Преподавание литературы Какой путь приводит человечество к миру? (по роману А.Камю "Чума")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.10.15 Просмотров: 1062 Козырева Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы Тип урока: урок внеклассного чтения Класс: 9 Цели: 1) обучающие:
2) развивающие:
3) воспитывающие:
Оборудование: текст романа, портрет А. Камю Эпиграф:
Домашнее задание до урока: Ответить на вопрос: в чем, на ваш взгляд, заключается аллегорический смысл названия романа; индивидуально: подготовить пересказ сюжета произведения; отметить в тексте описания доктора Риэ, Тару, Ж. Грана и журналиста Рамбера ХОД УРОКА Слово учителя: ":вслушиваясь в радостные клики, идущие из центра города, он вспомнил, что любая радость находится под угрозой. Ибо он знал то, чего не ведала эта ликующая толпа и о чем можно прочесть в книжках, - что микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, что он может десятилетиями спать где-нибудь в завитушках мебели или в стопке белья, что он терпеливо ждет своего часа в спальне, в подвале, в чемодане, в носовых платках и в бумагах и что, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города". На протяжении всей тысячелетней истории человечество усвоило много страшных уроков. В 20 веке ценности, казавшиеся вечными и незыблемыми, предстали шаткими, а человек - эгоистичным, жаждущим власти и денег, способным к уничтожению другого человека. В один из тяжелейших периодов истории, в период Второй Мировой войны А. Камю, французский мыслитель, прозаик и публицист, создает свой знаменитый роман-притчу "Чума", роман об общечеловеческом бедствии, роман о спасении, роман о надежде. Давайте вспомним основные события данного романа, я просила вас дома подготовить краткий пересказ, небольшая подсказка для вас есть на доске.
Ответ: (пересказ) У: Таким образом, мы видим, что сюжет очень прост, но и сам Камю, и исследователи его творчества неслучайно называют этот роман притчей? Какое значение имеет это слово? Ответ (по словарю): Притча - это краткий иносказательный, поучительный рассказ. У: В чем же иносказательный характер повествования. К каким выводам вы пришли, размышляя над аллегорическим смыслом названия текста? Что такое чума? Ответ: Несколько вариантов звучит, на доске ассоциации Чума = война, болезнь, вражда и ненависть, фашизм = зло У: Нужно ли бороться со злом? Как борется с ним город? Ответ: город пассивен, сначала люди паникуют, а потом наступает равнодушие. У: Обратите внимание на слова А. П. Чехова "Равнодушие - это паралич души". Как бы вы прокомментировали эти слова? Ответ: у людей парализована душа, и они не могут сочувствовать, сострадать, сопереживать У: Кто из жителей города все-таки продолжает бороться? Ответ: Риэ, Рамбер, Жозеф Гран. Тару и другие У: Я предлагаю вам остановиться сегодня на 4 персонажах и поработать в группах. Каждой группе надо представить своего героя и ответить на самый главный вопрос: какой путь он избирает в момент всеобщего бедствия. Работа в группах на рабочих карточках (задание каждой группе дано дифференцировано: от простой формы - заполните пропуски ключевыми словами - до сложной - составьте монологическое высказывание, опираясь лишь на текст и собственное восприятие образа) 1 группа.Образ доктора РиэЗадание: заполните пропуски в предложенном тексте, используя ключевые слова (форму слов можно изменять(!) и текст романа. Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь выбирает Риэ для спасения города и людей?
Ключевые слова: 35 лет; эмоциональность; собран; жена, друг Тару, Жозеф Гран; привык к бедам, которые его окружают; записки Тару; заботиться; невиновность; предусмотрительный; отчаяние; ответственный; черты внешности; "есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их"; чувства; эмоции; оптимист; вера в Бога 2 группа.Образ Жозефа ГранаЗадание: из рассыпанных предложений составьте текст-характеристику Жозефа Грана. Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь спасения выбирает Жозеф Гран? Разбросанные предложения.
Итоговый текст (для учителя).
Группа 3.Образ РамбераЗадание: дайте характеристику персонажа, составьте устное развернутое связное монологическое высказывание (8-10 предложений), отвечая на вопросы (можете записать план ответа). Обсудите ответы в группе. Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь спасения Рамбер выбирает для себя?
Группа 4.Образ ТаруЗадание: представьте героя, составив монологическое высказывание в форме текста-рассуждения (можете составить план ответа). Используйте при ответе дополнительные материалы и подготовленные дома фрагменты из романа. Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь, по мнению Тару, приведет человечество к миру? Дополнительные материалы:
(на доске записываются пути спасения, которые избирает каждый герой: Риэ - долг врача, выполнять свою работу: Жозеф Гран - помогать тем, чем ты можешь; Рамбер - проблема выбора, почувствовать свою сопричастность беде; Тарру - сочувствие, состардание ) Слово учителя Каждый из героев борется своими путями, их борьба приводит к благополучному итогу - чума побеждена. Но ведь даже Тару, который говорит о сочувствии, произносит необычные слова: "Мне доподлинно известно:, что каждый носит ее, чуму, в себе, ибо не существует такого человека в мире, да-да, не существует, которого бы она не коснулась. И надо поэтому безостановочно следить за собой, чтобы, случайно забывшись, не дохнуть в лицо другому и не передать ему заразы". Как вы относитесь к данному утверждению Тару, согласны ли вы с ним. Какой путь спасения видите вы? Напишите небольшое сочинение-рассуждение, аргументировав свое мнение. При работе используйте материалы части 2 на ваших карточках. Часть 2 рабочей карточки. Напишите небольшое рассуждение, ответив на вопрос, согласны ли вы с высказыванием Тару: "Мне доподлинно известно:, что каждый носит ее, чуму, в себе, ибо не существует такого человека в мире, да-да, не существует, которого бы она не коснулась. И надо поэтому безостановочно следить за собой, чтобы, случайно забывшись, не дохнуть в лицо другому и не передать ему заразы". Какой путь борьбы со злом (путь спасения) можете предложить вы? Аргументируйте свою точку зрения? Вырази свое отношение 1. Я вполне согласен с позицией автора (героя) текста, так как (потому что): 2. Я не совсем согласен с мнением автора (героя), потому что: 3. Я считаю, что автор (герой) абсолютно прав, утверждая, что: 4. По-моему, автор (герой) не совсем прав, когда говорит, что: 5. Нельзя не согласиться с позицией Тару, а значит и автора : 6. Конечно же, автор прав! 7. Можно привести много доказательств правоты автора:. Слова - подсказки: Вырази свое мнение: Я думаю, я полагаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему, по моему мнению, я уверен в том, что:; Для завершения сочинения можно использовать слова: Следовательно; итак; таким образом; подводя итог, хочу сказать; Ответ: (2-3 сочинения) У: Какой путь спасения страны в момент бедствия предлагала русская литеартура? Ответ: путь души (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой) Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: почему только Риэ и Рамберу Камю дает спасение в романе?
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |