Преподавание русского языка Употребление частиц в речи (повторение). Приемы развития критического мышленияNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.12.01 Просмотров: 1620 Щербакова Ольга Викторовна, преподаватель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (4,52 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цель: закрепление умений употребления частиц в речи; повторение изученного теоретического материала; закрепление навыков правописания частиц в текстах разного типа; развитие творческих способностей учащихся при работе с текстами, создании стихотворения; формирование любви к родной природе; содействие формированию системы знаний, представлений, понятий, обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, способность к творческой деятельности. Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, дидактический раздаточный материал, классическая музыка. Технология: критическое мышление. Приемы критического мышления: инсерт, кластер, “Толстые вопросы”, синквейн. Ход урока 1. Оргмомент. (Приветствие) - Добрый день, я рада приветствовать вас в этот весенний день. Зелень нивы, рощи лепет, (Слайды цветов) - На улице растаял снег, бегут ручьи, скоро расцветут первые весенние цветы, солнышко больше припекает, Какие чувства и эмоции вызывает у вас наступление (приход) весны ? Радость, трепет, счастье, умиление. - Эти эмоции вызвал у вас приход весны, цветы весенние. Скажите, а какая часть речи позволяет эмоционально окрасить нашу речь? (Частица) - Темой нашего урока является повторение служебной части речи – частицы, а именно употребление частицы в речи : их правописание, значения, которыми обладают частицы, и будем учиться правильно употреблять частицы в речи. Но в самом начале нашей работы давайте вспомним теорию о частицах. Вы прочитаете лингвистический текст о частице, сделаете необходимые пометы в нем, после чего мы составим с вами кластер по теме. 2. Повторение и обсуждение теории (работа с текстом, прием “инсерт”) Прием “Инсерт” (чтение с пометами) Частица — это служебная часть речи (не имеет вопросов, не является членом предложения, не зависит от других слов), которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов. В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие. Частицы не изменяются, не являются членами предложения. В школьной грамматике, однако, принято подчеркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов. К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошел дождь. Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы: 1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не; 2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль); 3) указательные: вот, вон, это; 4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь; 5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, -то; 6) восклицательные: что за, ну и, как; 7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну; 8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли. По структуре частицы бывают: простые и составные. Простыми называются частицы, состоящие из одного слова (а, благо, будто, ведь, во (прост.), вовсе, вон, ладно, ли и др.). составные частицы, образовавшиеся из двух (реже — более) слов: вот бы, чуть ли, все-таки, что за, нет ли. Характерной чертой многих частиц является то, что по своему строению и функциям они сближаются с наречиями, союзами или междометиями и не всегда могут быть им строго противопоставлены; во многих случаях частицы сближаются также с вводными словами. Значением частицы как отдельного слова является то отношение, которое выражается ею в предложении.
З. Составление кластера 4. Практическая работа - Прекрасно, но мы забыли о весенних цветах (картинки). 2) Составьте предложения о весенних цветах, используя восклицательные частицы. Запишите их. (2-3 примера) А вот мое предложение, в нём использованы частицы разных разрядов: Какие-то цветы спрятаны под таинственным пологом, едва ли это розы или сирень, пожалуй, здесь притаились подснежники! - Каковы особенности написания частиц? Вспомните, о чём вы говорили на предыдущих уроках? 3) Задание: Записать предложения, определить написание и разряд частиц, роль частиц в предложениях. Все-таки первым весенним цветком считается подснежник. Лишь наступление весны пробуждает природу. Давайте бережно относится ко всем растениям и цветам. Только ли в лесу можно встретить белый ландыш? Любите цветы, ведь они приносят счастье и радость людям. Именно в весенние деньки, когда солнышко начинает припекать, на деревьях появляются первые почки.(Ситак. разбор) Вывод: необходимо знать правила написания частиц раздельно (бы, ли, же) или через дефис. 4) Работа с деформированным текстом. Задание: восстановить текст. - Именно весной, вместе с первыми весенними грозами приходит к нам воспетая художниками и поэтами семицветная радуга. Перед вами деформированный текст, который текстом можно назвать с натяжкой. Ваша задача дополнить его частицами. В текст необходимо внести изменения, вставить недостающие частицы. Слова для справок: даже, неужели, не, ни, только, как, все-таки, ну, именно. ___ вы ___ разу ___ видели радугу? ___ летом после сильного дождя? ____может этого быть, я вам говорю,____ может!
Неужели вы ни разу не видели радугу? Даже летом после сильного дождя? Не может этого быть, я вам говорю, не может! Только увидев радугу, человек способен понять, как красива природа после дождя. Нет, все-таки мне жаль вас. Ну, выйдите в дождь на берег реки, не уходите ни в коем случае, даже если сильно промокнете. Вам обязательно повезет. Именно вам, потому что вы умеете ценить красоту, а главное - сделали все так, как я сказал! (Е.Ильичев) Вопросы по тексту (прием “толстых вопросов”). - С чего начинается текст? С риторического вопроса (риторические вопросы – усиливают выразительность, эмоциональность речи. Риторический вопрос не требует ответа). - Какие частицы использует автор? Вопросительную частицу “неужели” и усилительную частицу “даже”. - Для чего? Для актуализации смысла. - Частица "только" вносит в текст смысл выделения действия, которое, наверняка, поможет понять, как красива радуга. - На чём настаивает автор? Не уходить и вводит в высказывание усилительную частицу "даже (если сильно промокните)" - За это, по мнению Е.Ильичева, вы будете награждены и вам повезет (для усиления уточнения используется частица "именно вам"). ( Для привлечения внимания автор начинает текст риторическим вопросом "Вы ни разу не видели радугу?", в который для актуализации смысла включает вопросительную частицу "неужели" и усилительную частицу "даже". Частица "только" вносит в текст смысл выделения действия, которое, наверняка, поможет понять, как красива радуга. Автор понимает, что радугу невозможно увидеть, не промокнув, поэтому категорично настаивает не уходить и вводит в высказывание усилительную частицу "даже (если сильно промокнете)". За это, по мнению Е.Ильичева, вы будете награждены и вам повезет (для усиления уточнения используется частица "именно вам"). 5. Физминутка Звучит этюд “Маргаритки” Скрябина. Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минутку сами превратиться в цветы. Давайте попробуем превратиться в маленькое семечко опустим голову, и закроем её руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает (гладят себя по голове и телу), ухаживает за ними. С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети медленно поднимаются на цыпочки). У него раскрываются листочки, (руки тянутся вверх), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в красивый сильный цветок. Цветок хорошеет, любуется собой (осматривают себя), улыбается цветам-соседям (улыбаются соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). - Немного отдохнули. Продолжаем наш урок употребление частиц в речи. 6. Работа с текстом. - У вас на столах лежат тексты, с которыми вам предстоит поработать. (работать на карточках, уровень сложности определен). Вы выбираете ту карточку, с заданиями которой справитесь. Работаете прямо в карточке. К-1 (повышенный уровень сложности) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы. Вставьте в текст название цветка. Выделите частицы и укажите их разряд. Докажите, что они усиливают значения отдельных слов, выразительность фразы, а значит, и всего текста. Сделайте вывод о роли частицы в тексте. Почему мы все реже и реже восхищаемся полевым цветком р_стущим у дорог_ апрельским тума_ным и бе_звучным дождем кленов_ми листьями вмер_шими в речной лед теми чудесами которые (не)перестали быть чудесами?
- Цветы существа живые и у каждого свой характер, поэтому в вазе не всегда ладят друг с другом. К-2. ( уровень сложности) Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Выделите частицы и укажите их разряд. Докажите, что они усиливают значения отдельных слов, выразительность фразы, а значит, и всего текста. Сделайте вывод о роли частицы в тексте.
К-3. (средней уровень сложности) Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Какие частицы используются в тексте? Определите их разряд. Для чего они служат в данном тексте?
Комментирование текста (чтение, выделение частиц). - Попробуйте рассказать о каком цветке идёт речь в тексте и какие частицы используют авторы. Как пишутся эти частицы. Сделайте вывод о роли частиц в тексте. (Они усиливают значения отдельных слов, выразительность фразы, а значит, и всего текста. Делают текст ярким, выразительным). - Ваши знания по орфографии и пунктуации я оценю, собрав карточки после окончания всей работы на уроке. 7. Творческое задание. Составление синквейна на тему “Частица”, “Весенние цветы, “Весна” – Все мы с вами любим читать поэтические тексты о весне, где автор воспевает эту чудесную пору. Сейчас вам предстоит почувствовать себя поэтами и создать свой текст, но не простой. Мы с вами знаем, что такое синквейн и умеем его составлять. Я вам предлагаю темы для составления синквейнов. Конечно, в первую очередь это касается нашей темы “Частица”. А так как мы с вами сегодня говорили о замечательном времени года, то и синквейны будут на эту тему “Весенние цветы”, “Весна”. Вывод: с помощью слов и частиц, которые подходят по смыслу, можно написать свое небольшое стихотворение, в котором будет отражено настроение автора. Рефлексия. Продолжите предложение: “Сегодня на уроке я узнал, что…” “Мне понравилось …” “Мне не понравилось …” Итог урока. - Давайте вспомним, о чём шёл разговор на сегодняшнем уроке? (О правописании частиц, их употреблении, какую роль играют частицы в тексте) Думаю, что за работу на уроке можно поставить следующие отметки … Домашнее задание. (дифференцированное). - Употребление частиц в речи. Два варианта заданий для самостоятельного выбора. 1. Вставьте пропущенные частицы. Назовите, из каких басен эти строки, а также их авторов. Объясните написание этих частиц. Определите роль частиц в предложениях.
2. Написать сочинение-миниатюру типа рассуждения о роли частиц в тексте, приводя примеры. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |