Преподавание литературы Урок литературы в старших классах. Тема: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. Жанр оды". 9-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2016.08.31 Просмотров: 625 Фролова Светлана Валентиновна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (10,43 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Загрузить презентацию (18,26 МБ) Цель урока:
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с учебником, просмотр презентаций.. 1. Орг. момент. Определение целей урока. Запись эпиграфа к уроку.
2. Вступительное слово учителя. Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. 3. Биография Ломоносова. Просмотр презентации о биографии М. В. Ломоносова. (Презентация 1) Слайд № 2 М. В. Ломоносов родился 8 ноября 1711 г., в селе Денисовке, Архангельской губернии, Холмогорского уезда, в крестьянской семье. Слайд № 3 В зимние месяцы, когда отцовские суда стояли на приколе и работы было меньше, Ломоносов учился читать и писать. Первыми учителями его были сосед Иван Шубной и дьячок приходской церкви С. Н. Сабельников. Слайд № 4 В 19 лет тайком от отца М.В.Ломоносов отправляется из деревни Холмогоры в Москву Слайд № 6 В Москве в 1731 г. он поступает учиться в Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за дворянского сына, поскольку крепостных в академию не принимали. Ломоносов становится одним из лучших учеников. Слайд № 7 В 1735 г. он был послан в Петербург в академический университет Слайд № 8 В 1736 г. трое студентов, в том числе и Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. Слайд № 9 За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Вольфа, и около года в Фрейберге, у Геннеля. Слайд № 10 X. Вольф был доволен успехами Ломоносова, выделяя его из других студентов. В 1738 г. он сообщал в Петербург: “У г. Ломоносова, по-видимому, самая светлая голова между ними, при хорошем прилежании он мог бы и научиться многому, выказывая большую охоту и желание учиться”. Слайд № 11 В 1740 Ломоносов, обладая пылким темпераментом, поссорился с наставником и ушел из Фрейберга без дозволения Академии. По дороге из Марбурга в Голландию был насильно завербован в прусские солдаты, но бежал из крепости Везеля. Слайд № 12 В июне 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию и вскоре назначен был в академию адъюнктом химии. В 1745 г. он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 г. - о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. Слайд № 13 С 1748 г. Ломоносов работал в учреждённой по его инициативе Химической лаборатории академии; химическими исследованиями он занимался также в домашней лаборатории. Слайд № 15 В 1753 г., Ломоносову, при помощи Шувалова, удается устроить фабрику мозаики. В "Письме о пользе Стекла" он, обращаясь к Шувалову, пишет:
Слайд № 17 Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную (4,8х6,44 м) мозаику “Полтавская баталия” (1762-1764). Слайд № 18 В это же время учёный организует домашнюю химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов, работает над созданием "ночезрительной трубы". Слайд № 19 В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, “открытый для всех лиц, способных к наукам”, а не только для дворян. Слайд № 20 Ученые люди, - доказывает Ломоносов, - нужны "для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом". Слайд № 21 Весной 1765 Ломоносов простудился. Умер 15 апреля 1765. Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина, "чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своем о науках и художествах в отечестве" ("Санкт-Петербургские Ведомости", 1764). Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. Слайд № 22 “Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник”, - так говорил о нём А. С. Пушкин Ломоносов как реформатора русского языка, стихосложения, системы жанров. 4. Слово учителя. Ломоносов бел не только талантливым физиком, химиком, астрономом и художником. Велика его роль в реформировании русского языка. Просмотр презентации 2. (Презентация 2) Слайд № 1 Михаил Васильевич Ломоносов сыграл важную роль в укреплении и распространении русского языка в период XVIII века. Он создатель русской оды, автор поэм, поэтических посланий, научной грамматики русского языка. Слайд № 2 "С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом… он был её Петром Великим", писал о нём В. Г Белинский. Слайд № 3 Первым сочинением Ломоносова о языке было написанное в 1738 году в Германии "Письмо о правилах российского стихотворства. В нём он пишет: "Российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить". Слайд № 4 Страстно желая изменить отношение к русскому языку не только иностранцев, но и русских, он создаёт первую на русском языке “Российскую грамматику”, в которой впервые представляет научную систему русского языка. Слайд № 5 Подчёркивая огромное значение грамматики, он писал: “Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики”. Слайд № 6 Что же он сделал? 1) Ломоносов отделял звуки от букв. "Первые действительно голосу сопрягаются, и по справедливости гласными называются. Второго рода прилично согласными именованы." Слайд № 7 2) Создал классификацию частей речи. Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому Слайд № 8 Посему слово человеческое имеет осмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей; 2) местоимение для сокращения именований; 3) глагол для названия деяний; 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение; 5) наречие для краткого изображения обстоятельств; б) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения взаимности наших понятий; 8) междуметие для краткого изъявления движений духа. Слайд № 9 Ломоносов выделил основные знаки препинания:
Слайд № 10 В 1742 году Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук, большое внимание уделяя риторике – науке хорошо говорить. В "Кратком руководстве к красноречию..." 1748 года учёный пишет: "Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем самым приклонять других к своему об оной мнением”. Слайд № 11 В этой же работе он высказал идеи о стилях русского языка. Позднее в сочинении "О пользе книг церковных в российском языке" 1758 года Ломоносов создает получившую широкую известность теорию "трех штилей" русского языка Слайд № 12 До Ломоносова русский литературный язык отличала беспорядочная смесь самых различных языковых элементов. Слайд № 13 Все слова, какими может располагать русский язык, Ломоносов делит на три основных группы. К первому он относит слова, общие для языка церковных книг и для простого русского языка Ко второму относятся в основном общеупотребительные слова и лишь некоторые слова церковных книг Наконец, третий разряд составляют только слова общеупотребительные. Слайд № 14 Высоким стилем "составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях" Как просто написан знаменитый отрывок из “Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 г.”:
Слайд № 15 Средним стилем писать "все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово", также стихотворные дружеские письма, элегии. Слайд № 16 Низким же стилем пишутся комедии, увеселительные эпиграммы, песни, басни. В этом стиле можно употреблять и просторечные слова, но не вульгарные. Слайд № 17 Теория "трех штилей" имела демократический характер:
Слайд № 18 Ломоносов рассматривал свою стилистическую теорию также как средство борьбы со злоупотреблением иностранными словами. Ломоносов говорит: "Таким старательным и осторожным употреблением … отвратятся дикие и странные слова нелепости, входящие к нам из чужих языков...." Слайд № 19 Великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться. Он говорил, что иностранные слова нужно переводить на русский язык, а если это невозможно, то стараться придавать форму, близкую русскому языку. Слайд № 20 “В геометрии должно сказать: этот угол прямой, а не прям”. Ломоносов предложил
Слайд № 21 Ему принадлежат и такие нововведения, как “упругость тел”, “земная ось”, “удельный вес”, “преломление лучей”, “магнитная стрелка”, “опыт”, “наблюдение”. Слайд № 22 Обладая прекрасным фонетическим чутьем, Ломоносов удачно переделал “оризонт” на горизонт, “квадратуум” на квадрат, “ваторпас” на ватерпас и т. д. В итоге ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Слайд № 23 Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе. Поэтическое наследие Ломоносова включает в себя торжественные и философские оды-размышления Слайд № 24 Как поэт Ломоносов воспевал то, над чем работал как ученый. Вот так он описывал солнце, очень ясно представляя себе, что оно похоже на расплавленный океан, в котором огненные вихри налетают друг нa друга, словно они борются один с другим...
Слайд № 25 Ломоносов удивительно тонко передает живое дыхание, безграничность мира, его тайную невидимую связь с каждой клеточкой земного бытия:
Ломоносов – великий сын земли русской, сделал всё, чтобы прославить её в веках. Слайд № 26 “Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка”. 5. Работа с учебником. Чтение с. 42-49. Составление таблицы (работа с учебником), представление “штилей”. Запись, пользуясь словарём определения оды.
6. Работа с “Одой на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года. “Ода написана после того, Елисавета Петровна утвердила новый устав Академии Наук. С этим уставом Ломоносов связывал надежды на успешное развитие наук в России. - Какова ведущая тема оды “На день восшествия…”? Как с ней связаны другие, свободно развивающиеся темы? - Попробуйте охарактеризовать образ императрицы, созданный в оде. - Какое отношение выразил Ломоносов к Петру? Какие художественные приёмы, свойственные классицизму, использованы в обрисовке Петра? Как они воздействуют на восприятие читателя? - Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения использует он, чтобы воссоздать образ Родины? - Что, по мнению автора, необходимо для процветания и благоденствия Родины? Вывод: Мечтая о преобразовании жизни Родины, Ломоносов выступал за “утверждение наук в Отечестве”, которое одухотворит человека, наполнит высокими помыслами и благородными порывами. Таким пафосом проникнута филологическая деятельность учёного, стремившегося проникнуть и в тайны языка, и в загадки стихосложения. Д. з. С.58, вопрос № 1-5. Выразительное чтение. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |