Преподавание русского языка Словарно-орфографическая работа на уроках русского языкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1025 Ишкова Мария Николаевна, учитель-логопед Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальной школе является словарно-орфографическая работа. Центром этой работы часто выступает лексико-тематическая группа, конкретное же слово в таких случаях теряет оттенки лексического значения и эмоционально-экспрессивную окраску. В результате в самостоятельных высказываниях детей наблюдается нарушение семантики, снижение функциональных способностей слова, что приводит к недостаточному развитию речевых умений младших школьников. Возможности же совершенствования речи в качественном отношении почти безграничны. Каждый человек должен уметь излагать свои мысли в устной и письменной форме. Задача выработки таких умений возлагается преимущественно на школу. Проблема развития речи младших школьников волнует не одно поколение педагогов. К.Д. Ушинский отметил, что «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета». В.А.Добромыслов считает, что школьников необходимо учить умению «раскрывать смысл слова». По мнению А.В. Текучева развитие речи учащихся «не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, целесообразно построенная работа». Большой вклад в разработку данного вопроса внесли Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, В.Я. Коровина, Т.Ф. Курдюмова, М.В. Черкезова и другие учёные-методисты. Работа над номинативной функцией слова проходит через весь курс русского языка начальной школы. Сама цепочка звук – слог – слово – предложение – текст говорит о том, что без работы над значением слова невозможно ни правильное произношение звуков и написание слов, ни верное составление предложений, ни составление развёрнутого текста. Известно, что речевые умения не являются врождённой способностью, а формируются постепенно, и этот процесс зависит от многих причин. Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Очень важна последовательная, гибкая работа над обогащением активного словарного запаса учащихся через объяснение лексического значения новых слов, которая планируется на каждый урок. Для младших школьников важно активное заинтересованное отношение к предстоящему учебному действию. Поэтому одной из задач словарно-орфографической работы является интенсификация познавательной активности учащихся с целью обогащения их словарного запаса и формирования умения безошибочно воспроизводить изучаемые лексические единицы на письме. Для решения данной задачи работу над словарными словами строю по следующему плану:
Для каждого пункта плана определяю наиболее целесообразные приёмы работы, подбираю необходимый языковой материал для наблюдений (загадки, пословицы, логические упражнения, литературные тексты). Одним из средств, обеспечивающих осмысленность семантики слова, тем самым повышающих правильность его употребления в речи и прочность запоминания, является этимологический анализ. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении лексической единицы, её первоначальном значении, помогает прояснить морфемный состав. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например: Малина – в основу названия был положен признак ягоды, состоящей из малых частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький. Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. Осознание происхождения слова требует от учащихся определённых языковых умений, поэтому этимологический материал используется там, где вполне доступен для понимания учащихся. Вот два примера этимологических справок. Карандаш. В этом слове тюрское кара означает – чёрный, даш – камень; очевидно, слово карандаш некогда понималось как чёрный камень – графит. Лопата. В старину существовало слово лоп – плоское расширение, лист. От этого слова образованы такие слова, как лопух, лопасть, лопоухий. Для увеличения самостоятельности и стимулирования речевой деятельности учащихся целесообразно использовать игровые приёмы во время введения слова в активный словарь младших школьников. Они направлены на активизацию словесно-логического мышления, внимания, памяти, создание самостоятельных высказываний. Рассмотрим примеры игровых приёмов. 1. «Найди пару»
– Какая смысловая связь между словами каждой пары? С каким словом мы познакомимся на уроке? Вариант ответа учащихся: «В каждой паре первое слово означает время года, второе – месяц, являющийся вторым. Следовательно, второй осенний месяц – октябрь. Значит, сегодня мы познакомимся со словом «октябрь». 2. «Кто самый внимательный?»
– Назовите новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке? Какое это слово? Как вы его определили? Вариант ответа: «Это слово «вокзал». Мы узнали, что слово зонтик образовано из последних слогов первых двух слов верхней строки. Значит, искомое слово надо составлять из последних слогов слов нижней строки». 3. «Это мы все проходили» Под диктовку учащиеся записывают слова: топор, звук, дровишки, солнце, свобода. Задание: «Последовательно соедините буквы, являющиеся в данных словах орфограммами, и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке» (слово «около»). 4. «Золотой ключик» На доске записан ряд цифр: 2 6 18 7 9 1 – Подберите ключ к шифру и узнаете словарное слово. Ответы учеников: «Каждая цифра обозначает порядковый номер буквы в русском алфавите. Здесь зашифровано слово «берёза». Чтобы слово вошло в активный словарь школьников применяю способы, использованные в предыдущие годы обучения детей, но на более сложном лингвистическом материале. Они связаны с изучаемыми в данный период темами русского языка. Такие упражнения направлены на овладение простейшими правилами практической логики. Например, составление предложений, в каждое из которых включается изученное слово из словаря, а также вводится одно из понятий, обобщающих значения каждого ряда слов.
Для слов первой строки общие понятие – овощи, для второй – профессия. На уроке познакомились со словом библиотека. Варианты ответов:
Представление о семантике слова «библиотека» расширяется изсообщения ученика: «Слово библиотека – одно из самых древних. Оно пришло к нам из греческого языка. Библио по-гречески «книга», текос – «хранилище». Библиотека – книгохранилище. До наших дней дошла память о лучших библиотеках древности: библиотеке глиняных книг вавилонского царя Ашшурбанипала, Александрийской библиотеке книг-свитков, знаменитых библиотек Ивана Грозного, Петра I». В процессе выполнения таких заданий учащиеся не просто называют искомое слово, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения. У детей развиваются логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания, связная аргументированная речь. Ценность данных упражнений состоит ещё и в том, что с их помощью можно повышать грамотность школьников за счёт пропуска орфограмм и разнообразных заданий. Ребята лучше запоминают написание трудных слов, мыслят, задумываться над каждым словом. На уроке они спрашивают: « Какое слово мы будем изучать? Есть ли интересные сведения из истории слова? Им уже не интересно простое списывание. Дети ждут новых логических заданий, стараются самостоятельно придумать как можно больше связных высказываний. Интересно для учащихся упражнение по составлению предложения, предусматривающего замену каждого слова другими, противоположными по смыслу, или словосочетаниями. Например:
Варианты ответов:
При написании изложений, сочинений, построении устных высказываний для младших школьников главным является умение правильно подбирать слова, заменять исходную лексему синонимами, чтобы избежать речевых ошибок. Синонимической работе в школе традиционно уделяется большое внимание. Но опыт работы показывает, что чаще всего это внимание обращается на синонимику глаголов и прилагательных, работа же над синонимикой существительных оказывается ослабленной. Следовательно, большой пласт лексики оказывается у учащихся неактуализованным. Над какими же группами существительных следует организовать подобную работу? По моему мнению, это:
При этом ученики должны осознавать, что между синонимами почти всегда имеются различия либо в семантике, либо в их употребления. Неумение выбрать из синонимического ряда слово, наиболее точно выражающее понятие, приводит к многочисленным ошибкам типа: «В небе виден полный месяц», «В деревне был сильный шторм». Большую помощь в работе по разграничению синонимов может оказать «Краткий словарь синонимов русского языка» В. Н. Клюевой, в котором разъясняются различия в значениях синонимов. Другим важным звеном в работе по синонимике существительных является устранение повторов слов в пределах одного предложения или в рядом стоящих предложениях. Работу с этой весьма распространённой ошибкой следует понимать несколько шире, чем замена повторяющегося слова лексическим синонимом типа ребята – детвора. Сюда же нужно включить и замену слова местоимением: лисица – она, та, которая, и замену слова описательным оборотом: рыжая плутовка. Важно, чтобы синонимическая работа велась систематически. В результате такого подхода осуществляется переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ученик становится субъектом учебного процесса. Это значительно активизирует словарь младших школьников, позволяет формировать у учащихся умение группировать слова по определённым значениям, различать оттенки значений, употреблять в речи слова-синонимы, точно и образно выражать свои мысли. При этом формируется коммуникативная компетенция младших школьников, раскрывается богатство и выразительные возможности русского языка. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |