Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Имя существительное. Обобщающее повторение изученного в 5 классе. Урок-сказка.
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Имя существительное. Обобщающее повторение изученного в 5 классе. Урок-сказка.


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2013.07.31
Просмотров: 1068

Низамова Гулия Магсумовна, учитель русского языка и литературы

Тема. Имя существительное. Повторение и обобщение изученного материала в 5 классе. (Слайд №1 с названием темы и целей урока.)

Цели и задачи урока:

  1. Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи, закрепить знания о категории рода и числа;
  2. Способствовать развитию у школьников речи, мышления и памяти; слуховой грамотности.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку, к его устному народному творчеству;
  4. Создать атмосферу сказочности, развивать дух соревнования, способствовать эстетическому воспитанию детей.

Оборудование и наглядность:

  • карточки с заданиями;
  • пословицы и поговорки, загадки;
  • кроссворд,
  • скороговорка,
  • аудиокассета с фонограммами песен Геннадия Гладкова (“Напутственная песня”, “Песенка друзей”);
  • магнитофон;
  • презентация с иллюстрациями к сказке и отдельными заданиями;
  • компьютер, мультимедиа и экран.

Подготовительная работа:

1) заучивание песен, стихов, скороговорок;
2) подготовка костюмов и/или масок;
3) разучивание отрывка из сказки “Колобок” для театрализованного представления.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами повторим имена существительные, всё, что изучили в пятом классе. И проведём необычный урок – урок-сказку. Все вы с младших классов знаете сказку “Колобок”. Попробуем вспомнить, с кем встречается Колобок на своём пути?

(Дети перечисляют: с зайцем, ежом, волком, медведем и лисой)

Учитель. Правильно, ребята, и сегодня по очереди они придут к нам в гости: Заяц, Еж, Волк, Медведь и Лиса. Но придут они не с пустыми руками. У каждого из них будут различные задания. Только выполнив их, вы сможете избежать опасности и продолжить путь дальше. Но только, ребята у нас будет два Колобка – две команды. Команды будут соревноваться между собой, но иногда и помогать друг другу, чтоб не попасться в зубы хищников. Ведь в каждой сказке побеждает ЧТО?

(Дети хором: “Дружба и добро!”)

Учитель. Итак, дети, в добрый путь! (Звучит музыка из “Напутственной песни” Г.Гладкова)

Открываем Двери в сказку, чтоб не потеряться,
Вы должны всегда, ребята, за руки держаться.
Только дружная команда справится с заданием.
Мы смекалки и удачи всем здесь пожелаем.

(Открывается слайд №2, на котором видим Деда и Бабку, а на подоконнике сидит Колобок.)

Учитель-автор. Жили-были старик со старушкой. Жили себе, не тужили. Однажды старик и говорит:

(Театрализованный отрывок: мальчик и девочка в роли старика и старушки)

– А испеки-ка ты мне, старушка, колобок, вкусный да румяный. Хочется мне на старости колобка отведать.

– Да как же я испеку? У нас и муки-то нет.

– А ты по сусекам поскреби, может, и наберёшь на колобок.

Учитель-автор. Старушка так и сделала. Испекла она деду вкусный да румяный колобок. И положила его на подоконник, чтобы тот остыл. А колобок спрыгнул с подоконника и покатился… (Слайд №3, где Колобок катится по дорожке)

И вот катится Колобок, катится, а навстречу ему – Заяц. (Слайд №4 с изображением Зайца и Колобка) Заяц увидел его и обрадовался: “Сейчас я тебя съем!”– крикнул он Колобку.

Что ответил Колобок? (Один ученик: “Не ешь меня, братец-Заяц, я тебе песенку спою!”)

Заяц. Что ж, попробуй.

(Дети поют 1 куплет любой детской песни)

Заяц. Ишь, какой хитренький, одной песенкой не избавишься от меня! Ты мои задания попробуй, выполни!

(Дети выполняют задания)

Задание № 1.Выполнить тест “Имя существительное”. (Слайд №5 с тестом.)

1. Найдите неверное утверждение.

А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

2. Имя существительное изменяется по:

а) числам; б) родам; в) лицам.

3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении “Берёзы украшают леса”:

а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.

Задание № 2. Определите род данных существительных (письменно)

I команда

II команда

Берёза, колобок, лиса, волк,

Липа, ёжик, старушка, медведь,

заяц, старик, озеро, морковь.

подоконник, поле, лес, песня.

Задание 3. Разделите эти же слова на одушевлённые и неодушевлённые.

(Дети справляются с заданием)

Заяц. Так уж и быть, отпущу я тебя. А сам поскачу к мужику в огород, морковки поем.

Учитель-автор. Покатился Колобок дальше. Катится Колобок, катится, а навстречу – Волк. (Слайд №6 с изображением Волка и Колобка) Идёт, зубами щёлкает. Увидел, что еда сама к нему прикатилась, обрадовался и говорит:

Волк. Ах, какой ты сладенький, какой ты вкусненький, я тебя съем!

Учитель-автор. Что ответит Колобок?

(Один ученик: “Не ешь меня, братец-Волк, я тебе стишок расскажу!”)

(По одному учащемуся из каждой команды читают наизусть заданное на дом небольшое стихотворение)

Волк. Одним стихотворением хочешь от меня избавиться? Не выйдет! Выполнишь мои задания – отпущу!

(Дети выполняют в тетрадях задания, данные на карточках)

Задание № 1. Допишите пропущенные буквы.

Стр…на, д…брота, ж…лезо, м…роз, в…юга, праз…ник, скв…рец, к…ртина, с…сна, бел…чка, оз…ро, щ…нок, скат…рть, ябл…ко, м…л…ко, п…ченье.(Всего 16 слов)

Задание № 2. Подберите к словам прилагательные.

I команда

II команда

Медведь, ночь, лошадь, рожь,

Помощь, ландыш, ключ,

речь, товарищ, конь. капель, день, вещь, ёж.

Задание № 3. Отгадайте загадки. (Слайд №7 с высвечивающимися загадками и отгадками-рисунками) (По 3 загадки каждой команде)

  1. На лугу у той дорожки, что бежит к нам прямо в дом,
  2. Рос цветок на длинной ножке, белый, с жёлтеньким глазком. (Ромашка)

  3. Не всадник, а со шпорами. Не сторож, а всех будит. (Петух)
  4. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
  5. Летит стрела огневая, никто её не поймает. (Молния)
  6. Кафтан на мне зелёный, и сердце как кумач, на вкус, как сахар, сладок, на вид похож на мяч. (Арбуз)
  7. Я родился в день дождливый под осиной молодой. Круглый, гладкий и красивый, с ножкой толстой и прямой. (Гриб)

Волк. Ох, не хотел я тебя отпускать, да придётся… Что ж, катись дальше, раз такой умный!

Учитель-автор. И покатился Колобок дальше. Катится он, катится, а навстречу – Ёжик. (Слайд №8 с изображением Ёжика)

Ёжик. Ох, какой лысый ёжик! Впервые вижу! Что ты тут делаешь?

Колобок. Здравствуй, Ёжик! Только я не лысый ёжик, а Колобок. Меня старушка для деда испекла да на подоконник положила, а мне попутешествовать захотелось, поиграть. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, я от Зайца ушёл, и от Волка ушёл, надеюсь, и ты меня не тронешь.

Ёжик. Конечно, нет, если ты со мной сыграешь в одну игру (физкультминутка) Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давай я тебя научу. Игра называется “Много или мало”. Я буду называть слова, а ты, если это существительное единственного числа – присядешь, а если множественного числа – встанешь и обе руки вверх вытянешь. Согласен?

Колобок. Согласен. Начинай. (Кто из детей неправильно выполняет задание, по одному садятся на свои места)

(Например: Небо, деревья, дорога, кусты, солнце, сосны, тропинка, дождь, птицы, капля, лучи, погода, облака, ягодка.)

Ёжик. Ну что, отдохнул? Что ж, пора мне, лысый Ёжик, в путь. Детишки мои уж заждались, наверное. До свидания!

Колобок. До свидания, Ёжик, спасибо тебе!

Автор. И покатился Колобок дальше. Катится он, катится, а навстречу – Медведь, и давай реветь. (Слайд №9 с изображением Медведя и Колобка)

Медведь. Ах, какой Колобок катится! (Обращаясь к Колобку) Колобок- Колобок, я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня, Мишенька, я тебе скороговорку скажу. (По одному ученику из каждой команды)

Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали –
Зубы сразу же сломали.

Медведь. Ишь, какой быстрый! А вот с заданиями так же быстро справишься? Выполни задания, может и не съем. Дикие пчёлы на двери своего улья код поставили на татарском языке, а я татарский не знаю. И код-то не простой, а с заданиями. Если отгадаешь его, отпущу тебя и заступлюсь, когда надо. Только позови, тут же прибегу.

Задание №1. Просклоняйте устно слова: ПЧЕЛА, МЁД, ДУПЛО.

Задание №2. Найдите вторую половину пословицы или поговорки.

Встречают по одёжке, (провожают по уму.)
Мир освещается солнцем, (а человек – знанием.)
Делу время, (а потехе час.)
Грамоте учиться (всегда пригодится.)
Языком не спеши, (а делами не смеши.)
Любишь кататься – (люби и саночки возить.)

Задание №3. Переведите на татарский язык.

I команда

II команда

Сосновый лес – сосновые леса

большой город – большие города

белое облако – белые облака

вкусное яблоко – вкусные яблоки

зелёная поляна – зеленые поляны

глубокая река – глубокие реки.

Медведь. Ох, спасибо тебе, Колобок. Побегу теперь к пчёлам, они обещали мёд дать, если я код расшифрую. До свидания, Колобок, спасибо!

Автор. И покатился Колобок дальше. Катится он катится, а навстречу – Лиса. (Слайд №10 с изображение Лисы и Колобка)

Лиса. Кого я вижу! Вкусненький, румяненький, сладенький, ароматненький! Куда ты катишься? Уж не ко мне ли ты торопишься?

Колобок. Да не по зубам я тебе, Лисонька!

Лиса. Вот как? Думаешь, что убежишь от меня? Не получится! Я тебе такое задание дам, что ты не справишься.

Задание № 1. Вспомните правило и запишите пропущенные буквы после Ц. (Слайд №11)

Ц...плёнок в ц...рке выступал,
Играл он на ц...мбалах,
На мотоц...кле разъезжал,
И ц...фры знал немало.
Он из ц...линдра доставал
Морковь и огурц...
И только одного не знал,
Где И, а где же Ы?

Задание № 2. Синтаксический разбор предложения. (Слайд №12) Ответить на вопрос: Какими членами предложения могут быть имена существительные?

Народные песни пришли к нам из древности.

Человек обращался к природе и просил её о помощи.

Книга – источник знаний.

Задание № 3. Решите кроссворд. (Слайд №13)

  1. Сто одёжек, и все без застёжек. Кто его раздевает, тот слёзы проливает (Лук)
  2. Берега зелёные, море красное, рыбки чёрные. (Арбуз)
  3. Я иду – она идёт, я стою – она стоит. (Тень)
  4. Будешь залезать на шкаф, будешь длинный, как ... (Жираф)
  5. Разноцветное коромысло через реку повисло.(Радуга)
  6. Очаг один, а всю землю греет. (Солнце)

Лиса.Ой-ой-ой! Какой он хитрый! Ай-ай-ай, какой он умный! Отгадал и убежал. А я опять ни с чем осталась... Что ж, в следующий раз обязательно съем! Вот погоди у меня!

Учитель-автор. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Придётся тебе, Лиса, других ребят подождать, потому что эти дети любят русский язык, изучают его, потому и знают всё.

Учитель. Вот мы и дошли до конца сказки. Молодцы! (Слайд №14 со словом “МОЛОДЦЫ!”) Справились со всеми заданиями и повторили имена существительные. А напоследок давайте споём “Песенку друзей”. (Слайд №15 с текстом песни)

(Урок заканчивается “Песенкой друзей” Г.Гладкова.)


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21