Преподавание русского языка Урок русского языка в 6-м классе "А метели – зимы как хорошо изображены!" (обобщение по теме "Имя прилагательное")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1509 Исаева Ольга Олеговна, учитель русского языка и литературы
Цели:
Оборудование: презентация, раздаточный материал. Ход урокаI. Вступительное слово учителя.Мы все любим зиму с её чудесным мягким морозцем и снегом, который лежит кругом и сверкает на солнце. Ни одно время года не может нас порадовать такими великолепными пейзажами. (Слайды с изображением зимы). Искусник-мороз «убирает в алмазы, жемчуг, серебро» леса, поля и степи, украшает ослепительным белым одеянием улицы, крыши домов, радуя взрослых и детвору. – Запись темы урока. – Что, по вашему мнению, значит «хорошо изображены»? (Прекрасно изображается зима в произведениях известных авторов. «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога», повесть «Метель» Пушкин.) – Приведите примеры. – Зачитать тексты. Ученик 1:
– Приведите примеры олицетворений и эпитетов, выделите карандашом в тексте. II. Текст ЧеховаУченик 2:
Учитель: – Что описывает автор? – В чём вы видите особенность «хорошего изображения снега»? – Какие чувства вызывает у вас эта картина зимней природы? – Найдите слова, обозначающие цвет. Какой частью речи они являются? Как вы определили? – Дайте определение прилагательного. – Подберите эпитеты к слову снег (мягкий, лёгкий, пушистый, пышный, серебристый...). Чехов не один раз повторяет слово «снег», которое даже без эпитетов может многое сказать. Вместе с автором мы не только видим первый, «молодой снег, но и чувствуем его запах, слышим его мягкий хруст под ногами и даже ощущаем у себя на ладони холодок тающей снежинки. Чеховский текст представляет собой блестящую иллюстрацию использования в художественной речи прилагательных. Задание 1. Выпишите из текста 3 словосочетания прилагательное + существительное. И объясните, пользуясь памяткой, какие особенности этой части речи отражены в самом термине «прилагательное». Текст проецируется на экран.
– Вспомните, какой постоянный признак имеет прилагательное? (Разряд) – На какие разряды делятся прилагательные? – Как определить разряд? Задание 2. Вам предстоит заполнить таблицу в соответствии с разрядами прилагательных по значению.
На доске.
Учитель: – Вернёмся к заданию! (к чеховскому тексту) – Какому прилагательному Чехов отдал предпочтение, описывая первый снег? (белый) – Что может быть белым всегда, постоянно? – Во втором предложении найдите прилагательные и подчеркните их как члены предложения. – Какими членами предложения являются прилагательные белый, молодой, пушистый? – А какова синтаксическая роль кратких прилагательных? – Имеет ли краткую форму прилагательное белый? – А всегда ли снег одинаков. От чего зависит его состояние, вид? (от времени суток, погоды, каких-то других обстоятельств). Снег глазами художников. (Звучит пьеса П.И. Чайковского «Февраль» из «Времён года»). Учитель: Задание 3. Рассмотрите репродукции известных художников и подберите цветовую лексику (эпитеты) к слову СНЕГ. На доске
Объяснить значение непонятных слов. III. Работа по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»– Обратите внимание на эту чудесную репродукцию. Её автор – замечательный художник Игорь Эммануилович Грабарь, его пейзажные картины «Сентябрьский снег», «Белая зима», «Февральская лазурь» и др. проникнуты радостным, светлым чувством. Ученик 3: Чтение текста.
– Почему картина названа именно «Февральская лазурь»? (своё название картина получила потому, что на ней изображён прекрасный солнечный февральский день). – Какова основная мысль художника? (он увидел небывалый праздник лазоревого неба ... ) Словарная работа: лазоревый, жемчужный, коралловый, сапфировый. Записать в тетрадь. Лазоревое небо, жемчужные берёзы, коралловые ветви, сапфировые тени. Определить разряд, разобрать прилагательные по составу. IV. Практические задания.1. Запишите словосочетания, подобрав к существительным прилагательные. Определите род, выделите окончания. В ... лесу, ... воздух, по ... дороге, ... утро, ... днём. – Как определить окончание прилагательного?
Какой? (-ый, -ий, -ой) Какое? (-ое,-ее) Какая? (-ая, яя). 2. Списать словосочетания, обозначив графически окончания прилагательных. Зимн… леса, мягк... снегом, син... отблеском, удивительн... тишиной, ледян… узорами. – Произведите морфологический разбор одного прилагательного. V. А какой же была зима у нас? Фото-слайды. (Под музыку).Чтение поэтических текстов Ученик 4:
Ученик 5:
Ученик 6:
VI. Игра. Замени словосочетания одним словом, близким по смыслу.– Очень сильный мороз (трескучий). – Очень холодная вода (студёная). – Очень густой лес (дремучий). – Очень маленькая снежинка (крохотная). – Очень большое дерево (огромное). VII. Самостоятельная работа по вариантам с взаимопроверкой.Синтаксический разбор предложений, определить части речи. 1 вариант. Белый снег пушистый в воздухе кружится. 2 вариант. В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой. VIII. Роль прилагательных в речи.– Как вы думаете, для чего нужны прилагательные в речи? (Без них наша речь не могла бы быть точной, меткой и выразительной). И это действительно так. Учёные установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов В художественном описании невозможно обойтись без прилагательных. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, точнее передать настроение. А под пером мастера они приобретают волшебную силу. – Представьте себе на миг, что в языке не оказалось ни одного прилагательного. Докажите, что без этого вечного спутника существительного невозможно передать красоту, особое очарование зимнего пейзажа. IX. Интерактивная доска.– Вставьте в текст подходящие по смыслу прилагательные.
(белым, морозный, солнечные, хрустальным, серебряным). X. Подведение итогов.– Так за что же мы любим зиму? XI. Домашнее задание. Творческая работа.За что я люблю зиму. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |