Преподавание литературы Урок по литературе в 7-м классе по теме «Загадка романа А.С. Пушкина "Дубровский"»Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2016.10.13 Просмотров: 571 Терехова Галина Андреевна, Учитель Цели и задачи:
Тип урока: обобщающий Оборудование: компьютер, проектор. Эпиграф урока: …Громада двинулась и рассекает волны. Портрет А.С. Пушкина (слайд № 1) Ход урокаI. Оргмомент.Сообщение темы и цели урока. Слово учителя. Мы завершили знакомство с романом А.С. Пушкина "Дубровский". Это произведение вместило в себя очень многое: эпоху, проблемы, волнующие автора, вопросы нравственности. Сегодня на уроке мы попытаемся обобщить наши мнения о романе, проблемах, поднятых в нем, постараемся понять замысел писателя, выяснить причины незавершенности произведения. По выражению В.В. Розанова, “…Пушкин – это чудо Все возрасты взяты им; и каждому возрасту он сказал на ухо свои скрытые думки… и всё коротко и многодумно”. - Что же хотел сказать поэт читателям своим романом? II. Основная часть. Аналитическая беседа.О чём он? Ответы учащихся: - о любви, мести, благородстве, крепостном праве; Чтобы определить правильность Ваших мнений, вспомните историю создания романа. - В какую эпоху создавался роман? (Сообщение о крепостном праве) (Обмен мнениями учащихся) - Как обычно разрешались конфликты между крепостными и помещиками? (Доходило до бунта и крестьянских волнений.) Интерес к этой теме подтверждается творчеством поэта в начале 30х годов. (Сообщения учащихся). Индивидуальное домашнее задание. Что волнует А.С. Пушкина в начале 30-х годов?
- Какую закономерность Вы заметили? Слово учителя: На этом заканчивается роман, но автор оставляет план третьего тома произведения. План III тома романа А.С. Пушкина “Дубровский”:
IV. Аналитическая беседа:- Какую сюжетную линию он должен был продолжить? (Любовную) (Обмен мнениями учащихся по вопросу дальнейшей судьбы героев романа.) - Почему писатель прерывает работу над романом и не только не завершает его по плану, но даже не отдает его в печать? (Роман был напечатан после смерти А.С.Пушкина в ПСС в 1841 г.) Обмен мнениями учащихся: - автор хотел дать возможность читателям додумать роман самим; Слово учителя: Действительно, загадка. До сих пор в литературоведении критики спорят о жанровой принадлежности произведения А.С. Пушкина, его композиции, проблематике и не приходят к единому мнению. V. Работа с отрывком из критической статьи Л.С. Сидякова “Дубровский”.Познакомимся с мнением литературоведа Л.С. Сидякова и частью его статьи “Дубровский” из книги “О художественном образе”. Задание. Выделите основные положения статьи, которые помогут Вам ответить на поставленный вопрос о причинах незавершенности романа “Дубровский”. Л.С. Сидяков “Дубровский”В “Дубровском” поставлен очень актуальный для Пушкина в 30-е годы вопрос о возможности сотрудничества дворян с народом в общей борьбе. Размышляя над причинами поражения восстания декабристов, А.С. Пушкин пришел к выводу, что оторванность от народа и отказ от совместных действий оказались гибельными для декабристов. Это вызвало интерес к определению возможных форм такого сотрудничества, рост крестьянских волнений показывал, что народное движение является силой, с которой нельзя не считаться. И Пушкин с начала 30-х годов постоянно мысленно возвращается к этому. С одной стороны стихийность восстаний вызывала опасение у поэта, а с другой – возникала надежда на то, что участие дворян ограничат эту стихию. Значит, вопрос о возможности сотрудничества народа и дворянской оппозиции был очень актуален и значителен. Так появляется замысел “Дубровского”, в котором крестьянское движение занимает главное место, вызванное мщением их барина. Но романтическая мысль о преданной дворне и просвещенном помещике, который напоминал образ благородного разбойника Шиллера, не выдержала жизненной проверки, как и сюжет с выходящей на первый план любовной интригой вместо намечавшейся социальной проблематики. Противоречивость художественных решений в “Дубровском” связано со сложными поисками романной формы, а также с противоречиями в мировоззрении самого Пушкина, колебавшегося в решении основной проблемы, поставленной в романе. “Дубровский” значителен как опыт социального романа, ставящего большие общественные проблемы, прежде всего острую проблему народного движения. Однако в пору работы над ним Пушкину не ясно, в какой степени возможно и возможно ли вообще сотрудничество дворян с крестьянским движением. Поставив эту проблему и считая такое сотрудничество желательным, Пушкин нашел возможность изобразить его, лишь накладывая на традиционную схему романтического “разбойничьего” романа. Пушкин всё же подметил и отразил несовпадения интересов крестьян и их помещиков даже тогда, когда они выступают в качестве союзников в общей борьбе, он не делает вывода о принципиальной несовместимости крестьян и дворян, к этому он придет в результате исторического исследования “пугачевщины”. (Из книги “Художественная проза А.С. Пушкина”) Выводы учащихся о причинах незавершённости романа А.С. Пушкина:
Итог урокаСлово учителя (Слайд № 12) Возможно, эти сомнения терзали поэта, когда он в 1833 г. пишет свое “лицейское” стихотворение “Осень”, обрывая его строчками …Куда ж нам плыть? И тем не менее завершить хочется словами А.А. Платонова: "Писателю никогда не удавалось исчерпать себя даже самым великим своим произведением. У Пушкина А.С. окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собой бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою…" Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |