Преподавание литературы Урок литературы в 6-м классе по теме "Лицейские годы А.С. Пушкина". Стихотворение "Узник"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.04.05 Просмотров: 1185 Бернгардт Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель: повторение изученного материала о жизни и творчестве А. С. Пушкина, знакомство учащихся ещё с одним периодом жизни поэта - учёбой в лицее, с его стихотворением «Узник»; выработка навыков выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся. Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображением Царскосельского лицея времён Пушкина и его современное изображение, иллюстрация с изображением лицеистов, друзей А. С. Пушкина, «Пушкин на экзамене в лицее»; на доске слова В. Рождественского о стихотворении «Узник»; магнитофон, диск с записью отрывка «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», диск с записью стихотворения «Узник». В начале жизни школу помню я… Ход урока I. Оргмомент. II. Формулирование цели учащимися. Звучит отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Беседа: - Знакома ли вам эта музыка? - Кто её автор? - Правильно. Прозвучал отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова. А какое отношение он имеет к теме сегодняшнего урока? - Да, это отрывок из оперы, написанной на основе «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, и сама опера называется «Сказка о царе Салтане». - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? - Правильно. Повторим то, что мы уже знаем о Пушкине, о его детстве, вспомним его замечательные сказки и продолжим знакомство с жизнью поэта, с важным периодом его жизни - учёбой в лицее, попробуем понять мысли и чувства Пушкина, выраженные в стихотворении «Узник». Запись темы в тетрадь. III. Проверка домашнего задания. Чтение 2-3 сочинений «Пушкин в моей жизни», стихотворений о Пушкине, написанных самими учащимися. IV. Повторение изученного. 1. Вступительное слово учителя. Да, А. С. Пушкин приходит к нам в детстве и остаётся с нами на всю жизнь. Наверно, нет ни одного человека, который бы не читал и не любил произведения этого поэта. И сейчас мы вспомним те из них, которые вы изучали в школе или прочитали самостоятельно. Для этого проведём викторину. 2. Викторина «Жизнь и творчество А. С. Пушкина».
V. Изучение темы. 1. Работа с эпиграфом. А. С. Пушкин писал: «В начале жизни школу помню я…». И этой школой стал для него Царскосельский лицей. Годы, проведённые здесь, были для поэта самым весёлым и безмятежным временем. В лицее он получил хорошее образование и приобрёл близких друзей. 2. Доклады учащихся.
3. История создания стихотворения «Узник». Прочитать по учебнику (с.42) 4. Слушание стихотворения «Узник» в записи. Его читает Народный артист России Эдуард Марцевич, актёр Государственного Академического Малого театра России. 5. Беседа по стихотворению: - Почему стихотворение так называется? Кто такой узник? - Прочтём первый стих? Найдите главное слово-образ, которое определяет мир чувств и переживаний лирического героя? - Какой эпитет находит поэт к слову «темница»? - О каком ещё невольнике идёт речь? - Почему второй узник именно орёл, да ещё молодой? - Как Пушкин передаёт настроение? Почему орёл грустный товарищ? - Присущи ли узнику те же качества, что и орлу? - Как развивается действие во второй строфе (четверостишии)? - Как меняется пространство в последнем четверостишии? - Какие предметы появляются? - В чём особенность пейзажа? - Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается? - Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения. - Как меняется пространство, освещение, краски, предметы? - Как благодаря этому меняются настроение и интонация? - Какова же главная мысль этого стихотворения? - Утверждение свободы как необходимости для гармонического мироощущения личности. 6. Поэт В. Рождественский писал: «Узник» - один из самых замечательных стихов Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте». - Согласны ли вы с этим утверждением? - Само слово «свобода» в тексте отсутствует. Какие же слова определяют понятие «свобода»? 7. Работа с черновым вариантом стихотворения.
- Какие строки поэт изменил? Как меняются образы? Как изменился смысл? VI. Обобщение. - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Достигли ли мы поставленной цели? Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Узник», сопоставить его с черновым вариантом, нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |