Преподавание русского языка Система работы по русскому языку при подготовке к ЕГЭNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2676 Петриченко Петр Николаевич, учитель английского языка Введение Введение Единого государственного экзамена по русскому языку в форме централизованного тестирования заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс в старших классах. Усиленную работу необходимо начинать в 8-9 классе, так как большая часть материала реализуется уже при государственной итоговой аттестации во время экзамена в 9 классе. В 10-11 классах необходимо не только подготовить к выпускному и вступительному тестированию, но и подготовить старшеклассников с психологической точки зрения. При разработке системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку необходимо охватить все разделы языкознания: "Фонетику", "Орфоэпию", "Лексику", "Фразеологию", "Морфемику", "Морфологию", "Пунктуацию", "Орфографию", "Культуру речи", "Развитие речи" (подготовка к сочинению). Кроме этого учитель русского языка должен ежегодно анализировать результаты тестирования прошлогоднего экзамена. Это помогает выявить трудности и проблемы выпускников по конкретным темам и заданиям и целенаправленно отработать эти недостатки в работающем классе. Цель доклада: описать конкретный комплекс заданий и упражнений по русскому языку, помогающий качественно подготовить выпускников к ЕГЭ. Задачи: 1. Раскрыть теоретический аспект подготовки к выпускному экзамену. 2. Определить наиболее эффективные методы и приемы при практической отработке тестовых заданий. 1. Информационный этап подготовки к ЕГЭ Подготовку к Единому государственному экзамены лучше всего начать с информационного этапа, который включает в себя ряд компонентов. Во-первых, оформляется информационный стенд сменного состава, в котором есть такие разделы: - Памятка для выпускника - в ней содержатся различные психологические советы при подготовке к экзаменам. Эти советы-рекомендации можно взять из книги Д. Карнеги. - Памятка для родителей - в ней должны быть советы по подбору дополнительной литературы по подготовке к выпускному экзамену. Кроме этого в этом разделе постоянно должны меняться рекомендации, на какие разделы или темы школьники должны обратить внимание при выполнении домашних заданий. - Контрольно-измерительные материалы - сборники тестовых заданий. - Образцы заполнения бланков ответов. - Памятки, схемы, таблицы, алгоритмы по темам русского языка. Этот демонстрационный материал служит необходимым помощником для старшеклассников, особенно для выполнения практической части. В памятках обязательно должны все виды разборов: фонетический, лексический, морфемный, морфологический, синтаксический, пунктуационный. Кроме этого здесь должен быть постоянно материал для самопроверки и взаимопроверки. 2. Модель учебной деятельности При подготовке к Единому государственному экзамену предусматриваются разные виды деятельности старшеклассников: это аудиторная деятельность, работа по индивидуальной траектории или индивидуальному прогнозированию, факультативные занятия, индивидуальные консультации, интеллектуальные игры, викторины, творческие конкурсы, кружковые занятия. Это разнообразие образовательной деятельности выпускников носит активно-деятельностный, проектный характер. Учащиеся осмысленно выполняют стандартные задания, осваивая и приобретая следующие навыки: - осваивают модели учебной деятельности; - приобретают конкретные лингвистические навыки; - получают технические навыки при использовании информационно-коммуникативных технологий; - развивают коммуникативные и межкультурные навыки. Главным видом учебной деятельности является урок, который имеет свои особенности, свою пошаговую систему. Шаг 1. Повторение теоретического материала. Для успешного выполнения тестовых заданий по ЕГЭ необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка, то есть все полученные знания за курс 5-9 класса. Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы. В любом случае учитель словесности или группа лидеров класса подбирает дополнительную литературу или материал из средств Интернета по конкретной теме. Этот материал оформляется в опорные конспекты, таблицы, схемы. Большой эффективностью пользуются у старшеклассников таблицы-сравнения: Т-схема, Диаграмма Венна, благодаря которым учащиеся могут сравнивать. Это могут быть морфологические признаки или грамматические категории двух частей речи: имени существительного и имени существительного, имени прилагательного и причастия, глагола и причастия, глагола и деепричастия, деепричастия и наречия. Категориальный обзор подобных творческих работ способствует укреплению теоретической базы - фундамента знания для выполнения тестовых заданий. Таблицу "ЗХУ" (Знаю, Хочу узнать, Узнал (а) и таблицу "Инсерт" можно использовать в начале повторения каждого раздела. В таблице "ЗХУ" имеется три раздела: в первой графе "Знаю" учащиеся записывают кратко, по памяти, имеющиеся знания; во второй графе "Хочу знать" - производится запись того, что ещё интересует ученика по теме - это могут быть информационные или проблемные вопросы; в третьей графе - после самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, кратко формулируются ответы в виде отдельных теоретических положений. При работе с таблицей "Инсерт" старшеклассники самостоятельно работают с теоретическим материалом (желательно иметь раздаточный материал): вначале они просматривают материал и делают пометки в тексте, затем заполняют таблицу. В первой части таблицы ( + ) определяется материал, который дети хорошо усвоили, то есть понимают теоретический материал, самостоятельно приводят примеры. Во второй части таблицы (V) конкретизируется материал, который вызывает большие трудности. В третьей части формулируются вопросы по слабо усвоенному или непонятому материалу для работы в группах или в парах сменного состава. Шаг 2. "Продвинутая" лекция. Наиболее объемные или сложные темы обобщаются учителем при помощи "продвинутой" лекции с использованием мультимедиа (это могут быть слайды, таблицы). Шаг 3. Работа в группах по отработке тестовых заданий. В совместной деятельности старшеклассники отрабатывают тестовый материал заданий частей А и В, это помогает им сэкономить время на выполнении заданий. На этом этапе происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов школьники анализируют, размышляют, применяя правило, выявляют закономерности тестовых заданий. Самое главное - взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка влияет на межличностные отношения в классном коллективе. Шаг 4. Самостоятельный выбор задания. Отработанный на уроке материал закрепляется во время подготовки домашнего задания: учащиеся самостоятельно выбирают типичные задания и отрабатывают тестовые задания. Для этого можно использовать дополнительный материал по подготовке к тестовому контролю. 3. Сформированность орфографических навыков - путь к прочным знаниям Экзаменационные тесты по русскому языку и сочинение предполагают прочные знания в области орфографии - знание основных правил русского языка помогает в решении тестовых заданий и грамотного оформления творческой работы. Систематизировать орфограммы лучше всего в ходе повторения теоретического материала каждой части речи. Для этого все орфограммы русского языка распределяются по частям речи и оформляются в виде Сетки орфограмм: например, Сетка орфограмма по теме "Имя существительное", Сетка орфограмм по теме "Глагол". Сетка орфограмм представляет собой набор всех орфограмм по теме: точное название орфограммы, правило-опора, примеры с графическим оформлением. Оформленная сетка орфограмм учителем копируется и размножается на компьютере для каждого ученика, а также закладывается в модуль по конкретной теме. Это делается для того, чтобы школьники могли в любое удобное время посмотреть нужную орфограмму, а не искать её в учебниках или памятках. На каждом уроке русского языка предусмотрены упражнения, отрабатывающие практические навыки по орфограммам: это словарно-орфографическая работа, диктант-дубль, "Найди ошибку", "Четвертое лишнее", распределительный диктант, работа с таблицами: "Т-схема", "Диаграмма Венна", орфографический диктант "Проверь себя". Рассмотрим варианты таких заданий:
- Вставить пропущенные буквы, поставить ударение. - Составить предложение с однородными членами предложения, употребляя словарные слова академик, инициатор в разных падежах. - Слова - академик, предприимчивый, инициативный разберите по составу. Академик, арендатор, эксперимент, талисман, филолог, честолюбие, предприимчивый, профессор, инициатор, инициативный, диалектология, добропорядочный.
Наступаешь, тушевать, любишь, не думает, угадывать, умываться, зажигать, верил, гонит, изжарьте, заведовать, не читает, заметишь, соберу, познакомь, клеил, строиться, негодовать, умывается, лаял, собирать, вытирать, исправьте, вытереть, разгуливать, одевается, рассматривать, называется, чувствовать, не смотрел, строил, помогите, гоняет, обеспечь, постукивать, решает, пляшет, унесите, раздумывать, разделит, рисовал бы, прочтите, не страдает, уничтожь, читал, обследовать, читал бы, напишите, спросили бы, любите, не решился бы, верил бы, ночевать. У учащихся появляется вот такой вариант Сетки-орфограмм, в неё добавляется графическое обозначение орфограмм.
- прилагательное, предложение, растение, предлагать; - чёрный, поджёг, жёлтый, жёлуди.
Подобные задания помогают отработать навыки грамотной речи и письма. 4. Лексическая работа с текстом и словом Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста указываются средства художественной изобразительности: синонимы, антонимы, омонимы, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы и тому подобное. Кроме этого текст анализируется с точки зрения стилистических возможностей слов и выражений - диалектные слова, профессионализмы, заимствованные слова, неологизмы. Лексическая работа с текстом предполагает работу с отдельными словами, поэтому необходимо научить старшеклассников на более высоком уровне производить лексический разбор отдельного слова. С этой целью заостряется внимание на Памятке "Лексический разбор слова". Памятка "Лексический разбор слова". 1). Каково лексическое значение слова в данном предложении? Используя Толковый словарь, определите все значения данного слова. Определите: является ли слово однозначным или многозначным. 2). В прямом или переносном значении употреблено слово? 3). Какие синонимы и антонимы имеет слово? 4). Какова стилистическая характеристика слова: - разговорное; - книжное; - стилистически нейтральное. Какие пометы в словаре указывают на особенности употребления этого слова? 5). Каково происхождение слова? 6). Придумайте и запишите предложения, употребляя слово в разных лексических значениях (Пахнова Т.М. 2003, с. 260). Образец лексического разбора слова. Л.В. Щерба - выдающийся русский языковед. Слово языковед однозначное, так как имеет одно лексическое значение: ученый - специалист по языковедению. Слово языковед употреблено в прямом значении. Имеет синоним - лингвист, слово языковед стилистически нейтральное слово, его чаще всего употребляют в среде лингвистов. Слово лингвист - заимствованное. Слово сложное: оно образовано от слияния двух слов - язык и ведать, языковед имеет два корня - язык и -вед, соединены корни при помощи соединительной гласной -о-. Например, Языковеды обсуждают новые преобразования в области языкознания. 5. Комплексный анализ текста Комплексный анализ текста помогает старшеклассников исследовать текст с разных сторон и построить свой ответ в форме связного высказывания. Примерная программа комплексной работы с текстом приведена в книге Т.М. Пахновой "Готовимся к экзаменам по русскому языку, 9-11 классы", в методическом пособии для учителей словесников С.Л. Каганович "Обучение анализу поэтического текста", в книгах под рубрикой "Мастер-класс", например, Г.П. Соколовой "Уроки русского языка и словесности". Задания, предложенные в дидактических и методических пособиях можно менять, усложняя задания или уменьшая. Необходимо учитывать индивидуальный интеллектуальный уровень выпускников: уровень знаний, психические особенности характера: темперамент, темп работы, возможности. Для образца возьмем несколько заданий к текстам:
- К какому стилю принадлежит данный текст? - Какой тип речи используется в данном тексте? - Найдите в 1, 4, 6, 7, 8, 17 предложениях языковые средства выразительности: тропы, фигуры, фонетические средства выразительности, стилистически окрашенную лексику, особенности синтаксической организации текста. - Определите, какую роль в раскрытии основной мысли текста они играют? - Сформулируйте основную мысль текста. Найдите предложения, которые в максимальной степени формулируют основную мысль текста.
- Прочитайте выразительно текст: определите логические ударения, короткие, длинные паузы, подберите тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста. - Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, подтверждающие главную идею текста. - Разбейте текст на микротемы, озаглавьте каждую часть. Подумайте, почему вы выбрали это название. - Сформулируйте главную мысль каждой микротемы, запишите её. - Определите стиль текста и докажите (найдите все стилистические особенности данного жанра). - Определите тип речи: описание, рассуждение, повествование. Докажите это. - Объясните значения слов - панорама, шатер, островерхий, уникальный, ансамбль, эпос, монография. - Произведите морфемный разбор (разбор по составу и словообразовательный разбор) выделенных слов - московский, подлинное, воображение, уцелевший, великорусская. - В первых трех абзацах подчеркните грамматические основы. - Объясните знаки препинания в предложениях с вводными словами. Подберите синонимы к вводным словам наверное, конечно. - Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать, когда ставится и когда не ставится запятая перед союзом как. - Выпишите два сложноподчиненных предложения, произведите их полный синтаксический разбор. - Объясните знаки препинания при цитировании. Составьте схемы этих предложений. - Объясните знаки препинания в предложениях с обособленными определениями. Подберите к этим простым предложениям их синтаксические синонимы - сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
- Подберите к существительным свои определения-эпитеты. - Сравните свой текст с авторским. Как вы думаете, почему И. Бунин использовал именно эти определения?
- Прочитайте текст стихотворения И. Бунина "Первый снег". - Создайте свою миниатюру по этому стихотворению. Употребляйте к созданию миниатюры такие слова: "И всё хочется получше сказать, поглубже выразить мысль, поточнее описать, представить живописную картину, ясно вижу". Первый снег. И. Бунин.
6. Принципы русской пунктуации Отрабатывать пунктуационные навыки лучше всего по отдельным темам раздела "Пунктуация", это такие темы: "Тире между подлежащим и сказуемым", "Тире в неполном предложении", "Тире в бессоюзном сложном предложении", "Знаки препинания при однородных членах предложения", "Обособленные члены предложения", "Уточняющие члены предложения", "Вводные слова и вводные предложения", "Способы цитирования. Прямая и косвенная речь", "Запятая и тире в сложносочиненном предложении", "Запятая в составе сложноподчиненных предложений". Особое внимание при отработке практических навыков уделяется правилам, которые даются в Примечании или дополнении к основным пунктуационным правилам постановки знаков препинания. Рассмотрим несколько заданий, помогающих отработать постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях:
А) Обособленные / необособленные определения. - Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Причастный оборот обособляется с двух сторон: после главного слова, в конце оборота). - Длинные облака, красные и лиловые, сторожили покой солнца. (Обособляются одиночные однородные определения, стоящие после главного слова и выраженные именем прилагательным). - Раскаленная солнцем, горела позолоченная медь на мундирах офицеров. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом со значением причины). - Я шёл к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием - делать добро.(Несогласованное определение, выраженное неопределенной формой глагола, обособляется при помощи тире). Б). Обособление вводных слов и вводных предложений. - Послушайте, если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно. - Сама же учительница - говорили о ней - не отличает простого предложения от сложного. - Прихвастнуть любил - этот грех за ним водился, - может, и тут что приплел для красного словца.
- Сила и мощь слова зависят от того, как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи, как владеет её. - Между языком и поэтом двусторонняя связь: не только поэт преобразует язык, но и язык обогащает творческие и духовные силы поэта, являясь жизненно необходимой его частью, миром его жизни, условием существования. Для выпускников, обладающих талантом к языкознанию, можно предложить более сложные задания: (даны задания и образцы их выполнения)
- Структурный аспект. - Семантический аспект. - Функциональный аспект. - Графическая схема. I. Структурный аспект. 1. В предложении две предикативные единицы, значит, оно сложное. 2. Предикативные единицы соединены союзным словом которые, следовательно, предложение союзное. 3. В предложении выделяется главная (первая) часть и придаточная (вторая) часть с союзным словом которые. Значит, предложение сложноподчиненное. 4. Графическая схема: 5. Характеристика союзного слова которые как основного средства связи предикативных единиц: а) в предложении является определением; б) выражено относительным местоимением; 6. Дополнительные средства связи предикативных единиц: а) интонация незавершенности первой предикативной единицы; б) соотношение видовременных форм глаголов-сказуемых (сказуемые в обеих предикативных единицах выражены глаголами несов. в., наст. врем.) свидетельствует об одновременности происходящих событии. 7. а) Придаточное предложение присоединяется к одному слову (предметы) в главном предложении, следовательно, связь присловная; б) структура предложения нерасчлененная, так как подчинение присловное; в) характер обусловленности придаточной части - морфологический, так как придаточное предложение раскрывает морфологическую природу опорного слова - сущ. Предметы, которое нуждается в атрибутивной характеристике, содержащейся в придаточной части; связь придаточного предложения с главным базируется на структурной связи "слово + предложение"; г) придаточное определительное. 8. Структура ССП негибкая, так как порядок следования предикативных единиц изменить нельзя. II. Семантический аспект. 1. В обеих предикативных единицах предается факт реальный, происходящий в определенное синтаксическое время, в момент речи (в первой предикативной единице сказуемое выражено глаголом изъяв. накл., наст. врем., во второй предикативной единице два однородных сказуемых: первое выражено глаголом изъяв. накл., наст. врем., во втором сказуемом вспомогательный глагол составного глагольного сказуемого также стоит в изъяв. накл., наст. врем). Модальные планы частей совпадают, следовательно, СПП одномодальное. 2. Общие семантические отношения - определительные. 3. Частные семантические отношения не выделяются. III. Функциональный аспект. 1. Обе предикативные единицы по цели высказывания повествовательные, так как содержат сообщения. 2. Целевые установки частей совпадают, следовательно, СПП однофункциональное. I. Структурный аспект: 1. В предложении две предикативные единицы, значит, оно сложное. Предикативные части соединены союзом, следовательно, предложение союзное. Союз и сочинительный, следовательно, данное предложение сложносочиненное. 2. Характеристика союза как основного средства связи предикативных единиц: союз соединительный; простой; одиночный. 3. Дополнительные средства связи предикативных единиц: интонация незавершенности первой части; наличие союза и во второй предикативной единице. 4. Структура ССП открытая, так как ряд предикативных единиц может быть продолжен в тех же смысловых отношений. Структура ССП негибкая, так как предикативные единицы нельзя поменять местами. 5. Во второй предикативной части есть однородные члены предложения: я предпочитал закрывать и не думать - это однородные члены, соотносимые с подлежащим; все члены однородного ряда находятся в отношениях взаимоподчинения с подлежащим я и в отношениях синтаксического равноправия друг с другом, что доказывает наличие подчинительной и сочинительной связи одновременно; каждый из членов ряда является в предложении грамматическим субъектом действия, выраженного предикатом я, то есть, все члены однородного ряда входят в грамматическую основу предложения; все слова ряда выполняют одну и ту же синтаксическую функцию - сказуемое. Все это доказывает, что данные слова действительно составляют ряд однородных членов. Охарактеризуем особенности строения ряда: средством связи однородных сказуемых служит сочинительный союз и, который соединяет сказуемые. Общие смысловые отношения по характеру интонации - перечислительные (перечисляются разные действия). Частные смысловые отношения - одновременности. Функция данного однородного ряда - выделение последовательности действий. II. Семантический аспект: 1. В обеих предикативных единицах предается факт реальный, происходящий в определенное синтаксическое время: до момента речи - сказуемое в первой предикативной единице выражено глаголом изъявительного наклонения прошедшего времени, сказуемое во второй предикативное единице выражено двумя глаголами: вспомогательный глагол составного глагольного сказуемого также стоит в изъявительном наклонении прошедшего времени. Модальные планы предикативных частей совпадают, следовательно, ССП одномодальное. 2. Общие семантические отношения между частями ССП - соединительные. Частные семантические отношения - соединительно-результативные (причинно-следственные), так как вторая предикативная единица содержит вывод, следствие из того, о чём сообщается в первой предикативной единице. III. Функциональный аспект: Обе предикативные единицы по цели высказывания повествовательные, так как содержат сообщения. Целевые установки частей совпадают, следовательно, ССП однофункциональное. Графическая схема: [ 1) ], и [ 2) ].
1 вариант - читается предложение, школьники вычерчивают схему. 2 вариант - предлагаются схемы предложений, учащиеся конструируют по ним сложные предложения. - По предложенным схемам составьте предложения по теме "Экология родного края". 1). Графическая схема: [ ], и [ ]. 2). Графическая схема: [ ], (которые и ). 7. Подготовка к сочинению-рассуждению Во всех тестовых заданиях в качестве творческой работы предлагается написать небольшое сочинение, опираясь на предложенный в варианте ЕГС текст. Это задание обозначено в части С1: "Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленные автором текста". При обучении восприятия текста обращаем внимание на три аргумента: - Написать сочинение с опорой на собственный жизненный опыт. - Использовать выразительные средства русской речи, добиваясь речевой связности и последовательности изложения. - Проверить сочинение тщательно, качественно, так как большое количество баллов может быть потеряно при оценивании грамотности работы. Для анализа текста необходимо предлагать разные варианты текстов, как по содержанию, так и по форме. Вначале с учащимися прорабатываются различные виды памяток: "Рекомендации к тексту-рассуждению", "Рекомендации к тексту-описанию", "Рекомендации к тексту-описанию", "Советы по построению сочинения". Все рекомендации учитель составляет с учетом уровня подготовленности класса, с учетом сформированных ранее навыков письменной связной речи.
Шаг 1. Чтение текста, определение темы и проблем текста. Формулирование одной конкретной проблемы. Шаг 2. Комментирование текста. Здесь важно научить видеть разницу между пересказом и комментированием. Комментирование текста - это краткое изложение основных моментов текста. Детям предлагается слова-подсказки, которые они быстро запоминают: "В начале текста, затем, в заключении". При цитировании необходимо употреблять небольшие фрагменты текста. В ходе комментирование выясняется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного случая. Авторская позиция имеет два понятия: "да" или "нет". Нравится ли автору картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о выраженной им проблеме? Шаг 3. Тезис, доказательства. Формулируя главную идею собственного размышления, необходимо выразить свое отношение к авторской проблеме. В доказательство личной точки зрения приводятся два-три аргумента: при этом учитывается важность (актуальность) вопроса, эмоциональность, богатство языка, средства выразительности. Шаг 4. Сопоставление мнения автора и личной точки зрения. Шаг 5. Самостоятельное написание сочинения и проверка на грамотность. Для раскрытия темы сочинения можно запланировать ряд упражнений, способствующих раскрытию темы: - Используя клише, составьте предложения по теме "Экология родного края" (темы могут быть приближены к текстам из тренировочных заданий по ЕГЭ): "Точка зрения автора мне понятна, я разделяю (не разделяю) позицию автора, во-первых, это подтверждается рядом факторов, во-вторых, ярким доказательством служит простой пример, говоря иначе, это, следовательно, авторское мнение". - Подберите синонимы и антонимы к ключевым словам текста, используйте в качестве варианта контекстуальные синонимы (антонимы).
- Объясните ошибку в построении сложного предложения. Дайте исправленный вариант. После диалектологической экспедиции мы проверили карточки, привезенные из Архангельской области, и которые находились у руководителя экспедиции. - После диалектологической экспедиции мы проверили карточки, привезенные из Архангельской области и находящиеся у руководителя экспедиции. - После диалектологической экспедиции мы проверили карточки, которые были привезены из Архангельской области и которые находились у руководителя экспедиции. - В предложении произошло смещение синтаксической конструкции: неправильное соединение причастного оборота и придаточного определительного. Есть два варианта замены: 1 вариант - замена придаточной части причастным оборотом, происходит упрощение конструкции и уточнение определяемого слова - карточки. 2 вариант: замена причастного оборота причастным определительным. - Найдите в следующих дефектных текстах нарушения норм: а) управления; б) согласования; в) смысловой сочетаемости. Объясните, используя данные толковых словарей, в чем состоит нарушение нормы. Перепишите предложения в исправленном виде. 1). Очень трудно поверить в то, что виной всему этому переполоху стал десятилетний ребенок. - В предложении наблюдается нарушение норм управления: стал виной (чего? Р.п.), определяемое слово требует употребление конкретного падежа. Правильный вариант: Очень трудно поверить в то, что виной всего этого переполоха стал десятилетний ребенок. 2). Полчаса, проведенные в обществе интересного собеседника, прошло незаметно. - В предложении наблюдается нарушение согласования между подлежащим и сказуемым, подлежащее выражено числительным полчаса, требует употребление сказуемого во множественном числе. Выбор сказуемого подчеркивает нерасчлененный характер действия. Правильный вариант: Полчаса, проведенные в обществе интересного собеседника, прошли незаметно. 3). Дипломная работа удовлетворяет тем условиям, которые предъявляются к такого рода сочинениям. - В предложении наблюдается нарушение смысловой сочетаемости и ошибка в управлении: проявляются к (к чему?, Д.п.). Правильный вариант: Дипломная работа соответствует тем условиям, которые предъявляются к такому типу сочинений. - Объясните, в чём состоит нарушение введения деепричастного оборота в предложение. Дайте исправленный вариант. Познакомившись с этой книгой, передо мной открывается новый, до сих пор неизвестный мир. - Нарушение синтаксической конструкции возникло из-за ошибки в употреблении деепричастного оборота, который всегда должен указывать на дополнительное действие субъекта (подлежащего). Правильный вариант: Знакомство с этой книгой открывает передо мной новый, до сих пор неизвестный мир.
Этот вид работы помогает рассмотреть готовое сочинение с разных позиций, увидеть все критерии "идеального" сочинения или недостатки сочинения и корректировку его. Заключение Таким образом, используя систему работы по подготовке к Единому государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Предложенная система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, языковой интуиции, на развитие практических навыков использования правил и исключений из правил. Углубленная (комплексная) работа с текстом направлена на формирование восприятия содержания и проблем текста, помогает сформулировать мнение автора, писательский взгляд на историю и культуру, увидеть средства выразительности, используемые автором для создания реальной картины. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Литература 1. Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста. М.: Русское слово, 2006. - 112с. 2. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ. - М.: Русское слово, 2006. - 432с. 3. Разные виды словарей 4. Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. - М.: Русское слово, 2006. - 352с. 5. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку, 9-11 классы. - М.: ВЕРБУМ-М, АО Московские учебники, 2003. - 288с. 6. Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. Русский язык: Тренировочные задания. - М.: Эксмо, ЕГЭ 2008, 2009, 2010, 2011, 2012. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |