Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Язык повести Л.Н. Толстого "Казаки". 10-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Язык повести Л.Н. Толстого "Казаки". 10-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 865

Сергеева Нелля Николаевна, учитель русского языка и литературы

1) Вступительное слово учителя.

Лев Толстой находился на Кавказе в то время (1850-53), писал повесть по личным впечатлениям. Естественно, что, находясь в чужой языковой среде, Толстой впитывал в себя особенности чужой речи. Чтобы написать кавказскую повесть, поистине кавказскую, ему нужно было понять, увидеть своими глазами образ жизни людей на Кавказе.

Мы знаем, что писатель работал над повестью в течение 10 лет. В повести изображается Кавказ и обитатели казацкой станицы. Читая произведение, мы видим, что Толстого привлекает сюжет не из жизни горцев, исконных обитателей Кавказа, а жизни русского населения Кавказа.

а) Что же лежит в основе сюжета повести? (Главный герой "Казаков" Оленин уходит из великосветской среды. Не дающей простора его порывистой натуре. Он отправляется на Кавказ с мечтами о подвигах, о славе, о романтической любви. Сюжет напоминает поэму Пушкина "Цыганы", главного героя Алеко)

Мы сегодня поговорим подробнее о языке повести "Казаки", чтобы посмотреть, как , с помощью каких художественно-изобразительных средств Л. Толстой дает правдивое описание жизни на Кавказе. Еще раз убедимся в художественном мастерстве писателя. Итак, запишем тему урока в тетрадь.

2) - Какие вы знаете художественно-изобразительные средства?

  • пейзаж
  • речь персонажей
  • портрет
  • изображение людей и событий через восприятие их главными героями пр-ия
  • взаимохарактеристика героев
  • художественная деталь
  • сравнение, сопоставление
  • внутренний монолог
  • двуплановый диалог (речь + мимика + жесты)
  • включение в пр-ие дневников, воспоминаний, писем, рассказов о прошлом героя и т.д.
  • ретроспекция - обращение к прошлому героя

Все это написано на оборотной стороне доски и открывается после того, как ученики назовут все художественные особенности сами.

- Так, какие же из вышеупомянутых художественно-изобразительных средств использовал Л. Толстой? Все

Конечно, язык Л.Т. богат, но в рамках одного урока мы не сможем остановиться на всем, но остановимся на самом характерном.

Итак, войдем в повесть.

Учитель читает отрывок - описание (часть 3)

3) - Какой отрывок я прочитала? О чем?

Зачитайте вы цитаты, в которых мы видим пейзаж

- С какой целью Л.Толстой в самом начале пр-ия дает описание Кавказа? Гор?

Это еще и темперамент. Ведь природа характеризует человека. Например, для русского человека - это Волга, река, т.е. широта, размеренность, спокойствие души русской.

- А у горцев?

- Это видно на ваших рисунках, на картине.(рассмотрите иллюстрации. Соответствует ли пейзаж, нарисованный Толстым, этим иллюстрациям?)

Вывод пункта 3: "Казаки" - одно из самых поэтических созданий Л.Толстого, в котором природа Северного Кавказа изображена во всей покоряющей силе.

- Читая эти эпизоды, встретили слова чужого языка. Какие?

- С какой целью их вводит русский писатель в свое произведение? Обстановка Кавказа.

- Какие из этих слов нам знакомы, какие из них являются освоенными русским языком? Какие мы употребляем в своей речи? Аул, джигит.

- Двое учащихся нашего класса поработали с критической литературой, со словарями и подготовили сообщения об истории этих слов.(Слушаем сообщения)

- Вводит ли Л.Т. в речь своих героев, Оленина, казаков, лексику чужого языка? С какой целью?

- Найдите примеры диалогов с использованием чужого языка.

Вывод из пункта 3: мы услышали много иноязычных слов. Новаторство Толстого и состоит в том, что за короткое время пребывания на Кавказе он изучал чужой язык и использовал его потом в своем произведении.

4) Давайте рассмотрим основные лексические группы слов, которые Толстой использовал. Дома уч-ся подготовили ответ на этот вопрос.

5) Посмотрим эпизод из фильма режиссера Василия Пронина, в котором были использованы иноязычные слова. Обратите внимание, что в эпизоде участвуют люди разных социальных слоев: Оленин - человек светский, представитель высшего Петербургского общества, знати и дядя Ерошка - вольный казак.

- Такими ли представляли вы этих героев, когда читали повесть?

- Воплотил ли режиссер замысел Толстого? Удалось ли?

- Найдем портретные характеристики каждого из героев эпизода в тексте.

  1. Почему такие разные портреты дает Л.Т.? Почему, изображая жителей казацкой станицы, Л.Т. уделяет такое большое внимание описанию внешности, наравне, конечно, с описанием быта? (какие художественные детали? на что обращает внимание? Что хотел сказать этой художественной деталью?
  2. А при описании Оленина автор делает акцент на его внутреннем состоянии (фальшь светской жизни)

- Представителей каких еще слоев мы встречаем на страницах повести? (горцев, местный народ)

- Найдите их описание в тексте. (как образуется психологический портрет?)

Вывод из пункта 5: русского человека, не бывавшего на Кавказе. Ничего не знавшего тогда о жизни горцев, очень интересовало, как выглядят горцы, а также жители казацкой станицы. В образе Оленина русского читателя интересовала в большей степени причина, побудившая его расстаться со светским обществом и отъезда на Кавказ:

6) Это Л.Т. передает при помощи внутреннего монолога героя - еще одно средство, использованное Л. Толстым.(ученик читает монолог Оленина наизусть)

  1. На что мы обращаем внимание, читая этот монолог? (герой постоянно сравнивает, сопоставляет светскую жизнь и жизнь Кавказа, жизнь в казацкой станице и в городе светском, жизнь человека дикой природы и человека, воспитанного в традициях передового дворянства)
  2. Обратите внимание, как ценит первозданную красоту женщины Л.Т.
  3. Что привлекает и делает Оленина счастливым на Кавказе? (Любовь, отношения с Лукашкой, самобытность, образ жизни казаков, их песни)
  4. Зачем Толстой вводит песни? (казаки очень поющий народ)
  5. Итак, о чем мы поговорили на уроке?

Так, в чем же мастерство Толстого?

  1. В том. Что в рамках одного произведения он использовал большое количество изобразительных средств
  2. Создал колорит той местности, в которой он жил
  3. Сумел нарисовать реалистическую картину быта и нравов различных социальных слоев: людей казацкой станицы, офицеров, солдат, горцев.
  4. Он стал первым в русской литературе, кто показал реалистически жизнь на Кавказе. До него Кавказ изображался в романтических тонах.

Действительно, "Казаки" - это истинно кавказская повесть. Недаром И.С. Тургенев выделял "Казаков" как подлинный шедевр, в котором находил бесподобное изображение кавказцев, кавказского быта.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21