Преподавание литературы Интегрированный урок (литературное чтение + музыка). Образовательная система "Школа-2100"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.05.12 Просмотров: 1023 Дорофеева Марина Юрьевна, учитель начальных классов Цели:
Ход урока: Организационный момент Дети заходят в класс под русскую народную музыку. - Ребята, есть такая русская народная пословица: “Мир освещается солнцем, а человек знанием”. Как вы её понимаете? (ответы детей) Повторение - Мы живём в огромной стране, имя которой Россия. У каждого народа своя мудрость, другими словами свой фольклор. Русский народ славится своими талантами, традициями, творчеством.
- Ребята, а как смогли до нас дойти произведения русского народа, которые были написаны очень давно? (ответы детей) - Народная мудрость и знание передавались через произведения устного народного творчества. Но сначала давайте вспомним, что же такое устное народное творчество? (ответы детей) - Что означает устное? (ответы детей) - Это значит, что эти произведения передавались из уст в уста, т.е. мама рассказывала детям, бабушка внукам своими словами. Каждый рассказывал по-своему, поэтому произведения постоянно изменялись. - Что значит народное? (ответы) (Сказки, песни, загадки, потешки, пословицы, частушки, небылицы) - Молодцы! Посмотрите, как заулыбалось наше солнышко. Проверка домашнего задания 1. Пересказ своей сказки (сказки написаны детьми накануне, прочитаны учителем и рассказывается 1 сказка наиболее интересная). - докажите, что это сказка 2. Исполнение песни “Три поросёнка” 3. Чтение русских народных потешек (Тетрадь с. 12 №1) - Что такое потешка? ( Потешки – это особые забавы взрослых с детьми. Они призваны потешать, развеселить, позабавить ребёнка) Постановка проблемы Инсценировка разговора Саши и домового 1. Стр. 79 – 80 - Послушаем разговор Саши и домового (рассказывают подготовленные дети) 2. Беседа по содержанию - О каком жанре устного народного творчества вы узнали из разговора Саши и Домового? Сообщение темы и целей урока - Кто догадался, какая тема урока сегодня? (вывешивается тема) Открытие новых знаний 1. Дополнительные сведения о скороговорке. - Скороговорка - жанр устного народного творчества. Из каких двух слов состоит слово “скороговорка?” Скороговорки учат чисто говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки". Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они отражали различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий и др. Впервые собрание скороговорок ( 49 текстов) было опубликовано В.И.Даль в “Пословицах русского народа” Скороговорка – старинная забава, которая помогает развивать речь, содействует преодолению косноязычия. Не каждому удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. 2. Знакомство с музыкальной скороговоркой. - Скороговорки – это древняя игра. Но если с ними познакомиться поближе, то можно сделать много открытий, например, о счастливых числах славянского народа, о их средствах передвижения, о домашних животных и многое – многое другое связанное с народным бытом. Но, тем не менее, изначально скороговорки представляли из себя игру. Если б мы на машине времени вернулись бы в прошлое, в крестьянский дом, то что бы мы увидели? Представьте: зимний вечер, на улице метель, вся работа выполнена, чем заняться детям? А занимают они себя различными играми: это и загадки, и молчанки, и голосянки, и, конечно же, скороговорки. Но русский народ настолько изобретателен и талантлив, что мало ему просто произносить быстро скороговорки, он этому уже научился и , появилась необходимость усложнить скороговорки. Поэтому люди придумали к скороговоркам музыку и получились музыкальные скороговорки. Я предлагаю одну из них прослушать. Слушание русской народной песни “ Во зеленом во бору” - Какой характер этого музыкального произведения? 3. Отгадайте ребус. - На дворе трава, на траве дрова. 4. Чтение стихотворения М.Матусовского. - Эта скороговорка встретится нам в стихотворении, которое я вам прочитаю.
- Какая главная мысль этого стихотворения? (скороговорку прочитать с первого раза очень трудно) 5. Правила чтения скороговорки. - Почему скороговорку нелегко произнести с первого раза? - Найдите ответ в авторском тексте на стр. 80. (…авторы так подбирали слова, что рядом оказывались звуки, которые нелегко произнести, или стояли по соседству очень похожие слова) - В скороговорке в одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения. Давайте выясним, как же научиться читать скороговорки.
Первичное закрепление 1. Чтение скороговорки по составленному плану. Валин валенок провалился в прогалинок. - Какие непонятные слова встретились в скороговорке? (Прогалинок – устаревшее слово, оно означает “небольшая полынья”) - Представить скороговорку вам поможет и рисунок.
- Постарайтесь прочитать плавно и побыстрее. 2. Знакомство с музыкальной скороговоркой “Веники” - Эти же правила необходимо использовать и при разучивании музыкальных скороговорок.
3. Самостоятельное чтение скороговорок.( стр. 81) 4. Выборочное чтение скороговорок. 1) - Найдите скороговорку, которая изображена на рисунке? Прочитайте её самостоятельно, а затем вслух, используя план-памятку.
2) – Кто слышал скороговорку, которая изображена на рисунке? (Шесть мышат в шалаше шуршат.) 3) – Прочитаем эту скороговорку разным тоном:
5. Музыкальная физкультминутка. “Две сороконожки” 6. Первичное закрепление. Работа по тетради. (с.12) 1) Подчеркнуть в каждом столбце слово, которое подсказывает, как нужно проговаривать скороговорку. (№ 2) 2) Игра в диктора - Сложные скороговорки - это и отличная школа для взрослых. Люди, профессия которых связана с речью на публику - артисты, дикторы, лекторы, - используют скороговорки постоянно в качестве речевых упражнений, потому что перед микрофоном надо уметь говорить ясно и чётко.
Поиграем в “диктора”. Выберите скороговорку, которая вам больше понравилась, и проговорите её 3 раза без помощи книги, заучив наизусть. Итог урока 1. Задание в тетради на стр.12, №3 - Прочитайте скороговорку. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. - Что это? 2. Обобщение. - Для чего же нужно читать скороговорки?
3. Исполнение песни – скороговорки “Жил у бабушки коток”. Домашнее задание
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |