Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы в старших классах. Тема: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. Жанр оды". 9-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы в старших классах. Тема: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. Жанр оды". 9-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2016.08.31
Просмотров: 625

Фролова Светлана Валентиновна, учитель русского языка и литературы

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (10,43 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (18,26 МБ)


Цель урока:

  • познакомить учащихся с фактами биографии Ломоносова;
  • обобщить и углубить знания о филологической деятельности М.В.Ломоносова,
  • показать Ломоносова как реформатора русского языка, стихосложения, системы жанров.
  • развивать умения выразительного чтения одической поэзии,
  • формировать активную гражданскую позицию учащихся;

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с учебником, просмотр презентаций..

1. Орг. момент. Определение целей урока. Запись эпиграфа к уроку.

С Ломоносова начинается наша литература. Он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим. (В.Г. Белинский)

2. Вступительное слово учителя.

Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей.

3. Биография Ломоносова. Просмотр презентации о биографии М. В. Ломоносова. (Презентация 1)

Слайд № 2

М. В. Ломоносов родился 8 ноября 1711 г., в селе Денисовке, Архангельской губернии, Холмогорского уезда, в крестьянской семье.

Слайд № 3

В зимние месяцы, когда отцовские суда стояли на приколе и работы было меньше, Ломоносов учился читать и писать. Первыми учителями его были сосед Иван Шубной и дьячок приходской церкви С. Н. Сабельников.

Слайд № 4

В 19 лет тайком от отца М.В.Ломоносов отправляется из деревни Холмогоры в Москву

Слайд № 6

В Москве в 1731 г. он поступает учиться в Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за дворянского сына, поскольку крепостных в академию не принимали. Ломоносов становится одним из лучших учеников.

Слайд № 7

В 1735 г. он был послан в Петербург в академический университет

Слайд № 8

В 1736 г. трое студентов, в том числе и Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии.

Слайд № 9

За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Вольфа, и около года в Фрейберге, у Геннеля.

Слайд № 10

X. Вольф был доволен успехами Ломоносова, выделяя его из других студентов. В 1738 г. он сообщал в Петербург: “У г. Ломоносова, по-видимому, самая светлая голова между ними, при хорошем прилежании он мог бы и научиться многому, выказывая большую охоту и желание учиться”.

Слайд № 11

В 1740 Ломоносов, обладая пылким темпераментом, поссорился с наставником и ушел из Фрейберга без дозволения Академии.

По дороге из Марбурга в Голландию был насильно завербован в прусские солдаты, но бежал из крепости Везеля.

Слайд № 12

В июне 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию и вскоре назначен был в академию адъюнктом химии.

В 1745 г. он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке;

в 1746 г. - о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук.

Слайд № 13

С 1748 г. Ломоносов работал в учреждённой по его инициативе Химической лаборатории академии; химическими исследованиями он занимался также в домашней лаборатории.

Слайд № 15

В 1753 г., Ломоносову, при помощи Шувалова, удается устроить фабрику мозаики.

В "Письме о пользе Стекла" он, обращаясь к Шувалову, пишет:

  • Неправо о вещах те думают, Шувалов,
  • Которые Стекло чтут ниже Минералов,
  • Приманчивым лучом блистающих в глаза.
  • Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.

Слайд № 17

Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную (4,8х6,44 м) мозаику “Полтавская баталия” (1762-1764).

Слайд № 18

В это же время учёный организует домашнюю химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов, работает над созданием "ночезрительной трубы".

Слайд № 19

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, “открытый для всех лиц, способных к наукам”, а не только для дворян.

Слайд № 20

Ученые люди, - доказывает Ломоносов, - нужны "для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом".

Слайд № 21

Весной 1765 Ломоносов простудился. Умер 15 апреля 1765. Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина, "чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своем о науках и художествах в отечестве" ("Санкт-Петербургские Ведомости", 1764). Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Слайд № 22

“Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник”, - так говорил о нём А. С. Пушкин

Ломоносов как реформатора русского языка, стихосложения, системы жанров.

4. Слово учителя.

Ломоносов бел не только талантливым физиком, химиком, астрономом и художником. Велика его роль в реформировании русского языка. Просмотр презентации 2. (Презентация 2)

Слайд № 1

Михаил Васильевич Ломоносов сыграл важную роль в укреплении и распространении русского языка в период XVIII века. Он создатель русской оды, автор поэм, поэтических посланий, научной грамматики русского языка.

Слайд № 2

"С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом… он был её Петром Великим", писал о нём В. Г Белинский.

Слайд № 3

Первым сочинением Ломоносова о языке было написанное в 1738 году в Германии "Письмо о правилах российского стихотворства. В нём он пишет: "Российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить".

Слайд № 4

Страстно желая изменить отношение к русскому языку не только иностранцев, но и русских, он создаёт первую на русском языке “Российскую грамматику”, в которой впервые представляет научную систему русского языка.

Слайд № 5

Подчёркивая огромное значение грамматики, он писал: “Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики”.

Слайд № 6

Что же он сделал?

1) Ломоносов отделял звуки от букв. "Первые действительно голосу сопрягаются, и по справедливости гласными называются. Второго рода прилично согласными именованы."

Слайд № 7

2) Создал классификацию частей речи.

Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому

Слайд № 8

Посему слово человеческое имеет осмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей; 2) местоимение для сокращения именований; 3) глагол для названия деяний; 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение; 5) наречие для краткого изображения обстоятельств; б) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения взаимности наших понятий; 8) междуметие для краткого изъявления движений духа.

Слайд № 9

Ломоносов выделил основные знаки препинания:

  • запятая ,
  • вопросительный знак ?
  • точка.
  • удивительный !
  • две точки :
  • единительный -
  • точка с запятою ;
  • вместительный ( )

Слайд № 10

В 1742 году Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук, большое внимание уделяя риторике – науке хорошо говорить.

В "Кратком руководстве к красноречию..." 1748 года учёный пишет: "Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем самым приклонять других к своему об оной мнением”.

Слайд № 11

В этой же работе он высказал идеи о стилях русского языка. Позднее в сочинении "О пользе книг церковных в российском языке" 1758 года Ломоносов создает получившую широкую известность теорию "трех штилей" русского языка

Слайд № 12

До Ломоносова русский литературный язык отличала беспорядочная смесь самых различных языковых элементов.

Слайд № 13

Все слова, какими может располагать русский язык, Ломоносов делит на три основных группы. К первому он относит слова, общие для языка церковных книг и для простого русского языка

Ко второму относятся в основном общеупотребительные слова и лишь некоторые слова церковных книг

Наконец, третий разряд составляют только слова общеупотребительные.

Слайд № 14

Высоким стилем "составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях"

Как просто написан знаменитый отрывок из “Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 г.”:

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут:

Слайд № 15

Средним стилем писать "все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово", также стихотворные дружеские письма, элегии.

Слайд № 16

Низким же стилем пишутся комедии, увеселительные эпиграммы, песни, басни. В этом стиле можно употреблять и просторечные слова, но не вульгарные.

Слайд № 17

Теория "трех штилей" имела демократический характер:

  • она ограничила употребление старославянских слов,
  • приблизила литературный язык к разговорному.
  • художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.

Слайд № 18

Ломоносов рассматривал свою стилистическую теорию также как средство борьбы со злоупотреблением иностранными словами.

Ломоносов говорит: "Таким старательным и осторожным употреблением … отвратятся дикие и странные слова нелепости, входящие к нам из чужих языков...."

Слайд № 19

Великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться. Он говорил, что иностранные слова нужно переводить на русский язык, а если это невозможно, то стараться придавать форму, близкую русскому языку.

Слайд № 20

“В геометрии должно сказать: этот угол прямой, а не прям”.

Ломоносов предложил

  • вместо “бергверк” говорить рудник,
  • вместо “дак” – кровля,
  • “перпендикулы” – маятник.

Слайд № 21

Ему принадлежат и такие нововведения, как “упругость тел”, “земная ось”, “удельный вес”, “преломление лучей”, “магнитная стрелка”, “опыт”, “наблюдение”.

Слайд № 22

Обладая прекрасным фонетическим чутьем, Ломоносов удачно переделал “оризонт” на горизонт, “квадратуум” на квадрат, “ваторпас” на ватерпас и т. д.

В итоге ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины.

Слайд № 23

Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе. Поэтическое наследие Ломоносова включает в себя торжественные и философские оды-размышления

Слайд № 24

Как поэт Ломоносов воспевал то, над чем работал как ученый. Вот так он описывал солнце, очень ясно представляя себе, что оно похоже на расплавленный океан, в котором огненные вихри налетают друг нa друга, словно они борются один с другим...

Там огненные валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков,
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят

Слайд № 25

Ломоносов удивительно тонко передает живое дыхание, безграничность мира, его тайную невидимую связь с каждой клеточкой земного бытия:

Лицо свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь,
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Ломоносов – великий сын земли русской, сделал всё, чтобы прославить её в веках.

Слайд № 26

“Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка”.
Михайло Васильевич Ломоносов

5. Работа с учебником. Чтение с. 42-49. Составление таблицы (работа с учебником), представление “штилей”. Запись, пользуясь словарём определения оды.

Штиль Лексика Жанры
Высокий
Средний
Низкий

6. Работа с “Одой на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года.

Ода написана после того, Елисавета Петровна утвердила новый устав Академии Наук. С этим уставом Ломоносов связывал надежды на успешное развитие наук в России.

- Какова ведущая тема оды “На день восшествия…”? Как с ней связаны другие, свободно развивающиеся темы?

- Попробуйте охарактеризовать образ императрицы, созданный в оде.

- Какое отношение выразил Ломоносов к Петру? Какие художественные приёмы, свойственные классицизму, использованы в обрисовке Петра? Как они воздействуют на восприятие читателя?

- Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения использует он, чтобы воссоздать образ Родины?

- Что, по мнению автора, необходимо для процветания и благоденствия Родины?

Вывод: Мечтая о преобразовании жизни Родины, Ломоносов выступал за “утверждение наук в Отечестве”, которое одухотворит человека, наполнит высокими помыслами и благородными порывами. Таким пафосом проникнута филологическая деятельность учёного, стремившегося проникнуть и в тайны языка, и в загадки стихосложения.

Д. з. С.58, вопрос № 1-5. Выразительное чтение.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21