Преподавание русского языка Повторение изученного по теме "Глагол" в 6-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2016.10.23 Просмотров: 592 Шафеева Ляля Мисбаховна, учитель русского языка Дидактическая цель Повторить:
Развивающая цель: развитие навыков самоконтроля, внимания, памяти, аккуратности, четкости и умения понимать и чувствовать музыку. Воспитательная цель: воспитание чувства любви к природе на примере текста “Ольха”, картине “Зима” и музыке Вивальди “Зима”. Оборудование: доска, мел, картина “Зима”, сигнальные карточки, запись музыки Вивальди “Зима”, мультимедиасистема для текста “Ольха”. Ход урока
Успех нам принесет работа с глаголами по тексту “Ольха”. А вот перед вами картина с веточками ольхи. Такой ольха бывает в апреле. По мне так и ольха красавица, потому что это дерево моего края. Мультимедиасистема. Текст “Ольха”. 1. Ну, а теперь, будьте внимательны. Я читаю текст, постарайтесь запомнить глаголы.
– К какому типу речи относится текст? (Описание.) 2. Проследите, как с помощью глаголов описывается ольха. Выпишем глаголы и определим вид. Посветлели, висели, выросли, зацветает, покачиваются, поднимаются, держатся, переносится, созревают, остаются, осыпаются. – В каком времени употреблены записанные глаголы? (В настоящем и прошедшем времени.) – А как изменяются глаголы? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по числам и родам (в единственном числе). 3. Дайте полное определение глагола. – Хорошо, давайте выпишем 2-ое предложение из текста для синтаксического разбора. Днем сильно греет лучистое солнце, торопливо бегут ручьи. 4. Ребята, вернемся к глаголам записанного предложения и определим спряжение. – А как мы определяем спряжение глагола? (правило)
– А какие глаголы называются разноспрягаемыми? 5. А теперь поработаем с карточками. Определим, насколько хорошо усвоили спряжение глагола.
6. Какая орфограмма есть еще в словах – колешь, пилишь? (У глаголов 2 лица единственного числа на конце после шипящих пишу мягкий знак.) 7. В тексте найдите предложение, в котором есть глагол с данной орфограммой. Ольху встретишь… Работа у доскиСделаем морфологический разбор этого глагола. встретишь – глагол а) что сделаешь? Встретишь начальная форма – встретить б) постоянные признаки
в) что сделаешь? Встретишь – Итак, этот глагол изъявительного наклонения. Какие глаголы мы относим или считаем глаголами изъявительного наклонения? – А как мы это узнали? – А какие наклонения вы еще знаете? (Повелительное, условное.) Поставьте этот глагол в форме:
– Что обозначают глаголы условного и повелительного наклонения? – Что характерно для этих глаголов? 8. Вы сказали, что глагол встретить невозвратный. – А как определяется возвратность глагола? (Глаголы с суффиксом ся и сь являются возвратными.) Работа в тетради9. Найдите в тексте возвратные глаголы и выпишите их со словами, от которых задаем вопрос. Сережки (что делают?) покачиваются 10. Ребята, вернемся к глаголу покачиваются и разберем по составу Покачиваются (проверочное слово – качка) 11. Объясните, почему пишем суффикс ива. Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на ываю – (иваю), то в неопределенной форме и в прошедшем времени надо писать суффикс ыва-ива. Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на -ую,(юю), то в неопределенной форме и в прошедшем времени надо писать суффикс ова – ева. Итак, докажем ваши теоретические знания на практике. (Работа с карточками.) Вставить пропущенные буквы в следующих словах (показываю карточки):
12. Глагол – это зимняя часть речи. Она заставит действовать нас всех и поможет написать сочинение-миниатюру о зиме, применяя все правила, которые вы употребите в своих работах. Задача осложняется. Вы должны не только описать, что видите, но и передать свои чувства от музыки. Послушаем музыку о зиме выдающегося итальянского композитора, скрипача и педагога из цикла “Времена года” Антонио Вивальди. А при повторном слушании вы будете писать. Итак, начинаем творческую работу. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос зимы, зимнюю песню. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе (включаем запись). 13. Читаем 2–3 сочинения. Делаем вывод. 14. Итог. 15. Оценки. 16. Домашнее задание: синтаксический разбор 1 предложения, морфологический разбор 1 глагола. Самоанализ урока“Повторение изученного о глаголе”Тема урока: “Повторение изученного о глаголе”. Урок-обобщение по теме “Глагол”. Главная дидактическая цель его: обобщение и закрепление знаний учащихся по теме “Глагол” и умение использовать их для сочинения-описания, развития творческих способностей учащихся. Развивающая цель: развитие навыков самоконтроля, внимания, памяти, аккуратности, четкости и умения понимать и чувствовать музыку. Воспитательная цель: воспитание чувства любви к природе на примере текста “Ольха”, картины “Зима” и музыки Вивальди “Зима”. Стихотворение, прозвучавшее в начале урока, определило мою цель и задачи. А для того, чтобы достичь перечисленные цели, я построила урок на едином тексте “Ольха”. Обратила внимание детей на картину “Зима” и музыку Вивальди “Зима”, показывая связь русского языка с другими видами искусства. Работу построила по тексту так, что дети сами обобщили полученные знания по теме “Глагол”. Повторили все орфограммы, вспомнили определения, что дало возможность грамотно написать сочинение и увидеть, какую роль играют глаголы. Учащиеся отвечали правильно, это позволяет судить, что изученные темы детьми поняты. Во время урока использовался фронтальный опрос, самостоятельные рассуждения, подводились общие итоги. Работа по карточкам, виды разборов помогли последовательно мыслить при изучении темы “Глагол”. Преследуя цель развития творческих способностей детей, на этом уроке я не дала опорные словосочетания в работе над картиной. Считаю, что на уроке был хороший познавательный уровень активности учащихся. Развитию интереса детей способствовало нетрадиционная форма работы на уроке обобщения – это исследовательская работа по единому тексту. Ответы учащихся аргументированы, отдельные дети оперировали понятиями, сочетая теоретические знания с практической деятельностью, вносили поправки. Принцип научности, доступности и посильности соблюдался. Время распределено рационально. По прослушанным сочинениям можно судить, что картина и музыка были использованы эффективно. Норма письма выполнена. Считаю, что урок соответствует поставленным целям и задачам. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |