ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Написание наречий. 7-й класс

Добавлено: 2016.09.09
Просмотров: 379

Мачеева Анна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  1. Формирование умения различать наречия и омонимичные формы;
  2. Формирование орфографических навыков написания наречий;
  3. Развитие умения связно излагать свои мысли; пополнение словарного запаса обучающихся;
  4. Воспитание основ нравственности.

Задача: создать условия для освоения правил написания наречий, используя различные методы и средства, сформировать у обучающихся прочные орфографические умения на основе изученного правила.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска INTERWRIT.

Ход урока

I. Организационный момент.

Рисунок 1

II. Орфографическая разминка.

Рисунок 2

В первые – впервые

С начала – сначала

- Какое слово в паре написано правильно?

(Вне контекста это определить нельзя).

- Составьте словосочетания с данными парами слов.

Рисунок 3

В первые дни – впервые увидел

С начала урока – сначала подумай

(Обучающиеся пишут в тетради, потом на доске инструментом «перо»).

III. Актуализация знаний.

- Сегодня в центре нашего внимания как раз такие написания, где важно сначала определить принадлежность к части речи.

- Наречия, образованные от существительных, составляют очень многочисленную группу слов, которая продолжает активно пополняться. Прежде всего надо отличать наречия от созвучных сочетаний «предлог + существительное».

- Обратимся к примеру.

Рисунок 4

(На)силу не надейся

(На)силу добрались

Образец рассуждения.

(На)силу не надейся… Между предлогом и словом можно вставить другое слово: на свою силу, на физическую силу. Речь идет о силе человека. Значит, это существительное с предлогом. (Учитель, используя синий прямоугольник в виде «шторки», перетаскивает, открывая нужные слова).

(На)силу добрались… Между на и силу никакого слова вставить нельзя. Насилу можно заменить синонимом еле-еле. Это наречие, отвечающее на вопрос, добрались как успешно? - насилу (еле-еле). (Учитель, используя синий прямоугольник в виде «шторки», перетаскивает, открывая нужные слова).

Рисунок 5

IV. Закрепление.

- Сейчас вашему вниманию будут представлены несколько пар предложений. Ваша задача – записать правильно в этих предложениях наречия (определить их) и слова омонимичных частей речи. Рассуждайте по образцу.

Проверка с доказательством.

Рисунок 6

(В)дали мелькнул парус. –

(В)дали голубой виднелись горы.

Влево, бесконечно далеко, (в)глубь расстилались засеянные поля. –

Кочевники складывали кибитки и бежали (в)глубь степей.

(Во)время отпуска он много путешествовал, хорошо отдохнул и (во)время возвратился домой.

(Обучающиеся выполняют работу в тетрадях, первый, сделавший ее, выходит к доске, берёт инструмент «перо» выполняет орфографическую работу).

Рисунок 7

V. Лингвистическая разминка.

- Перед вами текст. (Учитель читает, название миниатюры закрыто малиновым прямоугольником, данная фигура используется в виде «шторки»).

Рисунок 8

Где живет совесть?

Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.

Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.

«Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».

М.Е. Салтыков-Щедрин

- Все ли слова в тексте понятны?

Рисунок 9

Призреть, призришь и призришь; призренный; сов., кого (что) (устар.).

Дать кому-нибудь приют и пропитание.

Призреть сироту.

Возвращаемся к тексту.

- Как бы вы назвали эту миниатюру?

Автор этой миниатюры М.Е.Салтыков-Щедрин дал свое название.

(Учитель при помощи инструмента «выделенный элемент» убирает прямоугольник малинового цвета, чтобы открылось название миниатюры».)

Где живет совесть?

Рисунок 10

- Авторское «Где живет Совесть?» - это и есть основная мысль: по его мнению, Совесть есть только у маленьких детей, взрослые ее утрачивают. Вы можете с этим согласиться? Почему?

- Почему слово «Совесть» написано с большой буквы?

(Это нравственное понятие, такое же, как Истина, Правда, Милосердие.)

- Обратите внимание на обилие наречий. Назовите их. Найдите среди них те, которые имеют омонимы других частей речи.(Обучающийся выходит к доске и при помощи инструмента «линия» синим цветом подчеркивает наречия, а зеленым те наречия, которые имеют омонимичные словоформы)

Где живет совесть?

Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.

Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.

«Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».

М.Е. Салтыков-Щедрин

Рисунок 11

На слайде появляются словосочетания с наречиями, обучающиеся работают в тетради, подбирая омонимичные словосочетания. (Далее проводится проверка, на доске правая часть закрыта синим овалом, который используется в виде «шторки», при помощи инструмента «выделенный элемент» убирается синий овал.)

Рисунок 12

вовремя уйти –

выставить напоказ –

сначала напиши –

по-новому жить –

будет по-моему –

- Можно ли вне контекста определить, какие из слов написаны правильно? (Нет.)

Рисунок 13

вовремя уйти – во время отпуска

выставить напоказ – на показ мод

сначала напиши – с начала отпуска

по-новому жить – по новому шоссе

будет по-моему – по моему мнению

VI. Вывод.

Рисунок 14

 - Итак, как мы различим (определим) наречия и омонимичные форм?

VII. Самостоятельная работа.

Обучающимся предлагается вставить вместо пропусков слова, объяснить их постановку.

Рисунок 15

Солнце палило _______.
___________мочь пели песни.
Море __________было спокойно.
_____________пути идти было легче.
_________эта деталь?
___________ ты грустна?

От чего, отчего, по-прежнему, вовсю, по прежнему, во всю

(В это время около доски один обучающийся, выбрав инструмент «выделенный элемент», перетаскивает слова на нужные места.)

Рисунок 16

Солнце палило вовсю.
Во всю мочь пели песни.
Море по-прежнему было спокойно.
По прежнему пути идти было легче.
От чего эта деталь?
Отчего ты грустна?

- Завтра мы продолжим разговор о правописании наречий.

VIII. Домашнее задание. Отметки.

Рисунок 17

Домашнее задание:

  • параграф 43,
  • упражнение № 262.

Приложение