Преподавание русского языка Написание наречий. 7-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2016.09.09 Просмотров: 524 Мачеева Анна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Задача: создать условия для освоения правил написания наречий, используя различные методы и средства, сформировать у обучающихся прочные орфографические умения на основе изученного правила. Тип урока: изучение новой темы. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска INTERWRIT. Ход урока I. Организационный момент. Рисунок 1 II. Орфографическая разминка. Рисунок 2 В первые – впервые С начала – сначала - Какое слово в паре написано правильно? (Вне контекста это определить нельзя). - Составьте словосочетания с данными парами слов. Рисунок 3 В первые дни – впервые увидел С начала урока – сначала подумай (Обучающиеся пишут в тетради, потом на доске инструментом «перо»). III. Актуализация знаний. - Сегодня в центре нашего внимания как раз такие написания, где важно сначала определить принадлежность к части речи. - Наречия, образованные от существительных, составляют очень многочисленную группу слов, которая продолжает активно пополняться. Прежде всего надо отличать наречия от созвучных сочетаний «предлог + существительное». - Обратимся к примеру. Рисунок 4 (На)силу не надейся (На)силу добрались Образец рассуждения. (На)силу не надейся… Между предлогом и словом можно вставить другое слово: на свою силу, на физическую силу. Речь идет о силе человека. Значит, это существительное с предлогом. (Учитель, используя синий прямоугольник в виде «шторки», перетаскивает, открывая нужные слова). (На)силу добрались… Между на и силу никакого слова вставить нельзя. Насилу можно заменить синонимом еле-еле. Это наречие, отвечающее на вопрос, добрались как успешно? - насилу (еле-еле). (Учитель, используя синий прямоугольник в виде «шторки», перетаскивает, открывая нужные слова). Рисунок 5 IV. Закрепление. - Сейчас вашему вниманию будут представлены несколько пар предложений. Ваша задача – записать правильно в этих предложениях наречия (определить их) и слова омонимичных частей речи. Рассуждайте по образцу. Проверка с доказательством. Рисунок 6 (В)дали мелькнул парус. – (В)дали голубой виднелись горы. Влево, бесконечно далеко, (в)глубь расстилались засеянные поля. – Кочевники складывали кибитки и бежали (в)глубь степей. (Во)время отпуска он много путешествовал, хорошо отдохнул и (во)время возвратился домой. (Обучающиеся выполняют работу в тетрадях, первый, сделавший ее, выходит к доске, берёт инструмент «перо» выполняет орфографическую работу). Рисунок 7 V. Лингвистическая разминка. - Перед вами текст. (Учитель читает, название миниатюры закрыто малиновым прямоугольником, данная фигура используется в виде «шторки»). Рисунок 8 Где живет совесть? Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль. Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь. «Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия». М.Е. Салтыков-Щедрин - Все ли слова в тексте понятны? Рисунок 9 Призреть, призришь и призришь; призренный; сов., кого (что) (устар.). Дать кому-нибудь приют и пропитание. Призреть сироту. Возвращаемся к тексту. - Как бы вы назвали эту миниатюру? Автор этой миниатюры М.Е.Салтыков-Щедрин дал свое название. (Учитель при помощи инструмента «выделенный элемент» убирает прямоугольник малинового цвета, чтобы открылось название миниатюры».) Где живет совесть? Рисунок 10 - Авторское «Где живет Совесть?» - это и есть основная мысль: по его мнению, Совесть есть только у маленьких детей, взрослые ее утрачивают. Вы можете с этим согласиться? Почему? - Почему слово «Совесть» написано с большой буквы? (Это нравственное понятие, такое же, как Истина, Правда, Милосердие.) - Обратите внимание на обилие наречий. Назовите их. Найдите среди них те, которые имеют омонимы других частей речи.(Обучающийся выходит к доске и при помощи инструмента «линия» синим цветом подчеркивает наречия, а зеленым те наречия, которые имеют омонимичные словоформы) Где живет совесть? Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль. Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь. «Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия». М.Е. Салтыков-Щедрин Рисунок 11 На слайде появляются словосочетания с наречиями, обучающиеся работают в тетради, подбирая омонимичные словосочетания. (Далее проводится проверка, на доске правая часть закрыта синим овалом, который используется в виде «шторки», при помощи инструмента «выделенный элемент» убирается синий овал.) Рисунок 12 вовремя уйти – выставить напоказ – сначала напиши – по-новому жить – будет по-моему – - Можно ли вне контекста определить, какие из слов написаны правильно? (Нет.) Рисунок 13 вовремя уйти – во время отпуска выставить напоказ – на показ мод сначала напиши – с начала отпуска по-новому жить – по новому шоссе будет по-моему – по моему мнению VI. Вывод. Рисунок 14 - Итак, как мы различим (определим) наречия и омонимичные форм? VII. Самостоятельная работа. Обучающимся предлагается вставить вместо пропусков слова, объяснить их постановку. Рисунок 15 Солнце палило _______. От чего, отчего, по-прежнему, вовсю, по прежнему, во всю (В это время около доски один обучающийся, выбрав инструмент «выделенный элемент», перетаскивает слова на нужные места.) Рисунок 16 Солнце палило вовсю. - Завтра мы продолжим разговор о правописании наречий. VIII. Домашнее задание. Отметки. Рисунок 17 Домашнее задание:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |