Преподавание русского языка Урок русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1508 Романовская Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Задачи урока:
Ход урока
“Радионяня”. Веселый урок “Синонимы”. Ребята, запишите в тетради: число, классная работа. Давайте сыграем с вами в игру: “Угадай слово”. Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь.
Ответы: жюри, алфавит, эпиграф, абзац, вокзал, цитата, синоним.
1. Ребята, сегодня к нам в гости пришли герои пьесы-сказки С.Я. Маршака “Двенадцать месяцев” профессор и юная принцесса. Сценка. (Профессор и королева) Королева: Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах! Профессор: Вы совершенно правы, ваше величество. Это весьма неприятное, но очень нужное занятие. Поэтому осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой несколько строчек. Королева: Опять писать? Ну ладно уж, диктуйте. Только я не хочу одна писать. Пусть и ребята вместе со мной напишут. Я им приказываю! Профессор: Но, ваше величество, ребятам нельзя приказывать, их надо попросить. Королева: Хорошо, я прошу вас, ребята, помочь мне. Профессор: Ребята, и вы, ваше величество, откройте свои тетради и запишите слова Льва Николаевича Толстого: “Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви и миру, словом же можно служить вражде и ненависти”. Профессор: Ребята, поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проверьте работы друг друга, а я пока посмотрю, что написала королева. Профессор и ребята проверяют работы. В это время текст высвечивается на доске через графопроектор. Профессор: Ваше величество, почему вы в первом предложении поставили тире? Королева: Почему, почему! Пусть лучше ребята отвечают. Профессор: Хорошо. Ребята, почему в первом предложении ставится тире? Какие орфограммы есть в словах “соединить”, “разъединить”? Королева: Какой же вы любопытный человек! Все спрашиваете и спрашиваете. Лучше бы сами что-нибудь интересное рассказали. Профессор: Что же вам рассказать? Королева: Вот вы на прошлом уроке так интересно рассказывали нам о синонимах. Расскажите нам еще о словах и об их значениях. Профессор: Действительно, тема очень интересная, но расскажет вам об этом моя коллега – Елена Геннадьевна. А мы все внимательно послушаем. 2. Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это антонимы (анти – против, онима – имя). Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями. Запишите тему сегодняшнего урока: “Антонимы”. Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д. Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом. При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель). Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д. 3. Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов. О нем вам сейчас расскажет….. Ребята, посмотрите на “Словарь антонимов” Н.П. Колесникова. В нем собрано более 1300 пар слов, представляющих собой противопоставляемые в каком-либо одном отношении лексические единицы. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре. (На графопроекторе) Добрый – злой
Итак, что же такое антонимы?
Многие писатели используют в своих произведениях антонимы, которые делают речь богатой, яркой, выразительной. Прочитайте слова Я.Козловского и найдите в них антонимы.
Прочитайте слова Ф.Кривина о русском языке и найдите антонимы. Язык. Устный и письменный, литературный и разговорный, свой и чужой, знакомый и незнакомый, правдивый и лицемерный, мертвый и живой – и все это язык, язык объединяющий и разъединяющий людей.
3. Посмотрите на рисунок, на котором изображены два мальчика, и постарайтесь подобрать как можно больше пар антонимичных слов. (Высокий – низкий, толстый – худой, румяный – бледный, темноволосый – светловолосый, веселый – грустный, добрый – злой и т.д.) 4. Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти очень много антонимов. Посмотрите на картинки с изображением разных времен года и постарайтесь подобрать антонимы. (Зима – лето, холодно – жарко, солнечно – пасмурно, отдых – работа. Весна – осень, увядает – расцветает и т.д.) 5. Вы все любите музыку, но она бывает разной. Послушайте два музыкальных отрывка и попробуйте охарактеризовать их с помощью антонимов. (Тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – веселая, успокаивающая – возбуждающая и т.д.) 6. А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята садятся по группам). Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетради. 1группа. Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:
2 группа. К словам левой колонки подберите антонимы из правой.
3 группа. Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова.
4 группа. Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
5 группа. Заполнить таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.
6 группа. Подобрать синонимы и антонимы к слову чуткий. (Равнодушный, невнимательный, бессердечный; отзывчивый, внимательный, сердечный, душевный). 7. Игра “Отгадай, что я”.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |