности учащихся. Показать важность использования букв и цифр в повседневной жизни. Уровень: повышенный. Теоретические понятия “Заглядывал я встарь, в академический словарь”. (А.С.Пушкин) Цифра, натуральное число, буква, алфавит, морфема. Оборудование: 1. Магнитная доска, магнитные буквы и цифры. 2. Магнитофон с записью песни “Чему учат в школе”. Наглядность: 1. Эмблема большая на доску с цифрами и буквами, 10 маленьких эмблем. 2. Высказывания учёных о математике и грамматике.
3. Опорная схема по русскому языку: буква - слово - словосочетание - предложение - текст. 4. Опорная схема по математике: цифры - числа - натуральные, отрицательные, дробные. 5. Старославянский алфавит на карточках. 6. Дерево из корня -вод-, 7. Портрет братьев Кирилла и Мефодия. 8. На карточках названия городов: Математинск и Грамматикаград. Формы контроля. Тест на выявление уровня усвоения темы урока. Деятельность учителя и учащихся на уроке. Объяснение учителя, беседа, тестирование, введение новых теоретических понятий, выполнение заданий разной сложности. Чтобы упрочить ваши знания, даю творческое домашнее задание. Составить кроссворд математический или лингвистический. Чтобы знания были впрок, следует повторить урок. Итог урока. Рефлексия урока. Ход урока 1. На фоне музыки звучат слова учителя.
Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие по городам: Математинск и Грамматикаград. Знаний крупинки для разминки. - Ребята, что за необычная птица прилетела к нам в страну знаний? - Что такое цифры? /Цифра – это знак, обозначающий число/ - Что такое буква? /Графический знак, который сам по себе или в сочетании с другими знаками используется для обозначения на письме звуков/ - Как грамотно можно расположить цифры и буквы? /В алфавитном порядке, на числовом луче/ - Что такое алфавит? /Буквы, расположенные в определённой последовательности, в алфавитном порядке/ - Расскажите о том, как появились буквы и цифры.
- Сколько всего у нас цифр и букв? /В узком смысле слова цифрами называются знаки: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. А букв у нас -33/ Театрально-математический этюд “Спор цифр”
- Ты хотя и число, на ровнёхонько ничего не значишь. Вот ученик возьмёт цифру “два” и соответственно поставит два кубика, а возьмёт “нуль” и ничего не поставит. - Правда, правда, ни-че-го, - сказала Пятёрка. - Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка, - затараторили Цифры. - Вы ничего не понимаете, - сказал Нуль. - Вот Единица. Я встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала. Отвечай. А если я встану рядом с тобой справа, Пятёрка, что ты будешь означать? Нуль вставал справа от каждой Цифры и просил называть образованное число. - Я увеличиваю каждое число в 10 раз, а вы меня ничевочкой назвали. А как вы запишете ответ, если меня не будет. В таких примерах: 5-5=0 7-7=0 Но Цифры всё же затеяли спор. - Я больше всех значу, - заявила Девятка, ведь я не Единица. Единица засмеялась, встала слева к цифре, “девять” и спросила: - Кто теперь больше: ты или я? Подбежала цифра Семь и встала на место Единицы. Получилось 79. -Я семь десятков, семьдесят, понимаешь? Так все цифры становились рядом с Девяткой и все оказывались больше Девятки. Удивилась Девятка, смутилась. А ведь всё просто объясняется. Самое главное – это место цифр в числе . Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно, но когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется. На первом месте справа пишутся единицы, на втором справа налево –десятки. Цифры всё поняли и с тех пор спорить перестали. На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно. Мы отправляемся в долгое путешествие в удивительный и разнообразный мир чисел и букв, увидим их невероятные превращения и перевоплощения.
А как вы думаете, где нам нужны числа? Можно ли представить себе мир без чисел? Без чисел ни покупки не сделаешь, ни времени не узнаешь, ни номера телефона не наберёшь. А космические корабли, лазеры и другие технические достижения .
/По алфавиту располагаются слова в словарях, книги на полках в библиотеках, составляются списки людей, книг, городов, справочников/ Задания для любознательных и самых старательных. 1. Цифровая сло-го-ви-ца 1-2-3 - на небе мост семи цветов, 2. Я – цифра меньше десяти. 3. Только я в кусты зашла – подосиновик нашла. 4. Какие пять цифр надо зачеркнуть, чтобы сумма оставшихся составила 25? 5. Грамматическая арифметика. Липа + нота = животное /антилопа/ Кета + трон= мясной продукт /антрекот/ Том +вата =оружие /автомат/ Рыба + соки = фрукты /абрикосы/ Контрольный тест на выявление уровня усвоения темы урока. Тест по математике 1. Сколько цифр использовано в записи числа 80381? А Б В Г 5 3 4 не знаю 2. Выбери число, в записи которого в разряде сотен тысяч и сотен одна и та же цифра. А Б В Г 127629 204573 354378 129239 3. Какое из чисел больше: 20000+9000+900+90+9 или 30000+1000+100+10+1 А Б В Г Второе первое числа равны не знаю 4. Сколько тысяч в числе 1389213? А Б В Г 389 300 1389213 1389 5. Какое наименьшее шестизначное число можно записать цифрами: 8 3 9 0 7 1 Ключ: 1 - В, 2 - В, 3 - А, 4 - Г, 5 - 103789 Тест по русскому языку 1. Укажи слова с приставкой по-.
2. В каких словах одинаковые морфемы? /1,5 и 3/ 3. В каком слове нет нулевого окончания? /2/ Итог урока. Наше путешествие в мир грамматики и математики только начинается. Мы желаем, чтобы оно было интересным, увлекательным. А когда учиться интересно - легко учиться и вам никогда не будет скучно. Тогда на уроках вы узнаете много нового. В добрый путь! Учителя вручают эмблему дружбы городов Математинска и Грамматикаграда. Ребята исполняют песню “Учат в школе”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |