Преподавание литературы Урок-путешествие по былинам в 7-м классе по теме: "По следам былинных героев"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2216 Постных Лилия Викторовна, учитель русского языка и литературы Тема эта очень актуальна для нашего времени, помогает воспитывать читателя, внимательного к слову, способствует более глубокому изучению былинного эпоса, развитию интереса к устному народному творчеству, к историческому прошлому России. Кроме того, она предполагает осуществление межпредметных связей: соединение языкового, литературоведческого и исторического материала. Данный урок предлагается как обобщающий в системе уроков по былинам по учебнику-хрестоматии для 7 класса, автор-составитель В.Я. Коровина, Москва “Просвещение”, 2003 год. В течение ряда уроков учащиеся знакомятся с былинными героями, литературоведческими понятиями, классификацией былинных текстов. В тетрадях даётся объяснение часто встречающихся понятий, устаревших слов и этимология. Изучение текстов былин желательно проводить параллельно с другими видами искусства: живописью, музыкой. Нелишним будет и просмотр мультипликационных фильмом об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и других. Урок призван обобщить, систематизировать, углубить литературоведческие знания, показать красоту, образность языка былин; на примерах былинных текстов прикоснуться к культуре, истории русского народа, сформировать уважительное отношение к родному языку, культуре; заинтересовав былинным жанром, подвигнуть учащихся к словесному творчеству (сочинению текста в стиле былины). Условия проведения урока-путешествия продумывает каждый учитель. Но очень важно организовать серьёзную предварительную работу ребят с богатейшим справочным материалом, которым часто снабжены сборники былин. Хорошо, если будет звучать торжественная или фольклорная музыка, появятся атрибуты былинного времени (например, изготовленные ребятами шлемы, щиты, мечи). Всё это способствует эмоциональному настрою участников. Подготовка к уроку. 1. Класс делится на 3 команды (дружины). 2. Каждая дружина выбирает себе название, пишет противнику похвалу-пожелание в былинном стиле. Оформление урока. Вывешивается красочно оформленный маршрут путешествия с названием темы урока. По ходу выполнения заданий предлагается объявлять количество баллов за ответы на каждом этапе. Рисунок 1. Ход урока1. Вступительное слово учителя.- Талантливый русский народ создал богатый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовый песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. В них отразились достоинство и ум народа, его нравственный облик и душа, его историческая память. И если мы будем знать фольклор, будет жить память народная, вечно будет славиться Русь богатырская. Приглашение совершить необычное, увлекательное путешествие в мир былинных преданий. 2. Разминка.- Соберите-ка богатырскую дружину, перечислив былинных богатырей. - Представьте свои дружины. Например: Гой то вы, третий ряд, Ай, вы первый ряд, 3. – Собрана ли дружина?Готовы ли богатыри к дальнему пути? Богатыри должны быть в полном воинском убранстве. Как же снаряжались русские богатыри, отправляясь в путь-дорогу? Нужно проверить добротность богатырских снаряжений.
Доспехи ____________________________________________________________ Шелом ______________________________________________________________ Копьё _______________________________________________________________ Лук ________________________________________________________________ Стрела ______________________________________________________________ Палица _____________________________________________________________ Конь _______________________________________________________________ Уздечка ____________________________________________________________ Седло ______________________________________________________________ - Использование постоянных эпитетов – одна из особенностей былины как произведения устного творчества. Дружины отправляются в путь. 4.Богатырские дружины подъехали к Чёрной Грязи, “да той реке смородине, берёзе да покляпыя”, и услышали они то ли посвист соловьиный, то ли покрик звериный, то ли …
5.– А вот и славные Сорочинские горы, Пучай-река. Хорошо видно с высоты!
Все вы помните картину В.М. Васнецова “Богатыри” и её героев — Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском — с Добрыней Никитичем или Алёшей Поповичем? (С Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина “Бой Добрыни с Ильёй Муромцем”.) 6.Каждый настоящий богатырь выходит на распутье. Вот и мы оказались у Горюч-камня (можно сделать макет камня). Что вы знаете о нём? Рисунок 3. Это горюч камень или бел-горюч камень. В былинах он имеет зловещее значение. Обычно возле этого камня с богатырём случается несчастье. Это намогильный камень. В древности существовало представление о возможности воскрешения умерших людей. Для того, чтобы эти люди не смогли ожить и причинить зло живущим, могилы умерших закладывали камнями. Горючим могильный камень назывался потому, что близкие умершего приходили на его могилу проливать горючие (горькие, жгучие) слёзы. Намогильные камни чаще всего были из известняка – материала, распространённого на Руси, сравнительно лёгкого и твёрдого, легко обрабатываемого, потому камень имеет эпитет белый. - Перед нами три дороги. Какую выбрать? Но помните, что русский богатырь никогда не выбирал лёгких дорог. Наехал Илья Муромец на развилку трёх дорог, а там камень-горюч лежит с надписью: “Если прямо ехать — убитому быть, направо ехать — женату быть, а налево ехать — богатому стать”. По двум дорогам Илья проехал, очистил их. А одну решил оставить кому-нибудь молодому. Какую же именно? (“В третью сторону не поеду. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется”.) Первая дорожка.
Вторая дорожка. Владимир, князь стольнокиевский, часто раздавал поручения удалым добрым молодцам. Ваша задача – жену добыть.
А которая бы девица красотой (красна), (Добрыня и Дуная-сват. Былины. М.: Просвещение, 1995.) Третья дорожка.
Немножко поры да миновалося, На неё шубонька да голёвой парчи, А тут ли оратай-оратаюшко 7.– Вот и добрались богатыри до стольного Киева-града, да ворота заперты. Попробуем отпереть их, найти ключ.
1 дружина. Покляпая берёза (кривая, наклонённая в одну сторону). 2 дружина Заколодела дорожка (замёрзла, стала непроходимой). 3 дружина Заутреня (у христиан: ранняя церковная служба). 8.– Вот и попали мы на пир! А на пиру кто чем похваляется! Кто силой богатырской Похвалы у дружинников готовы. Дружины по очереди зачитывают заготовленные тексты похвал в былинном стиле. 9. Подведение итогов. Награждение победителей.Учитель также может составить текст в былинном стиле для подведения итогов. Например: Ой, вы гой еси, добры молодцы Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |