Преподавание русского языка
Календарно-тематическое планирование факультативных занятий по русскому языку "Интенсив-подготовка к ГИА (в новой форме), или Учиться языку как искусству". 9-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2015.04.17
Просмотров: 781
Моренец Алла Николаевна, учитель русского языка и литературы
Пиши скорей, не медли, слышишь, Весь мир, весь путь, весь опыт свой, Пойми, ведь то, что ты напишешь, Не может написать другой… М.И. Алигер Пояснительная записка С детства до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Богатый и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Любить, изучать и беречь его призывали нас великие русские классики. Внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слова, овладевать языковой культурой – наша общая задача. Овладение культурой речи предполагает знание правил и законов, по которым развивается язык, предполагает знакомство с неисчерпаемыми его смысловыми и стилистическими богатствами, умение разбираться в живых языковых процессах, отметая прочь то ненужное, что засоряет или обесцвечивает язык, и в то же время, развивая в нем все ценное, накопленное веками или возникающее вновь. Расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка является одним из приоритетных направлений лингвистической науки. В условиях современного общества связная речь является одним из важнейших факторов успешности формирования личности учащихся. Однако формированию умения правильно построить свою речь и преподнести ее аудитории в общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания. В процессе обучения письменной речи недостаточно внимания уделяется и вопросам редактирования текстов сочинений учащихся, чаще всего эта работа проводится на уроках, связанных с разбором ошибок, допущенных учащимися при написании сочинений и изложений. А ведь совершенствование связной речи учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы является неоспоримым фактором, влияющим на дальнейшее гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка в целом. Коммуникативный подход в обучении русскому языку вообще и в старших классах в частности - усиление практической направленности изучаемого в школе учебного материала. Конечной целью обучения русскому языку является формирование навыков свободного владения речью в её устной и письменной формах. Адекватное ситуации, самостоятельное, произвольно создаваемое высказывание должно быть построено с учётом требований языковых норм. Именно на навыках коммуникации замыкается система изучения отдельных разделов лингвистики в школьном курсе русского языка. Коммуникативные навыки позволяют создать ту мотивационную среду, в которой овладение грамотным письмом становится актуальным, значимым для каждого выпускника школы. Цель курса: помочь ученикам 9-го класса успешно подготовиться к итоговой аттестации в новой форме (ГИА). Задачами курса является научить: - употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения;
- пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения,
- отбирать из множества слов самое нужное, которое точно передаёт мысль;
- отбирать слова, не нарушая лексической и грамматической сочетаемости;
- отбирать речевые средства с учётом ситуации и обстановки речи;
- избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций;
- соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
- править написанное;
- грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке.
Содержание программы: № занятия | Кол-во часов | Дата | Тема занятия | 1. | 1 | 08.09 | О новой форме государственной (итоговой) аттестации в 9 классе по русскому языку. Структура и критерии экзаменационной работы. Система оценивания. | 2. | 1 | 15.09 | Подводные камни ГИА. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | | 1 | 22.09 | Подводные камни ГИА. ЧАСТЬ 1. Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | 4. | 1 | 29.09 | Подводные камни ГИА. ЧАСТЬ 2. Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7). Тренинг. | 5. | 1 | 6.10 | Подводные камни ГИА. ЧАСТЬ 2. Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7). Тренинг. | 6. | 1 | 13.10 | Типы ошибок. Употребление слова в несвойственном ему значении как речевая ошибка. Уместность употребления слов различных образовательных типов («Не говори красиво!», «Не говори красиво?»). Повторение: качества хорошей речи). Тренинг. | 7. | 1 | 20.10 | Нарушение лексической сочетаемости, лишнее слово, тавтология как речевые ошибки. Повторение слов и близкое употребление однокоренных слов как средство выразительности. Тренинг. | 8. | 1 | 27.10 | Ошибки в формообразовании форм имён существительных, числительных, личных и притяжательных местоимений. Трудности в употреблении местоимений. Местоимение и сочинение. Тренинг. | 9. | 1 | 10.11 | Нарушение видо-временных отношений глаголов-подлинное и мнимое. Ошибки в употреблении деепричастного оборота, ошибки в употреблении причастного оборота. Синтаксическая бедность. | 10. | 1 | 17.11 | Служебные части речи. Трудности в употреблении предлога, союза. Тренинг. | 11. | 1 | 24.11 | Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Тренинг. | 12. | Т | 01.12 | Нарушение границ предложения (парцелляция) как грамматическая ошибка. Парцелляция как средство выразительности. Тренинг. | 13. | 1 | 08.12 | Нарушение порядка слов. Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Тренинг. | 14. | 1 | 15.12 | Ошибки в построении сложного предложения Прямая и косвенная речь. Тренинг. | 15. | 1 | 22.12 | Обобщающее повторение. Проверенная работа 1, 2. Непроверенная работа 1, 2. Образцы ответа. | 16. | 1 | 29.12 | Обобщающее повторение. Проверенная работа 3, 4. Непроверенная работа 1, 2. Образцы ответа. | | | | Задания на осмысление содержания текста | 17. | 1 | 12.01 | Чтение и аудирование текста . «На экзамене проверяются умения…» Виды аудирования. Виды чтения. | 18. | 1 | 19.01 | Как слушать текст, чтобы понять его содержание? | 19. | 1 | 26.01 | Типичные формулировки заданий. Смысловой, стилистический, типологический, лексический анализ текста. Анализ средств связи предложений. Анализ средств выразительности. | | | | Задания на определение стиля и типа речи, на выявление лексического значения некоторых слов, на определение средств связи предложений, на выявление средств выразительности | 20. | 1 | 02.02 | Определение функционального стиля текста. | 21. | 1 | 09.02 | Определение смыслового типа речи. | 22. | 1 | 16.02(-23.02) | Определение темы и главной мысли текста. | 23. | 1 | 02.03 | Составление плана текста. Виды плана (назывной, вопросный, тезисный). | 24. | 1 | 09.03 | Составление логической схемы текста. | 25. | 1 | 16.03 | Освоение приёмов разворачивания основной мысли (тезиса). | 26. | 1 | 23.03 | Работа со средствами, обеспечивающими связность текста. | 27. | 1 | 06.04 | Анализ изобразительно-выразительных средств, используемых в тексте (тропы, фигуры речи, общие средства выразительности). | 28. | 1 | 13.04 | Обобщающие задания (задания на повторение и закрепление изученного). Комплексный анализ текста (текст А, текст Б, текст В). | | | | Создание собственного текста | 29. | 1 | 20.04 | План сочинения-рассуждения может быть таким. Инструкция по написанию сочинения. | 30. | 1 | 27.04 | Работа над вступлением («Магниты» для вступления. Приёмы написания вступления). | 31. | 1 | 04.05 | Работа над основной частью (1. Как обозначить и прокомментировать проблему? 2. Как сформулировать позицию автора? 3. Как выразить своё мнение? 4. Как аргументировать своё мнение, или «Как строить систему доказательств?» «Копилка мудрых мыслей»). | 32. | 1 | 11.05 | Работа над заключением. Приёмы написания заключения. | 33. | 1 | 18.05 | Приёмы, помогающие сделать текст эмоциональным. | 34. | 1 | 25.03 | Примеры написания сочинений. | Ожидаемые результаты: - учащиеся должны владеть навыками сокращения текста;
- отбирать материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание части З, С.1.): о функциях знаков препинания в тексте, особенностях использования офографического правила, роли определённой части речи в текст;
- составлять текст сочинения на социально-нравственную тему (С.2.);
- уметь выполнять тестовые задания на основе прочитанного текста (задания с выбором ответа и с открытым ответом) по основным разделам школьного курса русского языка.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|