Преподавание литературы Урок внеклассного чтения по сказке А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.11.17 Просмотров: 952 Елясова Ольга Николаевна, учитель русского языка Цель урока:
Оборудование:
Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы с вами побываем в волшебной стране пушкинских сказок, вспомним их героев, будем угадывать, придумывать и сочинять. Сегодня к нам в гости пришли герои пушкинских сказок. Попробуйте угадать, как их зовут и из каких сказок они к нам пришли. Заранее подготовленные учащиеся выходят к доске, рассказывают о пушкинском герое от его имени, учащиеся угадывают, о каком герое идет речь. Викторина. На протяжении долгих лет неизменна была любовь Пушкина к устному народному творчеству. В своих произведениях Пушкин не копировал русские народные сказки, он творчески их перерабатывал. Давайте проведем небольшую викторину и с ее помощью проследим, какие мотивы русских народных сказок использовал Пушкин. Вы уже много знаете о том, какую важную роль в жизни Пушкина сыграла его няня Арина Родионовна. Она подарила ему свою любовь и заботу, стала его другом в детские годы, разделила тяжесть изгнания, и Пушкин всегда помнил о своей няне, посвятил ей множество стихотворений, подолгу беседовал с ней. У нее было и другое важное достоинство: она хорошо знала произведения устного народного творчества: поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Большую часть народных былин, песен, сказок, которые были известны Пушкину, он узнал от Арины Родионовны. Пушкин использовал сюжеты и мотивы русских народных сказок в своих произведениях. Сейчас я прочитаю вам отрывки из сказок Арины Родионовны, записанные Пушкиным, а вы постарайтесь угадать, где и как использовал их Пушкин. 1. Некоторый царь задумал .жениться, но не нашел по своему нраву никого; подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит; вторая, что одним куском сукна оденет; третья, что с первого года родит тридцать три сына.. Царь женился на меньшой...
2. “Ах! говорит царь, поеду посмотреть это чудо”. – Что за чудо, говорит мачеха, вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот, вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. Царевич прилетел домой и, с благословения матери, перенес перед дворец чудный дуб.
3. Купец поехал искать работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти ему в работники, платы требует только три щелчка в лоб купцу. Купец радехонек, купчиха говорит: “Каков щелк будет”. Балда дюж и работящ, – но срок уж близок, и купец начинает беспокоиться...
4. Один из излюбленных элементов народной сказки – появление на свет чудесного ребенка. В каких русских народных сказках используется этот сюжетный элемент? В какой сказке Пушкина на свет появляется чудесный ребенок и какими необыкновенными свойствами он обладает? (Князь Гвидон). 5. Во многих русских народных сказках на помощь герою приходят чудесные помощники. Емеле помогает щука, Мартынке – волшебное кольцо, а герою сказки Пушкина – кому? Кто? (Князю Гвидону – царевна Лебедь). Рассматривание репродукции картины М.Врубеля “Царевна Лебедь” 6. В русской народной сказке дерево наказывает старика и старуху за жадность, превращая их в медведей. А у Пушкина? (“Сказка о рыбаке и рыбке”) 7. В русских народных сказках всех умней и удачливей оказывается Иванушка-дурачок. А у Пушкина? (Балда) 8. В русских народных сказках мы можем найти такое описание: “Старичок с ноготок, борода с локоток, усы по земле тащатся, крылья по ветру лежат”. О каком герое Пушкина вспоминаем мы, читая это описание, и почему? (Черномор) 9. В русских народных сказках эти героини превращаются в злых жаб, а у Пушкина прощаются. Кто? (Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.) 10. Продолжить пословицу: “Жена не рукавица, с белой ручке не стряхнешь ” (и за пояс не заткнешь) Откуда? При каких обстоятельствах она произносится? (“Сказка о царе Салтане”.) 11. В каких сказках Пушкина упоминаются предметы из золота? Какие? (Золотые скорлупки, 12. Герои Пушкина и герои русской народной сказки путешествовали в бочке. Назвать обе сказки. (“Сказка о царе Салтане” и “По щучьему желанию”) Путаница. Задание. Вернуть героев в свои сказки.
Игра “Угадай словечко”. А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете тексты пушкинских сказок. Я буду зачитывать вам строки из сказок Пушкина, пропуская последнее слова или слова, а вы должны угадать, какие слова пропущены.
Устное фантазирование. 1. Учащимся предлагается совершить путешествие в Лукоморье. Все вместе они сочиняют сказку о том, как их одноклассник оказался в Лукоморье и о том, что с ним там произошло. Каждому предоставляется право придумать не более трех предложений, после чего их повествование должен продолжить другой ученик так, чтобы получился связный текст. 2. Дива я не вижу тут: В свете есть такие ль дива: Вот молва идет правдива… Откуда эти строки? Какие дива придумали ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха? Вступить в соревнование с ними и придумать свои чудеса, которыми можно было бы отвлечь внимание царя Салтана. Инсценирование. Учащиеся вспоминают отрывок из поэмы Пушкина “Руслан и Людмила”. Затем им предлагается изобразить, как “кот ученый все ходит по цепи кругом”, как “леший бродит”, как “русалка на ветвях сидит” и заманивает в свои сети случайных прохожих, как “царь Кащей над златом чахнет”. После этого ребятам предстоит выступить в роли сочинителей сказок, инсценировать их и показать. Для этого учащиеся делятся на группы по пять-шесть человек и получают следующие задания:
Откуда эти строки? Куда пропала Людмила? Сочинить сказку “Петя и волшебная шапка Черномора на уроке”. После выступлений учащихся проводится обсуждение. Ребята делятся впечатлениями, говорят о том, что им понравилось больше всего, чьи выступления показались самыми яркими, что можно было бы улучшить и как. В ходе урока организуется соревнование между учащимися по рядам или по командам, которые создаются заранее. Оценивается количество правильных ответов, артистизм, фантазия. Данные материалы можно использовать при проведении внеклассных мероприятий по сказкам Пушкина. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |