Преподавание литературы Язык повести Л.Н. Толстого "Казаки". 10-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 865 Сергеева Нелля Николаевна, учитель русского языка и литературы 1) Вступительное слово учителя. Лев Толстой находился на Кавказе в то время (1850-53), писал повесть по личным впечатлениям. Естественно, что, находясь в чужой языковой среде, Толстой впитывал в себя особенности чужой речи. Чтобы написать кавказскую повесть, поистине кавказскую, ему нужно было понять, увидеть своими глазами образ жизни людей на Кавказе. Мы знаем, что писатель работал над повестью в течение 10 лет. В повести изображается Кавказ и обитатели казацкой станицы. Читая произведение, мы видим, что Толстого привлекает сюжет не из жизни горцев, исконных обитателей Кавказа, а жизни русского населения Кавказа. а) Что же лежит в основе сюжета повести? (Главный герой "Казаков" Оленин уходит из великосветской среды. Не дающей простора его порывистой натуре. Он отправляется на Кавказ с мечтами о подвигах, о славе, о романтической любви. Сюжет напоминает поэму Пушкина "Цыганы", главного героя Алеко) Мы сегодня поговорим подробнее о языке повести "Казаки", чтобы посмотреть, как , с помощью каких художественно-изобразительных средств Л. Толстой дает правдивое описание жизни на Кавказе. Еще раз убедимся в художественном мастерстве писателя. Итак, запишем тему урока в тетрадь. 2) - Какие вы знаете художественно-изобразительные средства?
Все это написано на оборотной стороне доски и открывается после того, как ученики назовут все художественные особенности сами. - Так, какие же из вышеупомянутых художественно-изобразительных средств использовал Л. Толстой? Все Конечно, язык Л.Т. богат, но в рамках одного урока мы не сможем остановиться на всем, но остановимся на самом характерном. Итак, войдем в повесть. Учитель читает отрывок - описание (часть 3) 3) - Какой отрывок я прочитала? О чем? Зачитайте вы цитаты, в которых мы видим пейзаж - С какой целью Л.Толстой в самом начале пр-ия дает описание Кавказа? Гор? Это еще и темперамент. Ведь природа характеризует человека. Например, для русского человека - это Волга, река, т.е. широта, размеренность, спокойствие души русской. - А у горцев? - Это видно на ваших рисунках, на картине.(рассмотрите иллюстрации. Соответствует ли пейзаж, нарисованный Толстым, этим иллюстрациям?) Вывод пункта 3: "Казаки" - одно из самых поэтических созданий Л.Толстого, в котором природа Северного Кавказа изображена во всей покоряющей силе. - Читая эти эпизоды, встретили слова чужого языка. Какие? - С какой целью их вводит русский писатель в свое произведение? Обстановка Кавказа. - Какие из этих слов нам знакомы, какие из них являются освоенными русским языком? Какие мы употребляем в своей речи? Аул, джигит. - Двое учащихся нашего класса поработали с критической литературой, со словарями и подготовили сообщения об истории этих слов.(Слушаем сообщения) - Вводит ли Л.Т. в речь своих героев, Оленина, казаков, лексику чужого языка? С какой целью? - Найдите примеры диалогов с использованием чужого языка. Вывод из пункта 3: мы услышали много иноязычных слов. Новаторство Толстого и состоит в том, что за короткое время пребывания на Кавказе он изучал чужой язык и использовал его потом в своем произведении. 4) Давайте рассмотрим основные лексические группы слов, которые Толстой использовал. Дома уч-ся подготовили ответ на этот вопрос. 5) Посмотрим эпизод из фильма режиссера Василия Пронина, в котором были использованы иноязычные слова. Обратите внимание, что в эпизоде участвуют люди разных социальных слоев: Оленин - человек светский, представитель высшего Петербургского общества, знати и дядя Ерошка - вольный казак. - Такими ли представляли вы этих героев, когда читали повесть? - Воплотил ли режиссер замысел Толстого? Удалось ли? - Найдем портретные характеристики каждого из героев эпизода в тексте.
- Представителей каких еще слоев мы встречаем на страницах повести? (горцев, местный народ) - Найдите их описание в тексте. (как образуется психологический портрет?) Вывод из пункта 5: русского человека, не бывавшего на Кавказе. Ничего не знавшего тогда о жизни горцев, очень интересовало, как выглядят горцы, а также жители казацкой станицы. В образе Оленина русского читателя интересовала в большей степени причина, побудившая его расстаться со светским обществом и отъезда на Кавказ: 6) Это Л.Т. передает при помощи внутреннего монолога героя - еще одно средство, использованное Л. Толстым.(ученик читает монолог Оленина наизусть)
Так, в чем же мастерство Толстого?
Действительно, "Казаки" - это истинно кавказская повесть. Недаром И.С. Тургенев выделял "Казаков" как подлинный шедевр, в котором находил бесподобное изображение кавказцев, кавказского быта. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |