Преподавание литературы Анализ стихотворения И.А. Бунина "Последний шмель" (текст и подтекст) (6-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.06.26 Просмотров: 1407 Суслова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы
Цели урока:
Домашнее задание к уроку:
Ход урока 1. По желанию один ученик выразительно читает стихотворение И.А Бунина «Последний шмель». - Каким настроением пронизано стихотворение? - Грустным, задумчивым, спокойным. - О чем это стихотворение? - О шмеле, о природе, о наступающей осени. - Получается, что мы все сказали о стихотворении в нескольких словах. Какое-то оно слишком простое, понятное. Или же у него есть секреты? Возникли ли у вас вопросы, когда вы читали стихотворение дома? - Странно, стихотворение вроде бы грустное, а в конце стоит восклицательный знак. - Что такое татарка? - В последней строфе как будто со шмелем разговаривает человек, но ведь шмель не может слышать и понимать человека. - Почему человек разговаривает со шмелем? - О чем человеческая дума, о которой знает человек, но не узнает шмель? Итак, секреты у стихотворения все-таки есть. Попробуем их разгадать. 2. Разместите на доске иллюстрации и фотографии, которые вы подыскали дома. (В основном, это фотографии шмеля, пейзажи лета и осени, изображение одинокого человека. Учитель умышленно добавляет фотографии зимних и весенних пейзажей). - Есть ли на доске лишние иллюстрации? Отодвиньте их в сторону. - В сторону отодвигаются пейзажи зимы и весны. - Почему вы убрали именно эти пейзажи? - Потому что о зиме и весне речь в стихотворении не идет. - Давайте представим, что мы снимаем фильм по этому стихотворению. Расставьте иллюстрации так, чтобы они соответствовали поэтическому сюжету. Сейчас мы будем работать с текстом стихотворение, с тем, о чем мы читаем в строках. Появляется несколько очень красивых иллюстративных рядов.
3. Наши иллюстрации подтвердили мысли о теме и настроении стихотворения? - Да. Это стихотворение о природе, о шмеле, грустное, особенно к концу. Иллюстрации становятся менее яркими. А помогли нам ответить на вопросы? - Нет. Мы только узнали, что такое татарка (это колючее растение с красным пушистым цветком). 4.Ответы на наши вопросы надо искать в самом стихотворении, но не только в его строчках, но и между ними, т.е. нам надо искать подтекст стихотворения. Именно подтекст поможет нам понять, о чем думал поэт И.А.Бунин в начале 20-го века и современны ли его мысли. Далее работаем с таблицей, записывая в нее свои наблюдения и выводы. - Как построено стихотворение? - Как звучит стихотворение? Какой у него ритм, размер, рифма? - Рассмотрим композицию: в ней три части, как меняется настроение стихотворения? - Понаблюдаем за мыслью автора в каждой строфе. Какие образы присутствуют, какими средствами они создаются? Слышим ли мы гудение шмеля? Какие звуки помогают его передать? - Какие художественные средства использует автор для создания образов? - Что вы можете сказать об особенностях предложений, почему именно такие знаки препинания стоят в конце каждого? - Меняется ли настроение лирического героя?
5. Вернемся к нашим вопросам, сможем ли мы сейчас ответить на них? Попробуем! - Почему человек разговаривает со шмелем, ведь шмель не может слышать и понимать человека? - Человеку одиноко, к нему в открытое окно залетает шмель и невольно становится собеседником. Человек-философ, он рассуждает о законах бытия: все смертны (и шмель, и человек) // в природе все возрождается (родятся новые шмели и люди) – это закон бытия, природы. - О чем человеческая дума, о которой знает человек, но не узнает шмель? - О том, что после осени и зимы придет весна, человек знает этот закон, а шмель нет. - Странно, стихотворение вроде бы грустное, а в конце стоит восклицательный знак. - Восклицательный знак, потому что надежда на возрождение не умирает, а горечь может быть оттого, что даже все самое красивое умрет. 6. Изменилось ли ваше мнение по поводу темы стихотворения? - Да, здесь не просто описание шмеля, это философское размышление о законах жизни. - Откуда вы узнали о философских размышлениях лирического героя? Только ли из текста? - Из текста и подтекста. Вы убедились, что при чтении и понимании стихотворения необходимо не только видеть слова и строчки, но и то, что стоит за словами и между строчками. Это и есть подтекст, т.е. то, о чем автор не говорит открыто, и только умный, вдумчивый читатель может читать подтекст. Думаю, что сегодня вы стали именно такими читателями. - Интересно открывать подтекст стихотворения, угадывать глубокие мысли автора, разговаривать с ним, соглашаться или спорить? Чтение произведений художественной литературы – это всегда диалог автора с читателем! Что вы можете сказать о поэте И.А.Бунине? - Это поэт-философ. Согласны ли вы, люди 21 века, с мыслями И.Бунина? - Да, надо принять эти законы жизни. 7. Попробуйте еще раз обратиться к вашим иллюстрациям. Возможно, вы внесете добавления? - Да. К третьей строфе можно добавить картины зимы и весны (это иллюстрации «человеческой думы», это подтекст стихотворения).
8. Домашнее задание: напишите небольшое стихотворение-размышление «Бабочка проснулась» или прочитайте стихотворение А.Фета «Бабочка». 1. Данный урок был проведен в 6 классе с использованием SMART-доски, на которую заранее были выведены иллюстрации, принесенные учениками. Использование коммуникационно-информационных технологий позволяет:
2. Урок был построен, с одной стороны, как традиционный анализ стихотворения, с другой стороны, как поиск секретов стихотворения, объяснения «странностей стихотворения», что продиктовано возрастными особенностями учащихся. Ученики искали философскую подоплеку стихотворения, которую сразу не уловили, но через иллюстрации почувствовали. Анализ формальных элементов помог выйти на идейно-тематический уровень. 3. Результаты урока:
4. На вопрос о восклицательном знаке в конце стихотворения шестиклассники в основном склонны отвечать оптимистично. Поэтому их стихи получились с верой в красоту и жизнь, что очень радует! Примеры стихов:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |