Преподавание литературы "Трагическая судьба Катерины и Ларисы" (по произведениям А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2951 Присяжнюк Ирина Владимировна, преподаватель Основные образы Островского – Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Методика урока: слово учителя, работа со справочной и литературоведческой литературой, аналитическая беседа, текстуальный анализ отдельных сцен, комментированное чтение, выразительное чтение учащихся, работа по индивидуальным заданиям, работа над тезисами, работа с черновыми рукописями, инсценирование Ход урока 1 этап урока Слово учителя. (На фоне музыки) Русская женщина. Чем живет ее душа? С чем связано ее счастье? С рождением ребенка? Или когда ее душу согревает вера, надежда и любовь? Читая произведения русской литературы, мы узнаем о том, что любовь – это великая радость и тяжелый крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное – то, что лишь ею живет и хранится женская душа. Для всех женщин русской литературы любовь не только дар, но дарение – бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных и корыстных помыслов. Мы обратимся к героиням А.Н. Островского Катерине и Ларисе, постараемся понять: в чем трагедия этих героинь, так верно и преданно любивших своих избранников Дома вы были должны проделать большую исследовательскую работу: составить таблицу, где наглядно будет представлена сравнительная характеристика Катерины и Ларисы. Любое сравнение позволяет ярче высветить черты характера героинь. Ведь исследовательница И. Вишневская считала, что «до чрезвычайности схожи натуры Катерины из «Грозы» и Ларисы из «Бесприданницы»…Схожи и финалы их жизни…» - На доске нет привычной темы урока, а как бы вы определили тему нашего разговора?- Идя на урок, я ставила определенные задачи? Как вы думаете, какие
Итак, в путь, удачи Вам в постижении истины. Докажем или опровергнем эпиграф нашего урока. «Основные образы Островского – это образы больших человеческих страстей», - писал исследователь творчества писателя А.И. Ревякин 2 этап урока Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы (работа с таблицами, самостоятельно составленными студентами) Аспекты сравнения образов Катерины и Ларисы.
Смысл названия пьес. - В названиях пьес Островского всегда содержится глубокий подтекст. Как вы понимаете смысл названия? Возможно, что уже в названии кроется трагическая развязка пьес.Список действующих лиц. - В пьесах Островского фамилии персонажей часто значимы, говорящие. Подумайте, какие представления может получит зритель , открыв эту афишу? Обратите внимание на: а) порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы); б) характер имен и фамилий.Время и место действия пьес. - В каком году написаны пьесы? Дайте характеристику общественно-политического положения России: 60-е гг. и 80 – е.- Итак, поднимается занавес. Что мы должны увидеть на той и другой сцене? (Учитель обращает внимание на название городов, на место действия, на содержание разговоров действующих лиц). Попробуйте сформулировать принцип жизни горожан Калинова и Брихимова. («Шито – крыто»; «Всякому товару цена есть) Жизнь и окружение героинь в доме. ЖИЗНЬ КАТЕРИНЫ - Обратимся к тексту, найдите ключевые слова, которые передают обстановку в доме Кабанихи.Обратимся к монологу Катерины о жизни в родительском доме, насколько он важен для понимания трагизма положения Катерины в доме Кабановой? (Стилистический анализ текста. Какие слова наиболее ярко передают душевное состояние Катерины?) (Трагизм положения в доме в том, что романтическая мечтательность, религиозность, жажда свободы сталкиваются с ложью и несвободой). ЖИЗНЬ ЛАРИСЫ. Из реплик Вожеватова, Кнурова выберите ключевые слова, которые дают наглядную картину жизни Ларисы в доме. В чем трагизм жизни Ларисы? (отношение к ней как вещи, отсутствие поддержки в моральном самоопределении. У Катерины есть религия, страх перед дьяволом, у Ларисы этого нет) Духовный мир Катерины и Ларисы. - Опираясь на текст, назовите основные черты характера героинь.Катерина (мечтательность, гордость, впечатлительность, решительность, народность характера) - Работа с черновыми рукописями.В процессе работы над «Грозой» А.Н. Островский все более и более углублял драматизм образа Катерины. Это нашло свое выражение, в частности, в том, что драматург упорно искал верный тон ее речи, точные реплики, раскрывающие внутренний мир героини. Определите, какие из приведенных реплик Катерины взяты из черновиков А.Н. Островского, а какие – из окончательного текста «Грозы»:
Что различает первоначальную и последнюю редакции реплик Катерины? Какие особенности ее характера, положения и драматической судьбы подчеркивают вносимые исправления? Драматизм души героини раскрывается в любви, а достоин ли Борис таких чувств? Конфликт нарастает: идти в дом Кабановой нельзя, любимый человек не может принять решение. Куда идти? Некуда… Лариса (мечтательность, бесхитростность, доверчивость). Трагедия души Ларисы….(опираясь на текст, продолжите предложение). (Любовь к недостойному, излишняя доверчивость, шаткость нравственного стержня). Смерть героинь. И Катерина, и Лариса погибают…
УЧИТЕЛЬ. Перед нами прошли судьбы героинь Островского.
( Не смерть, а вера, надежда, любовь должны быть постоянными нашими спутницами. А.И. Герцен писал: «И однако, как низко ни пал этот, что-то говорит нам, что для него есть еще спасение, что оно таится в глубине его души…») Домашнее задание. Написать эссе «Мои мысли и чувства после прочтения пьес А.Н. Островского». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |