Преподавание русского языка Программа курса по выбору для учащихся 9-х классов "Культура речи — культура поведения"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1082 Цыганко Анжелика Валентиновна, учитель русского языка и литературы; Демченко Вероника Валентиновна, учитель русского я зыка и литературы Перед учителем-словесником стоит задача не только совершенствовать из года в год орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но и расширять словарный запас, повышать культуру речи школьников. Поэтому основными задачами курса “Культура речи – культура поведения” являются:
В процессе обучения на основе данной программы учащиеся должны глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах и наиболее выразительных средствах русского литературного языка. Анализируя речевые погрешности, причины их появления, данная программа знакомит учащихся с элементами и качествами правильной речи, предлагает более осмысленно относиться к правильному выбору слов, их форм и построению синтаксических конструкций. Программа состоит из четырех разделов: “Основы культуры речи”, “Всегда ли понятна и выразительна ваша речь?”, “Точность словоупотребления”, “Язык и культура общения сегодня”. Содержательной основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретенных учащимися знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением речевой деятельности, культуры их речи. Данный курс поможет учащимся избежать нежелательных отклонений от литературной нормы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Основы культуры речи: а) что такое культура речи, основные качества речи; Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Произношение безударных гласных, согласных, произношение заимствованных слов, особенности русского ударения, вариативность ударений. Формы самостоятельных частей речи, искажение форм разных частей речи, построение словосочетаний и предложений. Требования к знаниям: знать основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой). Требования к умениям: владеть навыками и умениями произносительной культуры речи, уметь правильно образовывать формы слов, правильно строить предложения, создавать тексты в письменной и устной форме. 2. Всегда ли понятна и выразительна ваша речь: а) слова ограниченного и неограниченного употребления; Профессионализмы, диалектная лексика, жаргонизмы, терминологическая лексика; неправильное использование, непонимание значений иностранных слов; основные способы толкования терминов; стилистическая функция фразеологизмов, их способность немногими словами сказать многое; выразительные возможности лексических образных средств языка (метафоры, сравнительные обороты, риторические вопросы, градации, метонимия, синекдоха, аллегория, эпитеты); приемы стилистического синтаксиса (антитеза, инверсия, повтор). Требования к знаниям: знать лексические и фразеологические единицы, точный смысл иноязычных слов и многозначных терминов, образные средства языка, которые делают нашу речь выразительной. Требования к умениям: владеть нормами словоупотребления, правильно определять лексическое значение слова; уметь вводить в свою речь иностранные слова, зная соответствующие пояснения их значений; использовать в речи эмоционально—экспрессивные, выразительные элементы, различные изобразительные средства. 3. Точность словоупотребления: а) нарушение лексической сочетаемости слов; Смысловая несовместимость слов, употребление в одном предложении однокоренных слов; два типа значений слов — свободное и фразеологически связанное, ошибки в словах с фразеологически связанным значением; психологические и лингвистические причины штампов, слов-сорняков и борьба с ними, причины словесной небрежности. Требования к знаниям: знать особенности лексической сочетаемости слов; знать, что засоряет нашу речь. Требования к умениям: соблюдать нормы лексической сочетаемости; уметь пользоваться средствами родного языка, не прибегая к речевой избыточности, словам-сорнякам, речевым штампам. 4. Язык и культура общения сегодня: а) речевой этикет; Универсальные слова-обращения, пригодные в быту и в условиях официального общения; язык объявлений и инструкций; формулы приветствия и прощания, извинения; этикет телефонных разговоров; выражение стандартных ситуаций в деловом общении. Требования к знаниям: знать систему устойчивых формул общения, предписываемых обществом для речевого контакта собеседников. Требования к умениям: уметь общаться с людьми, учиться управлять своим голосом, вести разговор, обращаться к незнакомому человеку. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |