Преподавание русского языка Обобщающее занятие по теме: "Глагол". 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1202 Янилкина Надежда Михайловна, учитель русского языка и литературы Цель урока: обобщить в игровой форме знания по теме “Глагол”; научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации; подкорректировать, углубить и закрепить знания учеников за счёт привлечения занимательного материала. Ход урока 1. Предварительный этап: жюри и гости занимают свои места; жюри получает ведомости, контрольные варианты заданий; ученики проверяют свою “готовность к путешествию” (на парте приготовлены листочки с указанием фамилии каждого играющего, карточки с заданиями, ручки); затем учитель объявляет, что урок пройдёт в форме игры, конкурса, и предлагает ученикам разбиться на “команды” и выбрать командиров. 2. Игра-путешествие. Оборудование: карточки с заданиями, слайды, тесты. Пресс-конференция перед путешествием. Для того чтобы отправиться в путешествие, нужно многое знать и уметь. Ребятам предлагается проверить свои знания о глаголе. Коллективное составление кластера, рассказа по ключевым словам (см. Рисунок 1. GIF). Старт! Путешествие начинается… Экспресс-опрос. Вопросы пишутся на компьютере. Время работы фиксируется (3-5 минут). См. Приложение 1. 1. Глагол – это часть речи, которая… (продолжите). 2. Назовите постоянные морфологические признаки глагола. 3. Глагол – это самостоятельная часть речи? Докажите. 4. Какие глаголы на – ить относятся к 1-му спряжению? 5. Перечислите 7 глаголов на – еть, относящихся ко 2-му спряжению? 6. Какой формообразующий суффикс является показателем возвратности? 7. Перечислите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются? 8. К какому наклонению относится форма сходи-ка? 9. В каком наклонении глаголы изменяются по временам? 10. В каких случаях в глаголах суффикс –ова (-ева) и –ыва (-ива)? Работа по тестам в группах. Каждая команда получает карточки с тестами. Время работы ограниченно (7-10 минут). 1). В каком глаголе пишется ь?
2). В каком глаголе пишется Е?
3). В каком глаголе пишется И?
4). Укажите пример без грамматической ошибки.
5) В каком глаголе пишется И?
6). На месте пропуска пишется Ы в слове:
7). Укажите ошибку в определении спряжения глагола.
8). Укажите непереходный глагол?
9). Укажите предложение с глаголом в безличном значении.
10). Укажите ошибку в определении наклонения глагола.
11). В каком глаголе Ь не пишется?
12). Укажите ошибку в образовании формы глагола.
Эксперименты в открытом море. На этом этапе предлагаются необычные задания, требующие смекалки. Лучше, если выполнять их будут всей командой – быстро, весело, дружно. “Спектральный анализ”. Ребятам предлагается восстановить глаголы по предъявленным элементам; выиграет команда, которая подберёт больше всего подходящих вариантов. Вы-……-о-ть Раз-……-а-ть На-……. -ыва-ть-ся По-……-и-ть-с Высадка на остров Глаголов. Капитаны команд делают синтаксический разбор предложения, в котором должны указать тип сказуемого.
Сделать морфологический разбор одного глагола из предложения. Путешествие по острову. Члены команд должны пройти испытание. Они должны определить, значение каких фразеологизмов дано неверно. а) Накалять атмосферу – создавать в помещении высокую температуру; б) Носить на руках – оказывать особое расположение; в) Бить по карману – стоить слишком дорого; г) Набить оскомину – сильно избить кого-то. Встреча с жителями острова и небольшое выступление в их честь. Чтение учениками мнемонистических стишков о глаголе. Вот некоторые из них.
Отчёт о путешествии. Творческое соревнование: каждая команда должна представить два-три творческих задания (домашние заготовки) на тему “Глагол”. Это могут быть рассказы, стихи, сказки, шарады, кроссворды. Этот конкурс оценивается как командный, обращается внимание на артистизм и профессионализм. Возвращение домой. Организуется эстафета: команда получает задание (например, каждый играющий должен записать глагол первого спряжения; варианты: второго спряжения, возвратный глагол, глагол в повелительном наклонении и т. д. ); первый игрок команды записывает свой вариант, передаёт соседу; тот проверяет, исправляет ошибки, записывает на том же листочке ещё одно слово и передаёт эстафету следующему члену команды. Та команда, которая выполняет задание раньше и без ошибок, побеждает. Жюри подводит итоги, отмечает лучшие ответы. В качестве домашнего задания каждый получает индивидуальную карточку, материал для которой подбирается с учётом ошибок в работах. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |