Преподавание русского языка Обучение написанию словарной статьи. 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2141 Глухова Татьяна Ивановна, учитель руского языка и литературы Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку позволят оценить уровень овладения не только коммуникативной, но и лингвистической компетенцией обучающихся. Не секрет, что сочинение на лингвистическую тему, включённое в ГИА по русскому языку в 9, представляет для детей определённые трудности. Начинать работу с данным видом сочинений необходимо как можно раньше. В данной статье речь пойдёт о таких творческих работах, тематика, жанр которых подсказаны необходимостью начала подготовки к ГИА И ЕГЭ по русскому языку уже начиная с 5 класса. Сочинения на лингвистическую тему могут быть разными по стилю и жанрам, они уместны в любом классе, при изучении любого раздела. Но мне хотелось бы говорить пока только о том, как строится работа по обучению написания сочинения на лингвистическую тему в 5-6-х классах. Учитывая особенности пятиклассников, творческие задания лучше подавать в игровой, занимательной форме. Предлагаю урок развития речи, на котором дети учились писать сочинение на лингвистическую тему: написание словарной статьи. 1. Начинаем с постановки задачи: – Представьте себе, что нам поручено интересное и ответственное дело – составить для толкового словаря статью о слове «берёза.» 2. Анализ строения статьи – Делаем вывод: словарная статья состоит не менее чем из четырёх частей: (Приложение 1. Слайды 4-5) 1. Заголовочное слово 3. Актуализация знаний Устно проговариваем содержание будущей записи, затем пишем письмо по памяти. (Можно вернуться к слайду 3) Осень – и, ж. Время года между летом и зимой. Уж небо осень дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день, лесов таинственная тень с печальным шумом обнажалась. (А.С.Пушкин). – Подчеркнуть известные орфограммы. Составить схему предложения. (урок проводится после изучения темы «Синтаксис и пунктуация», поэтому составить схему предложения у детей не вызывает трудностей) Контроль выполнения. (Приложение 1. Слайд 6) 4. Коллективная работа Составление словарной статьи о слове «весна». Пример употребления этого слова в речи – первая строфа стихотворения А. Плещеева «Ласточка», которое все знают наизусть. Можно предложить детям использовать свой пример. Прослушивание работ детей, которые использовали другие примеры. Главная часть в словарной статье – толкование лексического значения слова. Существует несколько способов толкования значения слова. Остановимся на одном из них – основном: родовые и видовые признаки предмета. (Приложение 1. Слайд 8) Делаем вывод о том, что важно при толковании лексического значения слова. (Приложение 1. Слайд 9)
– Составляем пошаговое толкование лексического значения слова «берёза». (Приложение 1. Слайд 13) 1. Берёза – дерево. – Подбираем пример употребления слова «берёза» в речи. Вспоминаем (или заранее подготовленный ученик читает стихотворение С. Есенина «Берёза»). Берёза, -ы, ж. Лиственное дерево с белым стволом. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом ,точно серебром. (С. Есенин). Проверка (Приложение 1. Слайд 14) 5. Самостоятельная работа Составить словарную статью (по выбору) о словах клён, лиственница, сосна. 6. Следующий этап урока – рефлексия – Скажите, вам понравилось писать словарные статьи? Дети с удовольствием выполняют такие виды работы. – Ответьте на вопрос «Для чего нужна словарная статья?». Ответ на вопрос подводит итог урока. Ученики говорят о важности словарей, о том, как важно правильно писать словарные статьи. 7. Домашнее задание будет дублировать ответ на вопрос «Для чего нужна словарная статья?», только его нужно записать несколькими предложениями. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |