Преподавание литературы
Разработка урока литературы в 11-м классе по творчеству В.С. Высоцкого "У времени в плену…"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1367
Короткова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.С.Высоцкого,
- определить роль и значение творчества поэта в литературном процессе 80-х годов,
- продолжить знакомство с таким понятием, как “авторская песня”,
- способствовать формированию навыков аналитического мышления,
- способствовать воспитанию у учащихся музыкально-эстетического вкуса, патриотических чувств на примере песенного и поэтического творчества В.С.Высоцкого.
Литература. 1. В.Высоцкий. Четыре четверти Пути. Сб. Сост. А.Е.Крылов.- М., Физкультура и спорт, 1990. 2. В.Высоцкий. Поэзия и проза. Сост. А.Е.Крылов, Вл. Новиков.- М. Книжная палата, 1989. 3. С.Истомин, Д.Денисенко. Самые знаменитые барды России.- М., Вече, 2002. 4. В.Высоцкий. Нерв. Стихи.- Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1990. Аудио- и видеоматериалы. 1. Видеокассета с записью телепередачи “Кинопанорама” от 22 января 1980г. 2. Диск (в формате mp3) с записями песен В.Высоцкого. 3. Диск (в формате dvd): Мне есть что спеть. 4. Аудиокассеты с записями песен В.Высоцкого. Оборудование урока: - Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Компьютерная презентация к уроку <Приложение 1>.
Ход урока. Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним… Мне есть, чем оправдаться перед ним… Владимир Высоцкий. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся, возможные варианты ответов | Технические средства | | Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас удивительный урок. Мы познакомимся с жизнью и творчеством выдающегося поэта, популярнейшего барда Владимира Высоцкого. Проследим эволюцию тем и образов в его поэзии. Постараемся определить, какое место и значение имело его творчество в литературном процессе конца ХХ-го века. Работу на уроке нам предстоит совершить достаточно большую. Многое мы будем записывать в тетрадь, а для того. Чтобы упорядочить свои записи, мы будем пользоваться планом, который записан на доске. | | Слайд №1 | | Эти же записи в конце урока помогут нам подвести итоги занятия и сделать выводы. Итак, откроем тетради и запишем тему урока и эпиграф к нему. …В.Высоцкий был не просто популярным бардом, в поэтическом слове он воссоздал образы своих современников, драматизм их нелегкой жизни. По словам Ф.Абрамова, Высоцкий – поэт, “голосом и словом которого кричит время!” | | Слайд №2 | | Поэт был правдив и смел, он легко мог перевоплотиться в людей разных поколений и общественных ролей, был ироничен по отношению к ложным ценностям, высмеивал социальную демагогию; он был исповедален и искренен во всем, что касалось внутренней жизни его лирического героя. Он умел находить общий язык с миллионами. В этом была его сила, своеобразие и неповторимость. (Обращение к стенду с выставкой материала о В.С.Высоцком.) | | | | Ребята, я хочу обратить ваше внимание на небольшую выставку с материалами о Высоцком. Это в наше время она крохотная, в 70-е же она считалась бы невероятной. При жизни Высоцкого не вышла ни одна пластинка, ни одна книга с его стихами, хотя он не был официально запрещен, но и разрешен тоже. Все начиналось вот с таких бабинных кассет позже аудиокассет с множеством раз перезаписанной пленкой. Почти в каждом доме у тех, кто имел магнитофоны, были записи его песен. Что же так притягивало миллионы людей к личности и творчеству В.Высоцкого? Кристина, тебе слово. А вы, ребята, запишите кратко основные этапы жизни и творчества поэта. | | | | Жизнь В.С.Высоцкого, как и у многих выдающихся поэтов не была долгой, но она очень сложная, бурная, стремительная. Его творчество тогда и сегодня остается – куском дымящейся совести, его и нашей. И в таком вот смысле вся литературная работа В.С.Высоцкого с первых шагов развивалась и строилась как единая и цельная книга. | Сообщение ученицы о жизни и творчестве В.С.Высоцкого. (Записывают в тетради тезисами о жизни и творчестве поэта) | Слайды № 3-35 | | Ведь, если говорить по большому счету, главная задача писателя – создать книгу о времени и о себе. И сейчас нам предстоит эту книгу открыть. | | Слайд № 36 | | Первую главу нашей книги мы назовем “Рождение поэта”. Как же В.С.Высоцкий входит в литературную жизнь 70-х? | | Слайд № 37 | | Вот как об этом вспоминает известный режиссер и близкий друг Высоцкого Станислав Говорухин. | | Слайд № 38 | | (Учителем читается высказывание.) А в последнем абзаце, как нельзя лучше, Станислав Говорухин говорит о появлении В.Высоцкого на сцене, о его рождении как поэта и исполнителя своих песен. Запишем его в тетради. | (Записывают в тетради) | | | И это действительно так. (Песня “Мы вращаем Землю”.) | | Видеомагнитофон, Кассета с записью песни “Мы вращаем Землю” | | Эта песня называется “Мы вращаем Землю”. О чем она? Ребята. А как вы думаете, почему многие писатели, поэты, в то числе и В.С.Высоцкий обращается к этой теме, почему она так тревожит их? Ребята, вы правы. А вот, что В.Высоцкий говорил, когда его спрашивали о том, почему он пишет такие стихи и песни. (В.Высоцкий о военных песнях.) | - О войне. - Война – страшное явление в нашей жизни; - нет таких семей, которых она не коснулась; - на войне проявляются лучшие качества человека: - война – это то. Что никогда нельзя забывать и т.п. | Магнитофон, запись слов Высоцкого о военных песнях. | | Т.о., мы открываем II Главу в книге о В.Высоцком, которую назовем “Время подвиги эти не стерло” | | Слайд № 39 | | И действительно, ребята, В.Высоцкий создал множество произведений, отдавая дань людям, в судьбы которых вмешалась война. Я попросила вас подготовить к уроку их. | (Чтение стихотворений наизусть: - “Он не вернулся из боя”, - “Мерцал закат, как блеск клинка”, - “Звезды”, - “Братские могилы”) | | | (По ходу может задавать вопросы: - Почему ты выбрал(а) это стихотворение? - Чем (или) что тебе особенно понравилось или поразило в нем?) Что же так сильно беспокоит В.Высоцкого? Молодцы ребята! А что же мы запишем в тетради? | - В.Высоцкого беспокоит сам факт как страшного явления в нашей жизни. Она приносит горе, смерть, потери близких, друзей. Человек создан для жизни, счастья, а война разрушает ее обычный ход, ломая людские судьбы. (Записывают в тетради слова В.Высоцкого “Я отдаю дань этому времени своими песнями. Это почетная задача – писать о людях, которые воевали”). | | | Герои и сюжеты стихотворений В.Высоцкого дают возможность поэту затронуть извечные вопросы и проблемы: трусость и героизм, достойная жизнь и достойная смерть, преданность родине и священный долг перед ней. | | | | О В.Высоцком часто говорили, что “он истинный патриот своей страны”, “очень русский поэт”, песни его “бередят русскую душу”. И слова эти не случайны. В.Высоцкий, а до него Б.Окуджава, вернули песне народную, исконную систему: сюжет. Все известнейшие русские народные песни сюжетны. Но просто сюжета мало. Если вложит певец в песню свою судьбу, свое сердце, тогда и выходит настоящая песня: в ней всегда боль и грусть, тревога и тоска. Потребность в песне душевной, в песне, “говорящей всю правду” в 60 -70-е годы была очень велика. А почему? | | | | Вы правы. И В.Высоцкий с необыкновенной правдивостью сумел отразить дух того времени, привлекая внимание миллионов слушателей своим творчеством. Словами В.Высоцкого мы открываем III Главу книги – “Да это ж про меня! Про нас про всех…” Какое же было время? | - Годы тоталитарного режима, культа личности Сталина вынуждали людей молчать о многом. В душе многое накопилось, а в период “оттепели” появилась возможность высказаться о том, что наболело, приоткрыть завесу на многие общественно-политические проблемы. (Запись слов В.Высоцкого о времени) | Слайд № 40 | | Одна из таких песен “Охота на волков” (Прослушивание песни) Ребята, о чем же эта песня? А почему же тогда она долгое время считалась запретной, на ваш взгляд? Возможно, если бы она понималась, как песня исключительно об охотниках и волках. Вряд ли ее запретили. А если перенести происходящее в стихотворении в среду людей, в нашу жизнь? Появится иной смысл. Какой же? | - Об охоте на волков -Волк, нарушивший запрет и спасший тем самым свою жизнь, уходит от преследований охотников. Так, человек, привыкший в годы культа личности, оды всеобщего молчания, к запретам иметь свое слово и мнение, жил, как все, мыслил, как все, заключал свою жизнь в определенные рамки – “нельзя за флажки”. Нарушить запрет – значит остаться самим собой, тем, кто есть на самом деле, личностью. | Видеомагнитофон, запись песни “Охота на волков”. | | Т.о., автор буквально влезает в шкуру зверя, чтобы через поэтический образ передать свой излюбленный мотив – отчаяния и преодоления. Многие, услышав эту песню, говорили: “Да это ж про меня! Про нас про всех…” Итак, ребята, что мы запишем в свои тетради? | (Записывают в тетради: “Я видел, что моим товарищам нужно, что я им пел, и они хотят услышать, про что я им расскажу в песне”). | Слайд № 41 | | Песни у В.Высоцкого очень разные, в разных жанрах: сказки, шутки, баллады, просто какие-то выкрики на маршевые ритмы. Но все это, как говорил он, “про наши дела, про нашу жизнь, про то, что я думаю”. Есть песни философские, в которых В.Высоцкий размышляет о смысле жизни. Открывая IV Главу книги о В.Высоцком “…делай, как я! Это значит – не надо за мной!”, мы как раз и поговорим об одной из таких песен, называется она “Чужая колея”. (Прослушивание песни) | | Слайд № 42 МР3 диск, с записью песни “Чужая колея” | | Итак, повторяю, песня философская. О чем же в ней размышляет автор? | - Жизнь наша, как и дорога, очень сложная, с множеством препятствий. И каждый из нас должен идти по ней собственным, неповторимым путем. | | | Да, В.Высоцкий наглядно показывает то, что каждый человек должен иметь свой, особенны взгляд на жизнь, свою точку зрения. Искать именно свою дорогу в жизни, не похожую на другие. Стремление найти выход из сложных жизненных ситуаций должно быть обязательно! Итак, ребята, запишем в тетради основную мысль этой главы. | ( Записывают в тетради “В.Высоцкий в своей поэзии поднимает и философские темы, затрагивая извечные проблемы бытия:………..) | | | Жизнь на самом деле сложная и многообразная, в “ней есть многое, о чем стоит писать”. Открывая следующую главу, мы сможем узнать, что же волновало поэта в его время. (Глава V. “Есть многое, о чем стоит писать”.) (Слова В.Высоцкого о времени) | | Слайд № 43 Магнитофон, запись слов В.Высоцкого о времени. | | Есть у В.Высоцкого шуточные песни, с незатейливым сюжетом, но так ли они просты? Судить вам. (Прослушивание песен: “Диалог у телевизора” “Утренняя гимнастика” или др.) В шуточных песня В.Высоцкого обязательно присутствует как бы “второй слой”, “второе дно”, что-то серьезное? Что же, на ваш взгляд? Ребята, а в наше время актуальны эти темы? | Пьянство, как общественный порок; - плохая работа легкой промышленности; - Желание одеваться красивее, “модненько”; - проблема с фарсовщиками; - лишение премий из-за каких-либо нарушений, в том числе и из-за семейных ссор, так сказать общественное порицание и наказание; - раболепство перед начальством и т.п.; - проблема гриппа во всем мире; - призыв к здоровому образу жизни. - Да, конечно! - Наркотики; - Государственная Дума; - телевидение; - взяточничество; - бездельники, лентяи и т.п. | | | Как вы думаете, если бы В.Высоцкий был нашим современником, нашел бы он для своих песен героев и сюжеты? Какие? | | Видеомагнитофон, запись песен В.Высоцкого | | Итак, что мы запишем в тетрадь? | ( Запись слов В.Высоцкого. “В этом времени есть многое, о чем стоит писать. Темы повсюду. Героев я не ищу – они в каждом из нас”.) | | | О чем бы ни писал В.Высоцкий: о покорении горных вершин, о “пропитанном смертью” воздухе на полях сражений, о “вечных загадках” бытия, - он писал для друзей, ради друзей, ради священного чувства – большой, преданной, надежной мужской дружбы! В.Высоцкий говорил: “Я жил, живу и продолжаю жить для своих друзей и стараюсь писать для них… ” Поэтому следующая глава просто необходима в нашей книге о В.Высоцком. (Глава VI. “Если друг оказался вдруг…”) | | Слайд № 44 | | Накануне урока я дала задание почитать воспоминания о В.Высоцком его современников, друзей. Что они пишут о поэте, о дружбе с ним? | - (Станислав Говорухин о В.Высоцком. “Высоцкий никогда не исполнял свои песни вполсилы. Всегда, везде – на концерте ли, дома ли перед друзьями, в палатке на леднике, переполненному ли залу или одному – единственному слушателю – он пел и играл, вкладываясь полностью, до конца, до пота. Какое необыкновенное счастье было дружить с ним! Уметь дружить – тоже талант! Высоцкий, от природы наделенный многими талантами, обладал еще и этим – умением дружить. ”) | | | По- моему, лучше не скажешь! Нам остается только позавидовать тем, кто был другом В.Высоцкого. А чтобы определить “друг” тебе твой товарищ или “чужой” у В.Высоцкого есть прекрасный рецепт. Какой? Ребята, вам слово… | (Песня “Если друг оказался вдруг…” исполняется под гитару) | | | Спасибо. Наверняка и для вас, ребята, мужская дружба занимает или займет важное место в вашей жизни. Поможет ли в выборе друга песня, которую вы исполнили? | - Да, конечно! (Аргументируют) | | | Запишите главную мысль этой главы в тетради. | - (Слова В.Высоцкого “Я жил, живу и продолжаю жить для своих друзей и стараюсь писать для них…”) | | | В.Высоцкий ценил дружбу и сам был хорошим другом. Что притягивало в нем людей? Каким он был человеком, поможет понять песня, которую он назвал “Я не люблю”. | | Видеомагнитофон, запись песни “Я не люблю”. | | Что-либо говорить, наверное, излишне. В.Высоцкий о себе рассказал в песне довольно много. А почему песня? Почему В.Высоцкому легче спеть, чем рассказать? | - В песне можно о многом рассказать, тем более, что многие его песни сюжетны; - потому что он был актером и мог вжиться в любую роль, в песне тоже; - потому что песни его имеют как бы “второе дно”, подтекст, и мы можем додумать то, что не мог или не говорил прямо поэт. | | | И вот такую возможность помог претворить в жизнь – жанр “авторской песни”, песня, которая имела для В.Высоцкого – поэта огромное значение в его жизни, была неотъемлемой частью, главой в его жизни. (Глава VII. “Песни, говорящие всю правду”) Авторская песня – это песня, “говорящая всю правду” того времени, времени 60-70-х. (Зачитывает высказывание на слайде.) А вот, что рассказывает В.Высоцкий об авторской песне. | | | | Я хотела бы дополнить В.Высоцкого его же словами, вот из этой книги, статьи, которая называется “О песнях, о себе”, где он пишет: “Для меня авторская песня – это… (до рвет душу)” Эту цитату я предлагаю записать в качестве вывода к VII Главе “Авторская песня”. | (Записывают в тетради) | Слайд № 45 Видеомагнитофон, запись слов В.Высоцкого об авторской песне из телепередачи “Кинопанорама” от 22 января 1980 года. | | Итак, наш урок подходит к концу. Обратимся к плану нашего занятия, записям, которые мы сделали в тетрадях и подведем итоги. Что вы можете сказать о жизни поэта? | - Жизнь В.Высоцкого недолгая, но очень сложная, насыщенная: поэзия, концерты, съемки в кино; - это поэт, рассказавший многое о своем времени, поднимая важные темы и проблемы: о войне, дружбе, назначении человека, смысле жизни и бытия, социально-политической атмосфере своего времени; - это человек высоких моральных устоев, человеческих качеств; - творчество В.Высоцкого бессмертно, т.к. все, о чем писал он и в наши дни актуально, а его песни отвечают на многие сегодняшние вопросы и т.п. | | | Именно поэтому, я думаю, вам есть о чем поговорить с В.Высоцким, о чем спросить и что рассказать. И в качестве домашнего задания предлагаю написать небольшое эссе “О чем бы я поговорил с В.Высоцким”. | (Записывают домашнее задание) | | | Ошеломляющий темп жизни В.Высоцкого поражает. Как много он хотел сделать в своей жизни и сделал! Как часто перехватывало дух, а следом крик, идущий из самого сердца: “Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!” | | Слайд № 46 Видеомагнитофон, запись песни “Кони привередливые” | | Всем спасибо, ребята. Урок окончен. До свидания! | | |
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|