Преподавание русского языка Урок русского языка по теме: "Повторение. Лексика"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 956 Дубынина Маргарита Викторовна, учитель русского языка и литературы Как часто, к сожалению, урок русского языка превращается в бесконечное механическое переписывание упражнений из учебника, а красота, мощь “великого, могучего” остается за бортом урока. Сама была жертвой такого изучения родного языка. Став учителем, отказалась от такого урока, решив противопоставить ему урок, напитанный красотой русского слова. Предлагаю вашему вниманию урок по теме: “Повторение. Лексика” в седьмом классе, цель которого показать очарование, музыкальность слова в описании осеннего пейзажа русскими писателями и поэтами. Урок рассчитан на два часа. Рекомендую урок сдвоить, чтобы сохранить целостность восприятия темы. Ход урока На доске:
За окном осенний пейзаж дополняет оформление в классе, позволяет еще тоньше почувствовать очарование этого времени года. На магнитной доске нарисованные учащимися варианты слова “осень” (ребята занимаются на уроках русского языка звуко – и словорисованием), фотографии пейзажей осени, взятые из больших настенных календарей. 1. Индивидуальное задание. Звучат отрывки из стихотворений русских поэтов об осени. Эти и другие поэтические отрывки известных поэтов – основной материал урока. Учитель во время урока может использовать магнитофонную запись или распечатать на каждую парту карточки. И. Бунин “Листопад”
Б. Пастернак “Золотая осень”
Г. Иванов
В. Ходасевич
На уроках литературы, посвященных анализу этих стихов, учащиеся обнаружили, что музыкальность слова Б. Пастернака и И. Бунина объясняется присутствием звуков: т, с, л, з, р и разнообразием слогов с этими словами. 2. Работа со словом. а) Словарная работа. Диктовка. Осенний листопад, пожелтелый сад, листья шелестят, рябина, серебряные нити паутины, бисер утренних росинок, звездный щит стожар, царственное молчание, зигзаги листопада, слезы осени, раззолоченные листы. б) Слово – образ. Работа – поиск. На что похожи росинки? Поиск вариантов ответа. Росинки – скатный жемчуг (С. Клычков)
Какой цветок напоминает своими лепестками звезду? Поиск вариантов ответа. Учитель читает снова:
В какой цвет окрасила М. Цветаева любимую ею рябину? Поиск вариантов ответа.
в) Синонимический ряд. Построение цепочки синонимов “цветных” прилагательных: Красный – алый, багряный, бордовый, пурпур, рубиновый. Оранжевый – рыжий, ржавый. Коричневый – сердоликовый, терракотовый. Зеленый – травяной, изумрудный. Синий – голубой, небесный, лазурный, бирюзовый. Желтый – солнечный, золотистый, раззолоченный. Торжественный – праздничный, парадный, пышный, помпезный.
3. Работа с текстом. а) Вставить пропущенные буквы, самопроверка. Текст написан на доске. Осень. Обсыпа…т…ся весь наш бедный са…, Листья пожелтелые по ветру л…тят; Лишь вд…ли кр…суют…ся, там, на дне д…лин, Кисти (ярко) красные вянущ…х р…бин. (А. Толстой) б) Диктовка. Комментированное письмо. Обозначить все известные орфограммы. Б. Пастернак “Доктор Живаго” Бабье лето прошло. Стояли ясные дни золотой осени. Осень уже резко обозначила в лесу границу хвойного и лиственного мира. Первый сумрачною, почти черною стеною щетинился в глубине, второй винно-огненными пятнами светился в промежутках, точно древний городок с детищем и златоверхими теремами, срубленными в гуще леса из его бревен. Земля во рву была густо засыпана и забита сухими, мелкими, как бы стрижеными, в трубку свернувшимися листьями опавшей ивы. Осень пахла этим горьким коричневым листом и еще множеством других приправ: пряностью ледяного моченого яблока, горькой суши, сладкой сырости и синего сентябрьского угара, напоминающего горелые пары обданного водою костра и свежезалитого пожара. 4. Домашнее задание: написать сочинение на одну из тем: “О чем шептали осенние листья”, “Осенний сад”, “О чем плачет осенний дождь?” 5. Выводом по уроку является результат письменной работы. Предлагаю вашему вниманию отрывки из некоторых сочинений учащихся. Гриша: Осенью в саду очень красивые листья. Например, у яблони листья красно-бордовые и немного желтоватые. Когда на них светит солнце яркими лучами, яркие листья отсвечивают, и поэтому их очень хорошо видно издалека. У черемухи листья осенью тоже красивые. В них есть и бордовый, и красный, и желтый, даже осталось немного зеленого цвета. Черемуха стоит и дивится своим нарядом. Но самое красивое дерево в саду – это береза. Она стоит высокая, могучая. Листья у березы желтые. Оранжевые, лимонные. Ее красивый черно-белый ствол придает ей стройность, а ее листья придают ей красоту. Поэтому ни одно дерево не может сравниться с березой. Женя: Аллеи сада были красно-желтые от листьев. С деревьев в саду падали желтые, коричневые, оранжевые большие бабочки. Тропинка была забросана красивыми большими разноцветными лоскутками листьев. Аня: Есть в осени разноцветные цвета. Яркие, теплые. Когда солнце светит, листья переливаются разными цветами: желтыми, красными, оранжевыми. Когда идешь по земле, под ногами шуршат листья, словно между собой переговариваются. О чем они шепчутся?... Сергей: Пришла золотая осень. Раскрасила сад: деревья, кусты, траву. Небо изо дня в день хмуреет, сереет, солнце тускнеет. Деревья нарядились в разноцветные платья: желтые, коричнево-оранжевые, сердоликовые. Трава пожухла, но еще кое-где виднеются зеленые травинки. На аллеях тихо падают листья. Дождь мелко моросит и оставляет свои капли на траве, деревьях и кустах. Осень – пора увядания. Тропинки усыпаны разноцветием красок. Сергей: В комнате тишина. Я слушаю музыку. И не простую, а целый оркестр. Это была музыка осеннего дождя. Я уснул. А во сне мне приснилось, что я гуляю под дождем. И мне так приятно. Я веселюсь, смеюсь. А дождь все льет и льет. Саша: Давно ли встречали лето, а вот и пора прощания настала. Появились золотые пряди на березах, багряно-красные – на осинах. Закружились, зашептались в воздухе опадающие листья, словно не терпится деревьям и кустарникам сбросить пышный наряд. Осенняя песня слышна в шелесте опадающих с деревьев листьев. Как ни хороша осенняя погода, но подступают осенние, долгие, нудные дожди. Тогда шепот листьев не слышно, они как бы замолкли, замерли, притаились. И начинается осенняя кутерьма. Вася: О чем плачет дождь? Дождь плачет о том, что ему грустно быть одному, о том, что быстро пролетело лето, а он был теплым, и все бегали под дождем. Он грустно стучит по крышам и тарабанит по деревьям, сбивая листья, которые уже пожелтели. Он грустит о том, что никто не бегает и не прыгает по лужам. Он тарабанит по окнам, предупреждая, что скоро наступят холода, а вместо дождя пойдет снег. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |