Преподавание литературы Лики любви в поэзии Л.А. НиконовойNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 898 Скорых Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель: познакомить с творчеством поэтессы, привитие интереса к поэтам Кузбасса. Оборудование: портрет, выставка книг. ХОД УРОКА 1. Вступление Слово учителя: В Кузбассе вряд ли найдется читатель, который не знаком с творчеством этой самобытной поэтессы. Подавляющее большинство ее произведений вошло в пятнадцать сборников лирики и прозы, которые увидели свет не только в кемеровских, но и в центральных издательствах страны. Основные из них «Скрипичный ключ», «Праземля», «Я живу под столетней ветлой», «Ветер Апокалипсиса», «Похожи встречи на подарки», «Под чудом жизни», «Знаки внимания», и т.д. – Что вдохновило поэтессу к творчеству? (Слово учащимся). – Родилась будущая поэтесса в селе Владимировка Самарской области в 1951 году. Ранним утром она выходила в поле и часами наблюдала за полетом птиц и бабочек, прислушивалась к шелесту листьев и трав. Это общение с природой наложило особый отпечаток на творчество Любови Никоновой. Немаловажную роль, по словам поэтессы, сыграла и местная деревенская архитектура. Особенно ее радовала белокаменная церковь, по архитектуре напоминающая московский собор Большого Вознесения. В последствии в одной из автобиографий писательница скажет: «Это духовная колыбель моих предков. Именно отсюда уходила когда-то в свои дальние странствия знаменитая владимирская паломница Лекса (Александра Андреевна Швецкова), моя прабабушка, исходившая в лаптях все Россию». 2. Беседа на проверку восприятия прочитанных к уроку стихов
– Какие темы особенно часто звучат в стихах Л. Никоновой? (Родина, любовь к женщине, духовность и т.д. Все темы объединены темой воспитания сердца, воспитания чувств). 3. Самый нежный и добрый редактор (слово учителя). У каждого из нас есть человек, к которому мы обращаемся повседневно, думаем о нем, переживаем. Это – мама.
4. Работа со стихами. Анализ стихотворения «Этот вечер у нас, я надеюсь, Совсем не последний…». – Чтение учителем и комментарий. (Стихотворение написано в 1972 г. Это произведение создает образ не только пришедшей, но и гармоничной любви). – Какими мы видим лирических героев? (За отношениями героев скрывается любовь есть надежда на настоящие чувства «Ты поможешь ему, ах, свирелька моя, свирелька…» Жизнь обретет ценности «…было трудно и больно, но загладились прошлые муки») – Какие мотивы лирики увидели здесь? (Повествуется о любви, о разрушенных связях, в ощущении вернуть любовь.) 5. Анализ стихотворения «Новый ветер шумит в тополях», который написан в 2001 году (сообщение ученика). Многие лирические произведения объединены темой воспитания сердца, воспитания чувств. Любовь, о которой пишет поэтесса – многолика: она проходит через серьезные испытания – и не скудеет; она заботится, прощает, одаряет радостью, смягчает человеческое ожесточение, поднимает падшего, спасает выбивающегося из сил, жертвует собой… Она проявляется в единстве с надеждой и верой – и в высших проявлениях стремится к вершинам подвижничества. Вопросы к классу: – Обратимся к стихотворению «Новый ветер шумит в тополях», которое написано в 2001 г. Что особенное можно отметить в данном произведении? (В любовные мотивы Есенин непременно привносит образ России, экзотика лишь обостряет ностальгию. Автор подчеркивает и духовную, и биографическую связь лирического героя с домом) «Толь воздушное гнездышко свить…», «И волнует высокие травы, и целует колосья в полях…» Доминируют темы раздолья и разлуки. – Какие особенности любовной лирики вы смогли бы выделить? (Обнаруживается любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безответная, или конфликтная. Драматичности любви сопутствует развитие, хотя и ослабленной, сюжетной ситуации, что придает любовной лирике Никонова некоторую эпичность) – Какие еще мотивы присутствуют в творчестве Л. Никоновой? Давайте обратимся к таким стихотворениям, как «В моих любимых далях милых…» (1999), «Вечер. Тучи продвинулись к тучам» (2001 г.) – О чем эти стихотворения? Каковы их основные мотивы? (Мотивы увядания человека, утекания жизни. Философское восприятие помогает преодолевать поэтессе « ненужность» 6. Сообщение ученика о жизни поэтессы в наше время. Никонова Любовь Алексеевна – член Союза писателей России, автор двенадцати поэтических сборников и книги прозы. Живет в Новокузнецке. Успешно сочетает писательскую деятельность с профессией педагога, много работает с творческой молодежью, является руководителем литературного объединения «Гренада» и школьных литературных студий, «Фесковские литераторы» школы №27 и «Зернышко» эстетической гимназии №32. Почетный работник общего образования Российской Федерации.
7. Конкурс иллюстраций, нарисованных детьми на основе стихов 8. Чтение стихов наизусть 9. Итог урока Слово учителя: Книга «Лики любви» отражает эволюцию душевной и духовной жизни современного человека. Эта книга адресована, в первую очередь, юношеству, молодежи. Заканчивая свой рассказ, напомню вам, что ее творчество известно далеко за пределами Сибири. Л. Никонова входит в пятерку лучших поэтесс РФ и, по словам председателя правления союза писателей России Валерия Ганичева, является сегодняшней гордостью русской поэзии. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |