Преподавание литературы Распад "дворянского гнезда" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.06.26 Просмотров: 1139 Вышковская Надежда Петровна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи урока
Ход урокаI. Актуализация знаний учащихся (проводится в форме фронтальной беседы)Русская классическая литература семьей и семейными отношениями всегда выверяла устойчивость и прочность общегосударственных, политических и даже государственных союзов. Семья – ячейка, часть живого организма, и разрушение ее может привести к болезни и смерти всего организма. Именно о семье и ее общественной роли начинают размышлять в своих произведениях русские писатели во второй половине Х1Х века. Вспомним:
Вывод (учитель): Нравственное содержание семейной жизни – это содержание всего человеческого общения. II. Изучение нового материала.И вот перед нами зловещая картина рода Головлевых. Не случайно она названа «историей умерщвлений». Это подчеркивает даже композиция романа – каждая глава «уносит» из жизни одного из членов этой семьи. На предыдущих уроках мы говорили с вами о судьбе каждого из Головлевых. Сегодня мы посмотрим, каковы же их внутрисемейные отношения, какие родственные узы связывают их, составим генеалогическое «древо» семьи Головлевых. Но для начала я расскажу вам такую историю-загадку. Молодую девушку отдают замуж. Но «молодость как-то необыкновенно быстро соскочила с нее». Из безответной молодухи она сделалась властной барыней, подчинившей всех и все. Малограмотная, она по природе была человеком с недюжинном умом и даже одаренной. В отличие от своего мужа «имела характер сильный и властный, обладала практической хваткой, неуемной энергией и упорством в достижении цели». Она не только остановила разорение мужниной вотчины, но и заметно «округлила ее, сделав значительные благоприобретения». И вскоре она владела примерно тремя тысячами крепостных душ и значительными семейными угодьями. Став полновластной хозяйкой, она видела свои материнские обязанности прежде всего в укреплении материального благополучия большой семьи. Энергичная и властная, она твердо заявила мужу, что не потерпит его вмешательства в хозяйственные дела. Постепенно строгий расчет, экономия стали атмосферу в семье, внутрисемейные и родственные отношения. Сестры мужа были для нее «лишними ртами». Она дала себе обет «жить и умереть для семейства». Неровность характера, деспотизм, властность создавали тяжелую нравственную атмосферу в семье, от которой страдали (в первую очередь) дети. Ощущение несправедливости, чувство горькой обиды, испытываемые детьми, усиливались еще тем, что отношение к ним было неодинаковым. Она имела своих «любимчиков» и «постылых». Деление это не оставалось на стадии детства, но ощутимо сказывалось на протяжении всей жизни, особенно в плане материальном. Мать поддерживала сыновей материально, но требовала от них строгих отчетов, упрекала за «мотовство». (Вопрос к классу) О ком я говорю? (большинство ответов – Арина Петровна) Верный ответ: Нет. Перед вами портрет матери Салтыкова-Щедрина – Ольги Михайловны. (Вопрос к классу) Для чего я вам ее, эту историю, рассказала? (Эта история не выдумана, не сочинена. Она взята из реальной жизни самого автора). И еще одно: Прежде чем мы приступим к работе, хотела бы обратить ваше внимание на название романа. «Господа Головлевы». Почему именно такая фамилия выбрана Салтыковым-Щедриным? Случайно ли это? Конечно же, нет. «Головлевы» – это слово читается еще и как «самоубийцы». Для э того стоит только припомнить старославянское «голова» и «головник» – «убитый» и «убийца», а поскольку перед нами фамилии, то слово несет некий родовой, будто бы предопределенный самою судьбой характер. И еще на одно слово, очень часто встречающееся в романе, нужно обратить внимание: «постылые» – «коченеющие от внутреннего холода». III. Составление генеалогического древа (составляется на доске).Ну а теперь – составим это генеалогическое дерево и посмотрим, как рвались кровные, родственные узы семьи Головлевых и каков печальный итог существования этого «дворянского гнезда». (Вопрос к классу): Как по-вашему, на чем вообще строится, держится, живет любая семья? IV. Фронтальная работа с классом.Посмотрим, какие же узы связывают эту семью.
(Учащиеся рассказывают, как складывались отношения внутри семьи между ее членами.) Для учителя: Арина Петровна – «У нее была слишком независимая натура, чтобы она могла видеть в детях что-нибудь, кроме лишней обузы», «из экономии» держала детей впроголодь. Степану – «выбросила кусок» = родительское благословение + дом в Москве (12 тыс.) Вернулся – «забыла»: «Она совсем потеряла из виду, что подле нее, в конторе, живет существо, связанное с ней кровными узами. А в письме к Порфирию (после смерти Степана) – «кто семейными узами не дорожит – всегда должен для себя такого конца ожидать». Какое кощунство! Анну – хотела после окончания института сделать «дармовым домашним секретарем и бухгалтером»; не удалось – «выбросила кусок» = деревеньку в 30 душ с развалившейся усадьбой + 5 тысяч рублей. Аннинька и Любонька – «сиротки», «щенки», подброшенные беспутной дочерью, жили во Флигеле с кривой старухой. «Особенно тяжкие раны нанесены им здесь, в Головлеве… Здесь происходило кормление протухшей солониной, здесь впервые в ушах сирот раздались слова: «постылые», «нищие» , «дармоедки», «ненасытные утробы» и другие. Здесь ничто не проходило им даром, ничто не укрывалось от проницательного взора черствой и блаженной старухи.» Иудушка – с ним у Арины Петровны особые отношения. (Опрос по предыдущему уроку) Вывод: «Всю жизнь слово «семья» не сходило у нее с языка, во имя семьи она казнила одних, других награждала; во имя семьи она подвергала себя лишениям, истязала себя, изуродовала всю вою жизнь – и вдруг (??) выходит, что семьи-то у нее и нет!» – (вопрос учащимся) Вдруг?? (предполагаемый ответ – «закономерно») (вопрос учащимся) А почему не «вдруг», а «закономерно? (ответы учащихся) Учитель: «Она сама не дала ни детям, ни внукам « ни одного нравственного устоя, за который можно было бы удержаться». Семьи – нет, детей – нет, потому что семейные связи были не живыми…не согревались светом и теплом человечности, материнской ласки и любви, полностью отсутствовала нравственная основа семейного уклада. (Далее по схеме: взаимоотношения братьев, Порфирий и дети. По ходу беседы учитель стирает на схеме линии, соединяющие героев, и над каждым умершим ставит крест.) И вот последние слова последнего представителя головлевского рода: «Где все?» (читать) А вот где. Посмотрите, на наше «древо». Во что оно превратилось? – В кладбище. V. Итог урока:А сколько их таких на Руси?! Вот и все. Но все ли? (Учитель читает последние строчки романа) 1 вопрос – Что вы думаете о последних строчках романа? И еще – Первоначально Салтыков-Щедрин задумывал другую концовку. (Дочь Галкиной – жена Порфирия, последняя глава называлась «У пристани».) 2 вопрос – Почему Салтыков-Щедрин изменил первоначальный замысел? Почему именно так, как мы прочитали, закончил роман. (На эти два вопроса учащимся предлагается ответить в качестве домашнего задания) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |