Преподавание русского языка Неопределенно-личные предложения. 8-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1771 Григорьева Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели:
ХОД УРОКА 1. Начало урока «Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова» 1) Словарная работа: эксперимент, экспериментировать. – И мы с вами сегодня на уроке проведём как бы эксперимент, который называется: «отсроченная отгадка». Доска: В чугунную доску били без устали. Прочитайте предложение и скажите, понятно нам, кто били без устали? (Нет). Правильно, действующее лицо здесь мыслится неопределённо, нечётко, неконкретно. И я вам делаю «вызов» такой, что к концу урока вы должны: 1) понять, почему так названы предложения – неопределённо-личные; 2) цели урока. 2. Контрольно-подготовительный этап (повторение изученного, опрос по предыдущим темам) 1. «Разминка» 1) Вспомнить, какие предложения называются односоставными. – Мы с вами продолжаем изучать типы односоставных предложений. (Работа в группах, группы готовят вопросы и задают их друг другу по теме «Односоставные предложения» – 1-я группа – 2-я группа – 3-я группа – 1-я группа.) 2) Вспомните, с каким типом односоставных предложений мы познакомились на прошлом уроке? (C определённо-личными предложениями). Какие предложения называются определённо-личными? (Примеры приводит каждая группа.) – Обязательно ли подлежащее в таких предложениях? (Нет). Почему? (Так как окончания глаголов в этих формах достаточно определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы).) – Что мы ещё не сказали об определённо-личных предложениях? (Они встречаются в живой разговорной речи.) 2. «Лови ошибку» 1) – Я утверждаю, что предложение: (доска) На город спустились сумерки – односоставное. Согласны? (Нет!) Почему? 2) Из этих предложений, записанных на доске: Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. Парк давно закрыли. – Я утверждаю, что второе предложение – определённо-личное. Согласны? (Нет!) Почему? 3. «Развиваем речь» Каждой группе даётся задание: попробуйте составить текст, используя определённо-личные предложения. 1-я группа: Составьте текст открытки маме, подруге, товарищу, учителю и т.п. Поздравьте их с праздником, выразите благодарность, свои пожелания, пригласите в гости и т.д. 2-я группа: Представьте, что вам надо срочно сообщить брату, сестре, другу, родителям и др., что вы едете через их город, будете на вокзале несколько минут (укажите число, время, номер поезда), что вам хотелось бы, чтобы ваши родственники или друзья пришли к поезду. Составьте текст телеграммы. 3-я группа: Расскажите, что вы делаете утром перед уходом в школу. 3. Сотворчество (новый материал) – На этом этапе урока вы не пассивные слушатели, а активные участники в освоении нового материала. Вы должны сами разобраться в сути явления, понять главное определение сегодняшней темы. 1. Ознакомление с неопределённо-личными предложениями Доска: 1) Ведут ко мне коня. – Найдите главные члены предложения. (Ведут). Чем выражено сказуемое? Доска: Глаголом в форме...... 3 лица, множественного лица, настоящего времени или будущего времени (выведут). 2) Потом его в степи без чувств нашли. – Найдите сказуемое. Чем выражено? Доска: глаголом в форме... множественного числа, прошедшего времени. – важны ли в этих предложениях действующие лица? (Нет). В начале урока мы с вами говорили, что действующее лицо мыслится здесь неопределённо, нечетко, неконкретно. В таких предложениях важно само действие и в них не бывает подлежащего. Вот почему эти предложения так называются? (неопределённо-личные) – Итак, кто нам скажет, какие предложения называются неопределённо-личными? – Давайте заглянем в учебник, правы ли мы? (читать §22) (можно пользоваться таблицей!). В таких предложениях всё сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено из речи, намеренно представлено как неизвестное, неопределённое. 2. Закрепление. Приём «Согласен – не согласен?» 1) – Устно работаем над упр. № 188 – утверждаем, что это неопределённо-личные предложения. 1-я группа – Утверждаем, что это предложение неопределённо-личное, так как... 2-я группа – Согласны, или нет 2-я группа – 3-я группа -----, 3-я группа – 1-я группа ----. 2) Письменно выполняем упр. №189 – самостоятельно, (сели на свои места) 4. Рефлексивный этап урока (осмысление результатов работы) – Итак, подведем итоги нашей работы. 1) Возвращаемся к «отсроченной отгадке» Доска: В чугунную доску били без устали. Теперь мы уже точно можем сказать, какое это предложение? (неопределённо личное) – А сейчас, скажите мне, каково отличие неопределенно-личных предложений от определенно-личных предложений? (таблица на доске) (в определенно-личных сказуемое выражено глаголом в форме 1-го или 2-го лица, а в неопределённо-личных – 3 лица). – Попробуйте на слух определить тип односоставных предложений, т.е. определенно-личное или неопределенно-личное. (Заранее карточки.) 1. Герасиму отвели под кухней коморку. 2) Приём «Эссе» – пятиминутное письменное задание – Подытожьте свои знания по изученной сегодня теме. Можно начать так: Доска:
3) Домашнее задание – упражнение № 190 Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |