Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Лексика
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Лексика


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 753

Ивашова Любовь Анатольевна, преподаватель русского языка и литературы

Цель урока:

  • повторить систематизировать основное понятие – лексическое значение слова;
  • совершенствовать умение работы с толковым словарём.

Образовательный аспект – ознакомить учащихся со словом, лексикой, со словарным запасом русского языка, с толковым словарём, с архаизмами (устаревшие слова).

Развивающийся аспект – побудить интерес к слову, к лексике; уметь правильно употреблять слова, обогащать свою речь благодаря своему словарному запас, развивать монологическую речь, память.

Воспитательный аспект – воспитывать чувство прекрасного к русскому языку на основе выполнения упражнений не только по русскому языку, но и на основе произведений художественной литературы.

Творческая работа учителя и учащихся с текстом диктанта, где просматривается речевая деятельность учащихся. Предлагаю вашему вниманию текст диктанта.

Развитие монологической речи.

- зачитывается текст;
- после прочтения задаются вопросы:

1) Как характеризует русский язык автор?
2) Что говорится в тексте о языке Пушкина?

Далее следует работа над лексическим значением.

I. Объяснение текста.

А) В тексте вы услышали слова, которые в современном языке не употребляются. Как вы думаете какое это слово? (простолюдин).

- Как вы думаете, почему оно сейчас не употребляется? (т.к. вышло из употребления и такие слова называются устаревшими).
- Что это слово значит?
- Послушайте, как даётся объяснение этому слову в толковом словаре Ожегова?

«Простолюдин – человек, принадлежащий к непривилегированному классу, то есть крестьянин, рабочий».

Б) Словарная работа – запись слова в тетради с правильным ударением.

И составьте с ними словосочетание: язык простолюдина.

II. В тексте есть слово – гениальный.

- Каково лексическое значение слова?

- От какого слова образовано?

Послушайте, как даётся объяснение этому слову в толковом словаре Ожегова?

«Гений – это человек, обладающий высшей творческой способностью».

III. Работа с трудными словами (орфография).

Слова записываются на доске и в тетради, одновременно идёт объяснение их правописания:

– от слова плоть, совершенство, дворянское (двор), общество.

Заканчивается урок словом учителя.

IV. Примечание (слово учителя).

На уроке будьте внимательны со знаками препинания, которые будут выделяться интонационными паузами.

Диктант: «Пушкин на уроках русского языка» (текст И.Новикова)

Живой русский язык в творчестве А.С.Пушкина.

Пушкин любил своё отечество Россию и её народ. С глубоким интересом изучал он народную жизнь. Поэт любил деревенские песни и сказки, всегда прислушивался к живому народному говору, записывал и запоминал меткие слова и выражения. Ведь во времена Пушкина в дворянском обществе было принято говорить на французском языке, и, бывало, некоторые дворяне свой родной, русский язык знали много хуже французского. Чистый, живой русский язык можно было тогда услышать только среди простолюдинов. Пушкин знал родной язык в совершенстве. И не только знал – в своих гениальных произведениях он воплотил всю красоту родной речи.

Проведённый урок русского языка, который показал, что мне надо работать:

- над глубоким изучением лексического значения слова;
- с архаизмами (устаревшие слова);
- с орфограммами;
- с морфемным разбором (разбор слова по составу).

Во время урока, когда я задавала вопросы о том, что значит то или иное слово, детям было сложно ответить, чтобы это значило?

При анализе диктанта, который я проводила на следующем уроке, в беседе с ребятами я поняла, что учащиеся данного возраста не смогут дать правильное толкование слова самостоятельно, поэтому мы всё время обращались к толковому словарю Ожегова. Несмотря на то, что диктант был сложным для пятого класса достигнуты следующие положительные результаты.

- подготовка;
- осознанное письмо текста.

Успех урока таков:

«5» - 10
«4» - 10
«3» - 2

Итак, передо мной высветились следующие проблемы, над которыми я буду работать.

- работа с толковым словарём (для изучения и уточнения лексического значения слова).
- работа на всех уроках над орфограммами.

Литература:

  1. «А.С. Пушкин на уроках русского языка» Дейкина, Пахнова (пособие для учащихся 5 класс)

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21