Преподавание литературы Шорские народные сказки. Софрон Тотыш "Сказки Шапкая"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1729 Турчина Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы Класс: 5. Цель урока: знакомство с Софроном Тотышем как писателем, собирателем и сказителем шорского фольклора и его сборником “Сказки Шапкая”. Задачи:
Межпредметные связи: русский язык, история, риторика, театральное искусство, природоведение. Тип урока: изучение нового материала. Форма - урок внеклассного чтения. Структура урока:
Оборудование: шорский бубен, кайгомысек; карта России, Кемеровской области; иллюстрации и рабочий материал к сказкам, словарные слова к рассказу о шорцах, портрет Софрона Тотыша. I. Вступление. В.И.Горянский. “Вы любите сказки?”
II. Видеосюжет. Слово учителя. Гора самоцветов…Давайте сегодня, ребята, рассмотрим один из драгоценных камешков-самоцветов – шорские народные сказки. На уроке вы узнаете о жизни и обычаях этого народа. В процессе работы вы будете опираться на ваши знания, полученные при изучении сказок. У нас будут необычные гости, вы познакомитесь с новыми сказками и вам будет предоставлена возможность – показать свое актерское мастерство и навыки выразительного чтения. В видеофрагменте вы видели карту России, а это карта нашей области. Давайте обратимся к ней Слово учителя. В верховьях реки Томи и ее притоках Кондомы и Мрассу селились да и живут сейчас шорцы – один из коренных народов Южной Сибири. Основная территория их расселения, Горная Шория, находится на юге Кузбасса. Этот народ получил название от рода “шор”, с их представителями впервые столкнулись русские люди в местечке, получившем позднее название – село Кузедеево. И этим именем стали называть все местное население Кузнецкой тайги. Главное занятие шорцев, кузнечество, поэтому их называли “кузнецкими людьми”, а место где они жили “Кузнецкой землей”. Впоследствии это название было перенесено на город Кузнецк (в настоящее время Новокузнецк Кемеровской области). Шорцы занимались рыбным промыслом, охотой и верили в духов – хозяев гор, рек, лугов, ведавших животным и растительным миром. Эта вера носит название “шаманизм”. (изображение шамана) Шорцы наделяли душой все, что их окружало: горы, ветер, растения, животных. Танец выражал это лучше всего. И перед началом охоты обычно шаман устраивал камлание – особое горловое пение – обращение к духам, прося у них помощи, удачи в охоте, изгнания болезни. Он камлал в юрте или под открытым небом (обращение к рисунку). Мог камлать в своем повседневном халате, повязав на голову платок и обязательно с бубном. Бубен – площадь бубна рассматривалась как картина с изображением трех миров: верхний – небо, средний – земля, нижний – подземный мир. Слева рисовалось солнце – кун, справа месяц – ай. - Сколько цветов на бубне вы видите? Почему, как думаете? Все рисунки наносились только белой (толченый мел) и красной (размельченный в порошок камень) краской; позднее, с конца XIX века, использовали черную – из пороха. III. Шорский эпос. - Давайте вспомним, какие виды УНТ вы знаете? (песни, пословицы и поговорки, загадки, легенды и, конечно же, сказки). Данные жанры присутствуют и в шорском эпосе. В сборнике “Сказки Шапкая” собраны шорские народные сказки, их перевел на русский язык Софрон Сергеевич Тотыш. Топонимическая справка. Его родина – город Мыски (показать на карте). Раньше этот город назывался Томазак, по-шорски это значит “нога Томи”. Биографическая справка (портрет). С. Тотыш был восьмым ребенком в семье. В детстве Софрон ничего не боялся: объезжал диких лошадей, ходил в тайгу, бил шишки, был смелым озорным мальчишкой. Став взрослым, открыл в родном селе избу-читальню, хотел, чтобы его народ обучался грамоте. Много за свою жизнь видел и пережил Софрон Тотыш. Ему хотелось рассказать о жизни своего маленького шорского народа, о его обычаях и нравах. И он написал книгу о дедушке Шапкае (это его так зовут), который рассказывает сказки детям. - Давайте представим, что он входит сейчас в наш класс. IV. Сценка. Шапкай и дочь-учительница. (опережающее домашнее задание двум учащимся) Дочь его Анначак ученье окончила, сама учительницей стала, домой приехала. Д.: - Ты, отец, прожил трудную жизнь, хватит работать. Ш.: - Не совсем я старый. Как без работы жить буду? Ночью – спи, днем – лежи. Спина болеть будет. О чем думать буду, если работы нет? Д.: - Теперь отдыхать будешь и думать ни о чем не надо. Ш.: - Да зачем же ты хочешь, чтобы руки мои пустыми стали? Д.: - Отец, а ты возьми тогда в руки колокольчик, иди к нам в школу сторожем работать, и будешь ребят с перемены да на перемену звать – тоже важная работа. Автор: - Но мало этого старому Шапкаю, он и после уроков ребятам отдыхать не дает. Ш.: - Теперь мой урок начинается. Если вам торопиться сейчас некуда, так вы садитесь вокруг меня и старые сказки слушаете. Усаживаетесь поудобнее. Прежде чем мы начнем с вами читать сказки дедушки Шапкая, давайте вспомним, какие виды русских народных сказок вы знаете? (бытовая, героическая, о животных). V. Анализ, выразительное чтение, инсценирование сказок. - Подобные сказки есть и у шорского народа. Давайте познакомимся с ними. 1. Ленивый бурундук. (с.15) - О чем уже говорит название? - Какого вида будет сказка? (о животных) - Какое прилагательное в названии помогает определить характер бурундука? (ленивый) - Вы видели когда-нибудь бурундука? Чем он отличается от белки? (три полосы на спинке, которые по легенде оставил медведь своими когтями) - Что собой представляет бурундук? Что это за животное? - Герои сказки – белка, бурундук и автор. - Что представляет собой белка? (разгоряченная работой, запыхавшаяся, юркий зверек, делает запасы на зиму, трудолюбивый). - Поэтому какой будет ее речь? (веселой, быстрой, немного резкой) - Как вы будете читать реплики за бурундука? (медленно, как бы нехотя, лениво, жалобно) - Как узнать по тексту, где чья реплика? (каждая реплика с красной строки). - Мы выберем две группы чтецов по три человека: когда я скажу: “Достаточно” - читает следующая группа.(выразительное чтение сказки) - Как бурундук объяснил белке, почему он всего боится? (Чтобы не принести горя матери. Она у меня старенькая. Боится, чтобы со мной плохого не случилось. Все сама делает.) - Ребята, как вы считаете, прав ли бурундук? - Что надо делать, чтобы не приносить горя своим родителям? (учиться, помогать). - Мама – самый главный человек в жизни каждого из вас и неслучайно в нашем государстве отмечается День матери
3. Урок. (С. 43) - Сказка называется “Урок”. Какие значения этого слова вы знаете? 1. Учебное занятие. 2. Задание на дом. 3. То, из чего можно сделать вывод, что-то поучительное на будущее. - Посмотрим, в каком значении будет употреблено слово в данной сказке. Действующие лица: муж, жена, рассказчик, сосед – без реплик (в театре многие настоящие актеры начинают как раз с таких ролей без слов). Словарная работа: бай – помещик, овчина – шуба из шкуры овцы. - Читаем часть сказки и составляем характеристику жены и мужа. Для этой работы мне нужны два помощника, которые с помощью табличек запишут черты характера героев сказки на доске.
- Героиню каких русских народных сказок эта жена вам напоминает? (“Морозко”, “Про ленивую да радивую”) - В каком значении употреблено слово “урок”? (то, из чего можно сделать выводы, что-то поучительное). - Кто на будущее в этой сказки сделал для себя урок? - Изменилась ли жена? Какое слово в ее характеристике можно убрать? (ленивая) - А Игорь Киселев, наш кузбасский поэт, писал:
- К какому виду относится сказка? (бытовая) 3. Могучий Мустакай. Подобные сказки исполнял кайчи – сказитель, играя и исполняя сказания на кайгомысеке, кай–комусе (двухструнном музыкальном инструменте, на котором играли смычком – круглой гладкой палкой). (показ инструмента, аудиозапись) - Какого вида эта сказка? (героическая) - Что в ней прославляется, воспевается? (защита родной земли) Коллективное прочтение сказки по ролям (участвует весь класс, так как в ней 19 реплик; за автора читает учитель). - Давайте сделаем вывод. Чему нас научили сегодня сказки? (трудолюбию, бережному, заботливому отношению к маме, взаимовыручке, любви к родине). “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”, - сказал А.С.Пушкин. VI. Обобщение. Слово учителя. Шорцы, их обычаи и традиции жили на земле Кузнецкой веками, живут и будут жить дальше. И наш урок мне хочется закончить шорскими стихами.
А вас пусть сохранят эти шорские обереги: для девочек – кожаные украшение, как символ женской мягкости и нежности, а для мальчиков – камешек горы самоцветов – символ силы и мудрости. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |