Преподавание русского языка Интегрированный урок русского языка для 9-го класса по теме «Сложносочиненные предложения»Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2016.07.03 Просмотров: 559 Кундрюкова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, таблица «Сочинительные союзы», мультимедийный проектор, ноутбук, презентация (Приложение), инструментальная музыка и магнитофон. Ход урокаI. Вступительное слово учителя.(слайд 1) Традиционно считается, что сложные предложения характерны для литературного языка, а простые – для разговорного. Это справедливо в том смысле, что различные типы сложных предложений широко используются в литературном языке. Бессоюзная связь типична и для разговорного языка, и достаточно широко используется в языке художественной литературы. Из двух же способов союзной связи – сочинения и подчинения – первый более принадлежит разговорному языку, второй – литературному. Но средства связи сложносочинённого предложения могут быть и литературными. (слайд 2) На примерах из поэзии М.Ю. Лермонтова мы и будем это доказывать, обобщая и закрепляя знания о сложносочинённом предложении. (Запишите в тетрадь дату и тему нашего урока «Обобщение по теме «Сложносочинённые предложения».) Ювелирное совершенство стихов М.Ю. Лермонтова поражает как грандиозностью замысла, так и непобедимым скепсисом, силой отрицания. Поэзия Лермонтова – поэзия глубокой мысли. И это требует особых языковых форм выражения. Подбирая дома примеры сложносочинённые предложения с различными союзами из поэзии и прозы Лермонтова, вы убедились, что форма конструирования сложносочинённого предложения была излюбленной формой поэта. II. Проверка индивидуального домашнего задания:1. Сообщение учащихся о сложносочинённых предложениях с соединительными союзами. (Устный анализ примеров). (слайд 3)
– Какие чувства, какое состояние лирического героя помогает нам передать сложносочинённое предложение с союзом и?
Вывод учителя: Сложносочинённое предложение с союзом и даёт возможность поэту выразить состояние просветления, озарения, небесной благодати, сошедшей на лирического героя стихотворения во время произнесения молитвы (т. е. одновременно с произнесением её). Раздумья о жизни, образ небесно- земного часто встречается у Лермонтова. 2. Сообщение учащихся о сложносочинённых предложениях с разделительными союзами. (Устный анализ примеров) (слайд 4) То сам себя не понимал я, То мир не понимал меня. – Почему наиболее точно эту мысль можно выразить с помощью сложносочинённого предложения с союзом то-то? Вывод учителя: Союз то-то в этом сложноподчинённом предложении помогает выразить чувства поэта, в жизни которого чередовались периоды, когда он был сам собой не в ладу, находился в творческом поиске, и периоды, когда его творчество не было понято, и поэтому не принято обществом. Мотив одиночества, разобщённости с миром с самим собой, раздумье о роли поэзии и предназначение поэта часто встречаются в стихотворениях Лермонтова. 3. Сообщение учащихся о ССП с противительными союзами. (Устный анализ примеров) (слайд 5)
– Как конструкция сложносочинённого предложения с противительным союзом но, выбранная Лермонтовым в данном случае, влияет на смысл предложения? Вывод учителя: Союз но в данном сложносочинённом предложении указывает на то, что одно событие отменяет другое или мешает его осуществление. Мцыри успевает предотвратить удар барса. Сложносочинённые предложения с противительными союзами нужны поэту для выражения мятежного пафоса, мотив борьбы, подвига – ещё один мотив лирики М.Ю. Лермонтова. Только наш язык богатый обилием форм помог излиться из глубины души поэта, его чувствам, противоречивым, подчас пророческим. III. Объяснительный диктант.1. Слово учителя. Чтение учителем отрывка из книги Ильи Розанова. Илья Розанов в своей книге «Лермонтов – мастер стиха» пишет: «… У каждого поэта своя пунктуация, и не мешает знать, какое значение придаёт поэт тому или иному знаку. Для Лермонтова очень характерно тире. Другой поэт в некоторых случаях поставил бы запятую, но Лермонтов при помощи тире, очевидно, считая нужным подчеркнуть особую паузу…» Давайте проследим, как постановка тире в стихотворениях Лермонтова логически совпадает с правилами постановки тире между частями сложносочинённого предложения.
– Найдите метафору в этом предложении? Объясните. – Почему автор сравнивает слёзы в порыве сильнейшего эмоционального волнения со звуками? Вывод учителя: Как правило, результатом сильнейшего эмоционального волнения бывают слёзы, всё равно, от чего волнение: от радости, с горя. Это состояние лирического героя в стихотворении «Сосед» автор передаёт при помощи данной конструкции сложносочинённого предложения. 2.
Вывод учителя: Конструкция сложносочинённого предложения со словом «изредка» в роли общего второстепенного члена помогает глубже понять мотив изгнанничества, странничества, скитальчества, который так часто встречается в поэзии М.Ю. Лермонтова. IV. Работа с деформированными текстами(Запишите название следующей работы: «Самостоятельная работа» (слайд 6) Списать предложения, вставить буквы, раскрыть скобки. Расставить знаки препинания.
– Какое значение знаку тире придаёт Лермонтов в этих предложениях? – Какое из предложений соответствует данной схеме? Почему? (Потому что это не ССП, а синонимичная ему конструкция простого предложения однородными сказуемыми) Вывод учителя: В данном (2) предложении Лермонтов поставил тире, потому что это синонимичные конструкции и значение быстрой смены событий и результативности, характерное для сложносочинённого предложения со знаком тире между простыми предложениями, поэт вложил в форму простого предложения с однородными сказуемыми. Это авторское употребление знаков препинания. V. Пунктуационный разбор предложений.1. Слово учителя Лермонтов беспредельно любил русский народ, тонко чувствовал красоту родной природы. Неудивительно, что тема родины – одна из центральных тем его творчества. Перед вами стихотворение «Родина», выпишите из него одно сложносочинённое предложение и выполните его разбор по образцу в учебнике. 2. Индивидуальная работа у доски (Два человека у доски выполняют синтаксический разбор сложносочинённого предложения из стихотворения «Родина» и из стихотворения «Как часто пестрою толпою окружён…»). 3. Проверка выполнения этой работы, сверка с доской. Примерный ответ учащегося: В конце предложения ставится знак завершения точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Это предложение сложное, между простыми предложениями ставится знак разделения – запятая, это сложносочинённое предложение. Средство связи между простыми предложениями – союз и, обозначает последовательность событий. Первое простое предложение осложнено распространённым обособленным определением, которое относится к слову (отрадой, (какой?)), этот оборот выделяется запятыми. Также первое предложение осложнено причастным оборотом, который находится после определяемого слова (избу (какую),), поэтому выделяется запятыми. Кроме того, первое простое предложение осложнено однородными дополнениями: Вижу (что?) гумно, избу, окно; между ними ставится разделительная запятая, т. к. они не связаны союзами. Второе простое предложение осложнено уточняющим обстоятельством времени которое тоже выделяется запятыми с двух сторон. (Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3-х простых предложений. Союз а (сопоставление), и (последовательность)). 3) Вывод учителя: Посмотрите, как в описании картин русской сельской жизни и природы взгляд поэта скользит сверху вниз. Сначала взгляд охватывает картины, видные лишь с высоты: степи, колыханье лесов, разливы рек. По мере приближения к земле видны «огни печальных деревень». И только в непосредственной близости можно разглядеть «с резными ставнями окно». И позволяют поэту таким способом построить описание простые предложения с однородными членами и сложносочинённое предложение с соединительным союзом и со значением последовательности событий. VI. Творческая работа (дифференцированная).1. Слово учителя Последнее задание, которое мы будем сегодня с вами выполнять, будет творческая работа. «Творческая работа» Лирический герой ра(н,нн)его Лермонтова поэт, вечный стра(н,нн)ик, «свободы друг». Он же и разочарова(н,нн)ый демон. Лирический герой боли позднего периода творчества Лермонтова романтик. Потому в нем живёт «желание блаженства», образ небесно – земного, соверше(н,нн)ого мира населё(н,нн)ого «чистейшими, лучшими существами». Лирический герой последнего периода творчества Лермонтова сохранил за собой личную предысторию, груз прошлого. Это даёт ему право судить о болезнях века изнутри, из собстве(н,нн)ого катастрофического опыта. 2. Из шести простых предложений вам нужно составить три сложносочинённых предложения с различными союзами и различных конструкций, учитывая при выборе смысловые отношения между простыми предложениями, расставить знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Кроме того, вы должны будете раскрыть скобки и определить Н и НН пишется в словах. 3. Слабоуспевающие ученики получают отдельное задание на карточках. Карточка 1
4. А одна сильная ученица попробует написать мини-сочинение на тему «Читая Лермонтова». Из 3-4 предложений, желательно сложносочинённых. 5. Проверка выполнения творческой работы (групповой). Лирический герой раннего Лермонтова - поэт, вечный странник, «свободы друг», но и разочарованный демон (противопоставление). Лирический герой боли позднего периода творчества Лермонтова - романтик, и потому в нем живёт «желание блаженства», образ небесно – земного, совершенного мира, населённого «чистейшими, лучшими существами» (последовательность). Лирический герой последнего периода творчества Лермонтова сохранил за собой личную предысторию, груз прошлого - и это даёт ему право судить о болезнях века изнутри, из собственного катастрофического опыта (результативность). – Правильно ли определены смысловые отношения, а, следовательно, и расставлены знаки препинания? – Какие орфограммы вам встретились в тексте? 6. Проверка выполнения (индивидуальной) творческой работы. – Знание каких правил было необходимо для выполнения задания по орфографии. – О чём сочинение? Есть ли в нём сложносочинённое предложение? VII. Итог урока.Заключительное слово учителя. (слайд 1) В основе творчества Лермонтова лежит столкновение страстных стремлений лучших людей эпохи к жизни и борьбе с горьким осознанием невозможности их осуществления. Отсюда трагизм его произведений: мотивы тоски, одиночества, грусти, но, с другой стороны, – дерзкой вызов современности, стремление высказать едкие истины. Эту противоречивость, раздвоенность мыслей и чувств невозможно выразить, не используя сложные предложения, в частности сложносочинённые. VIII. Д/з (единое).Придумать упражнение по теме «Сложносочинённые предложения с заданием по типу упражнений в учебнике. Текст или отдельные предложения должны быть по теме «Творчество М.Ю. Лермонтова». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |