Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Шорские народные сказки. Софрон Тотыш "Сказки Шапкая"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Шорские народные сказки. Софрон Тотыш "Сказки Шапкая"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1729

Турчина Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы

Класс: 5.

Цель урока: знакомство с Софроном Тотышем как писателем, собирателем и сказителем шорского фольклора и его сборником “Сказки Шапкая”.

Задачи:

  • обучающая – познакомить обучающихся с бытом, обычаями, традициями шорского народа; с элементами анализа текста – составлением личностной характеристики героев сказки;
  • развивающая – развивать навык анализа сказок в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, их творческие способности, навыки актерского мастерства; интерес к истории жизни, эпосу малых народов; продолжать работу над выразительностью речи;
  • воспитывающая – воспитывать патриотизм и уважение к культуре других народов, общечеловеческие нравственные ценности (доброта, взаимопомощь, взаимовыручка, любовь к ближним – матери, отцу), культуру общения.

Межпредметные связи: русский язык, история, риторика, театральное искусство, природоведение.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма - урок внеклассного чтения.

Структура урока:

  • видеосюжет – заставка к серии мультипликационных фильмов “Гора самоцветов”
  • рассказ о шорцах, их обычаях и обрядах
  • библиографическая справка о Софрона Тотыше
  • чтение, анализ и инсценирование сказок “Ленивый бурундук”, “Урок”, “Могучий Мустакай”

Оборудование: шорский бубен, кайгомысек; карта России, Кемеровской области; иллюстрации и рабочий материал к сказкам, словарные слова к рассказу о шорцах, портрет Софрона Тотыша.

I. Вступление.

В.И.Горянский. “Вы любите сказки?”

Если вам кажется наивным – пусть!
Я хочу поделиться все же:
В моем сердце прекрасная тихая грусть,
Которая всех радостей дороже…
Вы любите ли сказки?.. Не верю, что нет!
Теперь вы большие, но были дети…
О, как жаль, если и до теперешних лет
С вами вместе не дожили сказки эти.
Грустно мне, грустно, как никогда
Ведь у вас тоже такие минуты были?
Господи! Вы любите сказки? Скажите: да!
Я хочу, чтобы вы их любили.

II. Видеосюжет.

Слово учителя. Гора самоцветов…Давайте сегодня, ребята, рассмотрим один из драгоценных камешков-самоцветов – шорские народные сказки. На уроке вы узнаете о жизни и обычаях этого народа. В процессе работы вы будете опираться на ваши знания, полученные при изучении сказок. У нас будут необычные гости, вы познакомитесь с новыми сказками и вам будет предоставлена возможность – показать свое актерское мастерство и навыки выразительного чтения.

В видеофрагменте вы видели карту России, а это карта нашей области. Давайте обратимся к ней

Слово учителя. В верховьях реки Томи и ее притоках Кондомы и Мрассу селились да и живут сейчас шорцы – один из коренных народов Южной Сибири.

Основная территория их расселения, Горная Шория, находится на юге Кузбасса.

Этот народ получил название от рода “шор”, с их представителями впервые столкнулись русские люди в местечке, получившем позднее название – село Кузедеево. И этим именем стали называть все местное население Кузнецкой тайги.

Главное занятие шорцев, кузнечество, поэтому их называли “кузнецкими людьми”, а место где они жили “Кузнецкой землей”. Впоследствии это название было перенесено на город Кузнецк (в настоящее время Новокузнецк Кемеровской области).

Шорцы занимались рыбным промыслом, охотой и верили в духов – хозяев гор, рек, лугов, ведавших животным и растительным миром. Эта вера носит название “шаманизм”. (изображение шамана)

Шорцы наделяли душой все, что их окружало: горы, ветер, растения, животных. Танец выражал это лучше всего.

И перед началом охоты обычно шаман устраивал камлание – особое горловое пение – обращение к духам, прося у них помощи, удачи в охоте, изгнания болезни. Он камлал в юрте или под открытым небом (обращение к рисунку). Мог камлать в своем повседневном халате, повязав на голову платок и обязательно с бубном.

Бубен – площадь бубна рассматривалась как картина с изображением трех миров: верхний – небо, средний – земля, нижний – подземный мир. Слева рисовалось солнце – кун, справа месяц – ай.

- Сколько цветов на бубне вы видите? Почему, как думаете?

Все рисунки наносились только белой (толченый мел) и красной (размельченный в порошок камень) краской; позднее, с конца XIX века, использовали черную – из пороха.

III. Шорский эпос.

- Давайте вспомним, какие виды УНТ вы знаете? (песни, пословицы и поговорки, загадки, легенды и, конечно же, сказки). Данные жанры присутствуют и в шорском эпосе.

В сборнике “Сказки Шапкая” собраны шорские народные сказки, их перевел на русский язык Софрон Сергеевич Тотыш.

Топонимическая справка. Его родина – город Мыски (показать на карте). Раньше этот город назывался Томазак, по-шорски это значит “нога Томи”.

Биографическая справка (портрет). С. Тотыш был восьмым ребенком в семье. В детстве Софрон ничего не боялся: объезжал диких лошадей, ходил в тайгу, бил шишки, был смелым озорным мальчишкой.

Став взрослым, открыл в родном селе избу-читальню, хотел, чтобы его народ обучался грамоте. Много за свою жизнь видел и пережил Софрон Тотыш. Ему хотелось рассказать о жизни своего маленького шорского народа, о его обычаях и нравах. И он написал книгу о дедушке Шапкае (это его так зовут), который рассказывает сказки детям.

- Давайте представим, что он входит сейчас в наш класс.

IV. Сценка. Шапкай и дочь-учительница. (опережающее домашнее задание двум учащимся)

Дочь его Анначак ученье окончила, сама учительницей стала, домой приехала.

Д.: - Ты, отец, прожил трудную жизнь, хватит работать.

Ш.: - Не совсем я старый. Как без работы жить буду? Ночью – спи, днем – лежи. Спина болеть будет. О чем думать буду, если работы нет?

Д.: - Теперь отдыхать будешь и думать ни о чем не надо.

Ш.: - Да зачем же ты хочешь, чтобы руки мои пустыми стали?

Д.: - Отец, а ты возьми тогда в руки колокольчик, иди к нам в школу сторожем работать, и будешь ребят с перемены да на перемену звать – тоже важная работа.

Автор: - Но мало этого старому Шапкаю, он и после уроков ребятам отдыхать не дает.

Ш.: - Теперь мой урок начинается. Если вам торопиться сейчас некуда, так вы садитесь вокруг меня и старые сказки слушаете.

Усаживаетесь поудобнее. Прежде чем мы начнем с вами читать сказки дедушки Шапкая, давайте вспомним, какие виды русских народных сказок вы знаете? (бытовая, героическая, о животных).

V. Анализ, выразительное чтение, инсценирование сказок.

- Подобные сказки есть и у шорского народа. Давайте познакомимся с ними.

1. Ленивый бурундук. (с.15)

- О чем уже говорит название?

- Какого вида будет сказка? (о животных)

- Какое прилагательное в названии помогает определить характер бурундука? (ленивый)

- Вы видели когда-нибудь бурундука? Чем он отличается от белки? (три полосы на спинке, которые по легенде оставил медведь своими когтями)

- Что собой представляет бурундук? Что это за животное?

- Герои сказки – белка, бурундук и автор.

- Что представляет собой белка? (разгоряченная работой, запыхавшаяся, юркий зверек, делает запасы на зиму, трудолюбивый).

- Поэтому какой будет ее речь? (веселой, быстрой, немного резкой)

- Как вы будете читать реплики за бурундука? (медленно, как бы нехотя, лениво, жалобно)

- Как узнать по тексту, где чья реплика? (каждая реплика с красной строки).

- Мы выберем две группы чтецов по три человека: когда я скажу: “Достаточно” - читает следующая группа.(выразительное чтение сказки)

- Как бурундук объяснил белке, почему он всего боится? (Чтобы не принести горя матери. Она у меня старенькая. Боится, чтобы со мной плохого не случилось. Все сама делает.)

- Ребята, как вы считаете, прав ли бурундук?

- Что надо делать, чтобы не приносить горя своим родителям? (учиться, помогать).

- Мама – самый главный человек в жизни каждого из вас и неслучайно в нашем государстве отмечается День матери

Тот бережет свой дом, а эта платье,
Та – украшенье тонкого литья.
Боюсь богатство потерять я,
Мое богатство – это мать моя.
(Т.Зумакулова)

3. Урок. (С. 43)

- Сказка называется “Урок”. Какие значения этого слова вы знаете?

1. Учебное занятие.

2. Задание на дом.

3. То, из чего можно сделать вывод, что-то поучительное на будущее.

- Посмотрим, в каком значении будет употреблено слово в данной сказке.

Действующие лица: муж, жена, рассказчик, сосед – без реплик (в театре многие настоящие актеры начинают как раз с таких ролей без слов).

Словарная работа: бай – помещик, овчина – шуба из шкуры овцы.

- Читаем часть сказки и составляем характеристику жены и мужа. Для этой работы мне нужны два помощника, которые с помощью табличек запишут черты характера героев сказки на доске.

Жена Муж
говорливая

бранчливая (бранится, ругается)

спала много

ленивая

человек смирный, не поперечный

(поперек, т.е. против не говорит)

спорить не умел

- Героиню каких русских народных сказок эта жена вам напоминает? (“Морозко”, “Про ленивую да радивую”)

- В каком значении употреблено слово “урок”? (то, из чего можно сделать выводы, что-то поучительное).

- Кто на будущее в этой сказки сделал для себя урок?

- Изменилась ли жена? Какое слово в ее характеристике можно убрать? (ленивая)

- А Игорь Киселев, наш кузбасский поэт, писал:

Без недомолвок и опаски,
В простор неведомый маня,
Меня добру учили сказки,
Учили совести меня.

- К какому виду относится сказка? (бытовая)

3. Могучий Мустакай. Подобные сказки исполнял кайчи – сказитель, играя и исполняя сказания на кайгомысеке, кай–комусе (двухструнном музыкальном инструменте, на котором играли смычком – круглой гладкой палкой). (показ инструмента, аудиозапись)

- Какого вида эта сказка? (героическая)

- Что в ней прославляется, воспевается? (защита родной земли)

Коллективное прочтение сказки по ролям (участвует весь класс, так как в ней 19 реплик; за автора читает учитель).

- Давайте сделаем вывод. Чему нас научили сегодня сказки? (трудолюбию, бережному, заботливому отношению к маме, взаимовыручке, любви к родине).

“Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”, - сказал А.С.Пушкин.

VI. Обобщение.

Слово учителя. Шорцы, их обычаи и традиции жили на земле Кузнецкой веками, живут и будут жить дальше.

И наш урок мне хочется закончить шорскими стихами.

Тот, кто однажды видел рассвет,
Не изживет в себе никогда.
Человек, отведавший счастья глоток,
Жизни иной не захочет уже
И сохранит благодать в душе.

А вас пусть сохранят эти шорские обереги: для девочек – кожаные украшение, как символ женской мягкости и нежности, а для мальчиков – камешек горы самоцветов – символ силы и мудрости.

Приложение.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21