Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Обобщающий урок по русскому языку "Глагольные формы причастие и деепричастие"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Обобщающий урок по русскому языку "Глагольные формы причастие и деепричастие"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1556

Калинина Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  1. Закрепить знания о правописании причастий и деепричастий.
  2. Развить умения находить в тексте причастия и деепричастия, видеть границы причастных и деепричастных оборотов.
  3. Воспитывать любовь к русскому языку.

Функции урока:

1. Обучающие:

  • закрепить способы образования глагольных форм;
  • обобщить и систематизировать знания учащихся о морфологических признаках причастий и деепричастий;
  • повысить словарный запас учащихся;
  • определять глагольные формы и их роль в языке, отличать их от глаголов и прилагательных.

2. Развивающие:

  • развитие творческой активности;
  • развитие речи учащихся;
  • развивать основные мыслительные операции учащихся: анализ и синтез, сравнение и обобщение, логическое и абстрактное мышление;
  • способствовать дальнейшему формированию операционного компонента учебной деятельности учащихся через постановку целей и задач урока, самостоятельное выполнение заданий.

3. Воспитывающие:

  • воспитание любви к русскому языку;
  • повышение культуры речи;
  • воспитание эстетического вкуса.

Виды деятельности учащихся на уроке.

  1. Написание словарного диктанта по правописанию причастий и деепричастий.
  2. Конструирование предложений.
  3. Практическое применение теоретических знаний (работа с текстом, морфемный и морфологический разбор).
  4. Самостоятельная работа.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Постановка целей и задач урока.
  4. Написание словарного диктанта.
  5. Конструирование.
  6. Работа с художественным текстом.
  7. Морфемный разбор.
  8. Морфологический разбор.
  9. Самостоятельная работа.
  10. Домашнее задание.
  11. Подведение итогов урока, оценка урока учащимися и учителем.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учителя, пожелание успешной работы на уроке.

2. Проверка домашнего задания.

На доске написан текст.

Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку и в страхе попятилась, увидев нечто неожиданное: пригнув к земле голову и шею, растопырив крылья и шипя, прямо на нее шел серый гусь. Белый кот, лежавший несколько в стороне на матрасике, увидев Каштанку, вскочил, выгнув спину в дугу и задрав хвост, и, взъерошив шерсть, тоже зашипел.

Задания:

  1. Найдите глагольные формы и докажите, что это причастие, деепричастие.
  2. Что это за произведение, кто его автор? (А.П.Чехов. Каштанка).
  3. Прочтите строки, подобранные вами из художественной литературы, в которых встречаются причастия и деепричастия.

3. Постановка целей и задач урока.

Сегодня мы займемся повторением и обобщением важной темы “Глагольные формы причастие и деепричастие”. Повторим правописание этих форм, будем конструировать предложения с обособленными членами, потренируемся в правильном использовании причастий и деепричастий в речи.

4. Написание словарного диктанта.

Комментированное письмо у доски.

Один ученик пишет, другой объясняет причину такого написания. Осуществляется проверка усвоения сразу нескольких орфограмм, формируется навык грамотного письма.

Не зная причины; негодуя; посеянный; по нехоженым тропам; расцвечены флагами; жареный гусь: не построенная, а а сломанная: в проснувшемся лесу; строящийся дом; на виднеющемся островке; вопрос не решен.

5. Конструирование.

По данной информации составьте предложение, соответствующее схеме, используя причастные и деепричастные обороты. Первая и вторая часть будут основой предложения, а из остальных нужно составить обороты.

На доске записана схема и 5 предложений. В ходе коллективной работы составляется предложение с обособленными оборотами, которое соответствует заданной схеме. Оно записывается на доске и в тетрадях.

[ – = ×,│ ~~~~│], и [–, │– · – ·│, = ×,│~~~~│]

или

[ Подл. сказ. ×, прич. об. ], и [ подл., дееприч. об., сказ. ×, прич. об. ]

  1. Турист добрался до маленькой поляны.
  2. Ручеек бежал около деревьев.
  3. Поляна со всех сторон была окружена лесом.
  4. Ручеек затейливо извивался.
  5. Деревья были обнажены – осенью.

Турист добрался до маленькой поляны, со всех сторон окруженной лесом, и ручеек, затейливо извиваясь, бежал около деревьев, обнаженных осенью.

6. Работа с художественным текстом, запись под диктовку.

Однажды черный кот Степан сидел на крыльце и, не торопясь, умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тер изо всей силы обслюненной лапой у себя за ухом. Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Маленький рыжий пес стоял рядом. Дрожа от любопытства, пес тянулся мокрым носом к Степану.

(По К.Паустовскому.)

Прочтите текст со знаками препинания.

Объясните причину постановки запятой.

7. Морфемный разбор слов из текста (у доски 2 ученика, остальные работают в тетрадях) зажмурившись, заложенной.

8. Морфологический разбор слов из текста (2 ученика у доски, остальные работают в тетрадях) растопыренную, дрожа.

Различные виды разборов являются одним из видов аналитико-синтетических упражнений, позволяющих обобщить и проверить теоретические знания.

9. Самостоятельная работа.

  1. Преобразуйте сложные предложения в простые с обособленным определением.
    1 в. Птицы, которые летят на юг, опускаются на ночлег.
    2 в. Дом, который построили на берегу озера, маленький и уютный.
  2. Замените причастный оборот деепричастным.
    1 в. Щенок, испугавшийся чужой собаки, забился в конуру.
    2 в. Только что проснувшийся малыш свесил босые ножки с кровати.
  3. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
    1 в. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.
    2 в. Войдя в лес, солнце село.

10. Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру на тему “Причастия и деепричастия. Их роль в языке”.

11. Оценка урока учащимися и учителем.

Сегодня мы обобщали наши знания о глагольных формах.

Какие виды заданий показались вам наиболее интересными и полезными для усвоения темы?

Какие правила мы сумели повторить?

(Итоговая беседа целесообразна потому, что в ее ходе удобно выделить главные моменты урока, осуществить обратную связь.)


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21