Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы по теме "Человек и время" в рассказе С.Ю. Юрского "Жизнь" (литература постмодернизма)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы по теме "Человек и время" в рассказе С.Ю. Юрского "Жизнь" (литература постмодернизма)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 914

Слободчикова Евгения Ивановна, учитель русского языка и литературы

Число лет еще не свидетельствует о длине жизни. Жизнь человека измеряется тем, что он в ней сделал и прочувствовал.
Сэмюэль Смайл.

Тексту мало человеческого языка, особенно в xx веке, поэтому писатель начинает говорить на некотором условном языке, преодолевая человеческий.
Валерия Нарбикова.

Цели:

  • углубить представление учащихся о типологических чертах постмодернизма, о “философской прозе” и ее этико-философской проблематике;
  • рассмотреть, какое развитие получили “вечные темы” и “вечные образы” в рассказе постмодернизма;
  • обеспечить целостное восприятие рассказа в соответствии с авторским замыслом и личностным пониманием прочитанного;
  • закрепить умение анализировать художественное произведение; развивать навык грамотной устной и письменной речи;
  • подвигнуть учащихся к размышлениям о смысле жизни.

Ход урока.

1. Слово учителя. Каждое время рождает своих героев: борцов и страдальцев, типичных и странных, маленьких людей и великих. Вспомните: борец Чацкий, разочаровавшийся Онегин, странный Печорин, нигилист Базаров, благородный Болконский, ищущий Пьер…

На сегодняшнем уроке наша галерея литературных героев пополнится еще одним портретом, портретом нашего современника, героя постмодернизма, портретом первым, но не единственным.

“Увидеть и понять чужую жизнь – избежать ошибок в своей”. Пусть это и будет целью нашего урока: насколько возможно увидеть и понять чужую жизнь и авторский замысел в ее изображении.

Итак, рассказ С. Ю. Юрского, известного актера, режиссера, писателя, “Жизнь”.

2. Вопросы на выяснение восприятия.

- Хотелось бы услышать, какое впечатление произвел рассказ?
- Чем привлек ваше внимание?

3. Анализ рассказа.

1) Смысл названия. Определение тематики произведения .

-Ключевая позиция любого произведения – это название. Трудно найти более многомерное, достойное эпопей - “Жизнь”.

-Давайте дадим толкование этому слову с помощью словаря Ожегова, а, следовательно, наметим темы нашего размышления над рассказом.

Работа со словарной статьей, определение значений слова “жизнь”, небольшой комментарий.

Жизнь

- это физиологическое существование человека,
- это деятельность общества и человека,
- это духовные искания,
- это оживление, проявление деятельности, энергии,
- это реальная действительность (образ времени),
с точки зрения религии, жизнь – это данное Богом, определенная миссия на земле.

2) Определение жанровой принадлежности произведения.

- Само название определяет и жанр произведения. Вспомните разновидности жанра рассказа в постмодернизме (рассказ – аллегория, рассказ – притча, рассказ – анекдот, условно – метафорический рассказ и др.) Каков жанр этого произведения? (философский рассказ).

- А один из главных философских вопросов? (смысл человеческой жизни)

- Мы определили темы, исходя из названия; проследим, как развивается та или иная тема в рассказе.

- Еще И. С. Тургенев говорил, что каждое произведение ценно настолько, насколько оно отражает время. Образ времени – полноправное действующее лицо в любом произведении.

3) Сообщение группы учащихся, которая искала в тексте приметы времени.

(Можно предположить, что время действия – конец 90-х, пик кризиса, нищета, безработица, “новые русские”, время “взлета” одних и совершенной потерянности других – вот черты новой реальности).

Учитель. Любое время проверяется, прежде всего, судьбой конкретного человека. Главный герой рассказа – Евгений Борисович. Надеюсь, вам интересно было размышлять над этим образом. Обратимся к вопросам вашего домашнего задания. Дополняйте свои ответы по ходу анализа. (Домашнее задание включало в себя краткие ответы на вопросы по анализу образа главного героя).

4) Анализ образа главного героя и способов его создания.

- Какие средства создания образа героя использует автор? (речь, имя, внутренняя речь дневник, взаимоотношения с другими персонажами, художественная деталь, психологизм, символика) (На этом этапе анализа не обязательно стремиться к тому, чтобы были названы все средства создания образа).

- Очень важное средство создания образа – портрет. Почему, на ваш взгляд, автор лишает героя портрета?

(Евгений Борисович – герой времени, обобщенный тип поколения, “маленький человек” в современной действительности)

Конкретизация темы: “маленький человек” в современном мире.

- Как еще в рассказе подчеркивается обобщенность образа?

(Нет названия города, института, нет точного указания времени, фамилии).

- Как заметил С. Аверинцев, современный писатель, критик, “… мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны, поэтому каждое слово, даже каждая буква в постмодернизме – это цитата, а каждое новое произведение становится неким подобием, причудливой мозаикой, собранной из готовых фрагментов”. Это можно отнести и к этому рассказу.

- Каких литературных героев напомнил вам Евгений Борисович? Чем?

( Евгений Онегин- разочарованность; Евгений Базаров – ученый; героев А.П. Чехова; “униженных и оскорбленных” героев Ф. М. Достоевского; “премудрого пискаря” М. Е. Салтыкова-Щедрина; Евгения из “ Медного всадника” А. С. Пушкина, Евгений Борисович, как и Евгений, жертва не только рока, но и равнодушной к его судьбе силы “великих мира сего”).

Реминисценция. Определение термина.

- Какова роль этих литературных реминисценций? В чем смысл переклички с другими произведениями? ( Реминисценции подчеркивают вечность тем, общность и, возможно, неразрешимость проблем, служат средством характеристики персонажа, подчеркивают неизменность человеческой природы и др.).

- Как бы вы определили авторское отношение к герою? Есть ли авторская характеристика? Какие средства выражения авторской позиции использованы? Чеховский ли укор или жалость Пушкина и Достоевского слышатся вам в авторском отношении к герою?

Вывод. Черта поэтики постмодернизма – отстраненность автора от изображаемого.

Сообщение ученика, подготовленное по опорным вопросам.

Литературная задача.

Дано: Имя главного персонажа рассказа С. Ю. Юрского “Жизнь” - Евгений. Это традиционное мужское имя русской классики.

Евгений (в пер. с греч.) – благородный.

Благородный

– 1). Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.
– 2) Исключительный по своим качествам. (Словарь русского языка. С. И. Ожегов).

Вопрос: Можно ли в данном произведении считать имя персонажа “говорящим”?

Дневник литературного героя - традиция классики. Вспомните: ведет дневники Л. Н. Толстой, его любимые герои, думающие, ищущие. А что значит дневник в жизни главного героя? Почему, на ваш взгляд, возникла необходимость в нем? (ожидание новой жизни, попытка осмыслить жизнь, возможность разговора, побег от одиночества)

Выразительное чтение и комментирование текста. (Подготовленный ученик читает несколько записей из дневника Евгения Борисовича).

- На что обратили внимание, слушая? Если это о жизни, то какая это жизнь? (Жизнь героя пуста, в ней нет места событиям, свою жизнь он целиком “ перенес” в дневник).

- Что бы вы сказали о герое, судя по наблюдениям за речью? Речь героя не выражение примитивности мысли, ограниченности, неинтеллектуальности – это примитивность событий, ограниченность и пустота жизни внешней.

- Какова предыстория героя? Его бывшая жизнь? Все, что было рассеяно в тексте и воссоздается по деталям?

- Почему, на ваш взгляд, так складывалась жизнь? (Герой и обстоятельства, человек и общество, ответственность каждого за свою судьбу. Человек – борец, творец, созерцатель. Кто Евгений Борисович?)

- Жизнь – это духовные искания, жизнь души. Есть ли она? Видна ли? Или душа спит? Как открывается духовный мир героя?

Задание, активизирующее работу с текстом.

- Найдите в тексте цитаты, передающие душевные переживания героя.

- Обрел герой душевную поддержку в религии? (Нет, “…не понимал, а только плакал”).

- Итак, душа на пороге, на распутье, откуда ждать помощи? Традиционно опорой становится семья, “мысль семейная” любима русской литературой. О семье героя не известно ничего; умолчание – это “знак зияния, пустоты”, почти платоновского сиротства.

“Сиротство” героя - еще одна черта поэтики постмодернизма.

Комментирование эпизода.

- Важнейшее средство создания образа героя – это поступки, взаимодействие с другими персонажами.

Какие сцены вспоминаются в связи с этим? Краткий пересказ – комментарий. Женщина и ребенок. Случайная встреча. Рассуждая о значении имени героя, мы уже многое поняли о характере Евгения Борисовича: и его доброту, и мягкость, и бескорыстие его поступка, и желание быть полезным людям, - сейчас обратим внимание на другое. Что ожидали вы от этой встречи? В рассказе нет привычного любовного сюжета. Любовь заменяется случайной, мимолетной встречей. “ В пространстве постмодернизма нет места любви”.

Эффект обманутого ожидания – черта поэтики постмодернизма.

Учитель. Человеческое подсознание играет огромную роль в понимании художественного произведения.

Работа со словарем символов.

Река – символ необратимого потока времени, и как следствие этого, - потери и забвения. Она также символ направления: ее направление определяет судьбу. И река – это символ движения, которое заканчивается в великом океане. Река, каждая ее капля, впадает в океан и растворяется в нем.

Лодка – …. Маленькое судно представлялось средством перехода из материального мира в духовный. Символическая колыбель для душ, которые ждут обновления…

Птица. Много миллионов лет назад глаза птиц уже смотрели на этот безлюдный мир. Во многих религиозных традициях птицы осуществляют связь между небом и землей.

Вывод. С точки зрения символистического прочтения, когда главный герой дарил свою жизнь другим, он по-настоящему жил, ему была указана высшая воля на предназначение человека, открыто то, о чем он так долго просил: необходимость слиться с общей жизнью, стать каплей океана, быть нужным людям; это и было временем обновления.

Выразительное чтение и комментирование эпизода (со слов “К концу мая понаехал народ…” до “ Тетради горели медленно и дымно”).

- Почему Евгений Борисович сжег дневники?
- Как изменился? Почему? Как изображены в тексте эти перемены?
- Какой символический образ соотносится в эпизоде с жизнью Евгения Борисовича? (“Тетради горели медленно и дымно” - так проходила и его жизнь).
- Почему “ с недоумением” смотрел?

То, чего просил у Бога, указано. Что сделало счастливым, придало смысл жизни? ( Быть нужным людям.)

- Постиг сам герой смысл жизни?

Учитель читает последний абзац рассказа.

5) Определение типа композиции. Кольцевая композиция всегда символична. Что выражает здесь? (Герой не вышел из круга никчемной, пустой, одинокой жизни; трагизм, вечный круговорот человеческой жизни.)

- Как изменился характер записей? (Каждый день заранее известен, нет места случайному; день, расписанный заранее - это не провидчество, а пустота жизни человека, следящего за жизнью чужой через окно; замкнутое пространство символично в этом рассказе.)

- Оптимистично или трагично звучат для вас последние слова рассказа: “…Я знаю, что когда я проснусь, будет день”?

Учитель. Современный писатель В. Ерофеев писал: “ В конце XX века выразителем времени становится личность, утратившая почву, семью, религию, культуру, которая не знает, что с собой делать, куда идти, а это ведет к полному самоубийственному опустошению”.

4. Реализация домашнего задания. Выступления учащихся с индивидуальными и групповыми работами.

(Группа учащихся в качестве домашнего задания искала высказывания мыслителей, писателей о смысле жизни, афоризмы, соответствующие их пониманию жизни, нескольким учащимся было предложено написать сочинение на тему “Жизнь” в любом жанре.)

5. Заключительное слово учителя. Слова эпиграфа.

6. Домашнее задание: тезисная рецензия на рассказ, сочинение по названию “ Жизнь Евгения Борисовича”, “ презентация” любого произведения русской прозы конца XX – начала XXI вв. (по выбору).


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21