Преподавание русского языка Буквы З и С в приставкахNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 4434 Коротуненко Наталья Владимировна, учитель русского языка Задачи:
Оборудование: мультимедийный проектор, тренажные карточки, словарные слова, раздаточный материал, презентация. Ход урокаI. Организационный момент.Тест на настроение (создание эмоционального настроя) Дорогие ребята, у нас сегодня необычный урок и мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на него. Перед вами лежат кружочки: красный, синий, зелёный. Красный означает, что у вас радостно на душе, зелёный, что немного грустно, а синий – это потеря всякого интереса ко всему происходящему. Поднимите, пожалуйста, ваши кружочки, и мы посмотрим, с каким настроением вы пришли на урок. Посчитаем количество кружочков, а в конце урока сравним: изменилось ли у вас настроение или нет. Ребята, я знаю, вы любите увлекательные путешествия, и я вас приглашаю на экскурсию в музей, где вы побудете в роли как сотрудников, так и посетителей. Но музей у нас необычный – это музей русского языка, посетителей которого ждут удивительные сюрпризы. В нём много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, знаки препинания и многое другое. Скажите, пожалуйста, какой раздел русского языка изучает эту тему. А что изучает «Морфемика?» Мы с вами будем сотрудниками музея, работающими в зале «Состав слова» с экспозицией «Буквы з и с на концеприставок.» II. Сообщение темы и цели урока.Слайд 1 Итак, тема нашего урока: «Буквы з и с на концеприставок» Слайд 2 – задачи урока. Запишем тему урока. – Ребята, нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям музея об употреблении и правописании букв з и с на конце приставок, а также рассказать о правописании гласных и согласных в приставках, выполнить морфемный разбор слов. 1. Работа у доски одного «экскурсовода»
Слайд 3 2. Во время работы «экскурсовода» класс выполняет творческую работу.
– С помощью каких приставок вы образовали данные прилагательные? – Отчего зависит выбор написания с и з на конце приставок?
Вставьте пропущенные буквы. Приставки выделите графически:
Слайд 4 (таблица с колокольчиками) – Коллективно проверяется работа «экскурсовода». – Что такое приставка? – Давайте посмотрим на высказывание К.И. Чуковского, детского писателя, о приставках: Слайд 5
– Согласны ли вы с мыслями, высказанными К.И. Чуковским? Давайте подтвердим своё согласие, т.е. выскажем суждение. III. Практическая часть урока.Я думаю, что и посетители нашего музея согласятся с вами. – А также мы должны быть готовы к разным вопросам со стороны экскурсантов, поэтому давайте ещё раз вспомним о правописании буквы з и с на концеприставок. В этом нам поможет стихотворение: Слайд 6
– Что же вы поняли из этого стихотворения? – Переведите его на язык науки. – Что же вы поняли из этого стихотворения? Переведите его на язык науки. Упр. 429 – у доски (3 человека) 3. Работа в парах постоянного состава. Наша экспозиция в музее русского языка становится всё интереснее и интереснее.
Первому варианту нужно выбрать правильное написание буквы з и с на конце приставок, а второму варианту нужно исправить ошибки, допущенные в тренажной карточке. Не забудьте – ответы находятся на обратной стороне карточек вашей пары.
– Так когда же пишутся в приставках буквы з и с? Слайд 7 Ребята, у вас до этого момента работала механическая память, а теперь давайте подключим зрительную память. Внимательно посмотрите на таблицу и запомните изучаемое правило.
Но! Запомни! (З...) – часть корня:
4. В зале «Закрепление знаний» нашего музея посетители обычно делятся своими впечатлениями от экспозиции. В нашем случае это будет выборочный диктант, а два консультанта приглашаются к доске. Распределительный диктант.
Найди существительные и распространи их, выполни синтаксический разбор получившегося предложения:
Вьюга1 5. Ребята, наш музей русского языка предусматривает наличие игрового зала. Давайте мы с вами немножко разомнёмся, возьмём мячик и поиграем. Но игра у нас особенная. Водящий бросает мяч кому-то из вас, вы ловите и говорите проверочное слово.
Молодцы! Отдохнули, а теперь снова за работу. Посетители ждут нас. 6. Орфоэпическая работа. Ребята, что же произошло, дверь в следующий зал музея не открывается. Оказывается, чтобы попасть в него, нужно в некоторых словах расставить ударения. В этом нам помогут двустишия.
А какие вы знаете слова, оканчивающиеся на –лог? – Давайте найдем объяснение этих слов в толковом словаре. 7. Работа в «малых группах». Работа с текстами. Перед вами лежат тексты, возьмите их, прочитайте, выполните задания, предложенные в них.
Задание:
Задание:
Задание:
Задание:
Задание:
8. Ребята, мы постепенно приближаемся в святую святых нашего музея. Ещё одно усилие – и вы окажетесь в удивительном зале, но для этого нужно выполнить тест. Тест.
(Слайд с ответами) – Перед какими согласными пишется ...з – с? IV. Итог урока.И вот мы, наконец, попали в один из самых загадочных и необыкновенных залов музея. Зал, где хранится «Чудо-рюкзак знаний». Только любознательные, пытливые, умные ребята могут попасть в этот зал. Вы – одни из них! Пополняйте его знаниями, успешной вам учёбы! Релаксация Ребята, давайте проверим, изменилось ли ваше настроение? (считаем кружочки) Я благодарю вас за урок. Наша работа в музее русского языка на сегодня закончена. Уверена, мы с вами совершим ещё много таких успешных экскурсий.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |