Преподавание литературы Природа в произведениях русских поэтов XIX векаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.11.24 Просмотров: 2676 Булатова Гульназ Гапсаматовна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование:
Ход урока 1. Организационный момент. Постановка цели. 2. Слово учителя. Сегодня на уроке мы обратимся к стихотворениям русских поэтов 19 века и поговорим о самом прекрасном, что есть на земле - о родной природе. Постараемся проследить, как описывается то или иное явление природы или время года в стихотворениях различных авторов, попробуем определить не только тематику стихотворений, но и систему образов и изобразительных средств, выявить отношение автора к изображаемому. Тема природы отражалась не только в поэзии, но и в музыке и живописи. Музыкальным фоном нашего урока будут произведения из альбома " Времена года" Петра Ильича Чайковского и, анализируя стихи поэтов 19 века, мы обратимся к репродукциям картин художников-пейзажистов И.И. Левитана, И.С.Остроухова и др. Запишите число и тему урока 3. Эксперимент. Проведем небольшой эксперимент. Я буду называть слова, связанные с темой нашего урока, а вы должны записывать поэтические ассоциации, возникающие у вас. - Когда мы думаем о поэзии и говорим "природа", что первым делом вспоминаем? - Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова "зима", "весна", "лето", "осень"? Постарайтесь подобрать такие слова и выражения, которые наиболее ярко смогут охарактеризовать определенное время года. ( Звучит музыка из альбома " Времена года" П. И. Чайковского) Прочитайте свои записи. (Ответы учащихся) Весна - солнце, тепло, капель, дожди, трава и т.д. Лето - солнце, жара, цветы, пение птиц, радость и т.д. Осень - опавшие желтые листья, дожди, грусть и т.д. Зима - белый и пушистый снег, морозы, снежинки, сугробы и т. д. Сравнивая ваши записи, мы увидели, что названия времен года вызывают схожие мысли и воспоминания. 4. Слово учителя. А вот в поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с настроением радости и веселья, грусти и печали. И в этом мы можем убедиться, познакомившись стихотворениями Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. И.С.Никитина, И.З.Сурикова и др. Какие-то из этих имен вам уже знакомы, какие-то слышите впервые. Но всех этих поэтов объединяет любовь к Родине, стремление в своих стихах показать красоту родной природы. 5. Анализ стихотворений русских поэтов XIX века о родной природе. А. Обратимся к стихотворениям, посвященным зиме. Чтение и анализ стихотворений "Зимняя ночь в деревне" И. Никитина и "Зима" И. Сурикова. (Читает ученик) - Какие чувства по отношению к зиме испытывают поэты? - Какое стихотворение понравилось больше? Почему? - Какие мотивы стихотворений нашли отражение на картине Л.Каменева "Зимняя дорога"? (Работа с репродукцией картины Л.Каменева "Зимняя дорога"). Подберите строки, которые соответствуют картине. ("Зимняя ночь в деревне" - Пусто, одиноко:. При описании этой картины можно вспомнить также строки из стихотворения И.З.Сурикова "Зима" - И под утро снегом:") Б. Чтение и анализ стихотворений о весне Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится" и "Весенний дождь" А.А.Фета. - А сейчас послушаем стихотворения, посвященные весне. И первым в этом ряду будет стихотворение Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится". (Читает ученик) - Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? - Прочитайте глаголы, какое впечатление они создают? Стихи, посвященные весне, написал и А.А.Фет. Сего стихотворением " Весенний дождь" вы уже знакомы. Вспомним это стихотворение. - А какие чувства вызывает это стихотворение? Какие впечатления оставляет? - Как вы думаете, ребята, почему так много жизни в стихотворениях о весне? А как художники описывают весну в своих картинах? Рассмотрим репродукции картин Левитана "Март", "Весна. Большая вода". (Работа с репродукцией картины Левитана "Март", "Весна. Большая вода") - Какие краски преобладают на картине Левитана? - Что общего в настроении стихотворений и картин? - Какому стихотворению соответствует картина "март"? - А теперь взгляните, какую весну изобразил на своем полотне "Весна. Большая вода" художник Левитан? - Какие краски он использовал? Нравится ли вам эта весна? Хочется ли попасть в место, изображаемое на картине? - А какое время года вы любите? А любите ли вы лето? Почему? Давайте же послушаем, как описывает лето поэт Иван Никитин в стихотворении "Утро" В. Чтение и анализ стихотворения И.Никитина "Утро". Г. Лето в природе сменяется осенью, и мы проследим, как это время года отражается в поэзии, и в частности в стихотворении Ф.И.Тютчева " Есть в осени первоначальной:" Чтение и анализ стихотворения Ф.И.Тютчева " Есть в осени первоначальной:" - Какое время осени изображено в стихотворении Ф.И.Тютчева? - Почему ее поэт величает "дивной"? - Какие слова помогают нам ярко представить картину осени? (Эпитеты и сравнения). Найдите их. 6. Самостоятельная работа и ответы учащихся. Слово учителя. Таким образом, описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя. - Посмотрите и скажите, какую осень изобразил в своей картине "Золотая осень" художник И.С.Остроухов? (Работа с репродукцией картины И.С.Остроухова "Золотая осень") - Какие краски он использовал? - Какие чувства вызывает картина? Мы увидели, как описывали красоту природы художники, услышали, какие стихи о природе сочинили известные русские поэты. А сейчас нас ждет творческая мастерская. 7. Творческая мастерская. Задание. Нужно подобрать свои эпитеты вместо пропущенных слов. (Звучит тихая музыка).
8. Сопоставление работ учащихся со стихотворением А.А.Фета "Чудная картина". Вы убедились, что создавать стихи о природе не так-то просто. Но мы и не ставили целью соревноваться с великим поэтом, а лишь попытались описать красоту природы. 9. Подведение итога и выставление оценок. Сегодня мы познакомились со стихотворениями Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.Никитина, И.З.Сурикова и попытались понять их, прочитать выразительно, передавая настроение поэта. Сами поработали в творческой мастерской, соревнуясь с поэтом. И самое главное, что этот урок показал вам, что стихи требуют от читателя сопереживания и погружения в мир поэта. 10. Домашнее задание.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |