Преподавание русского языка Урок русского языка "Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.05.04 Просмотров: 1103 Махдиева Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (2,86 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели:
ХОД УРОКА I. Организационный момент Учитель: Сегодня наш урок мне хочется начать со строчек стихотворения Б.Л.Пастернака:
На экране показывается портрет Б.Л.Пастернака и его стихотворение. (Слайд 2) Учитель: Какова основная мысль стихотворения? Ученики: Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это и есть его открытие. Учитель: А вы хотели бы «свершать открытия»? Хотелось бы вам «дойти до самой сути»? Тогда нам без учебника, ручки, тетради и карандаша не обойтись. Проверьте свою готовность к уроку. Открываем тетради и записываем число. II. Проверка домашнего задания А. Поиграем в «Верю – не верю» (Слайд 3) 1. Причастия могут быть действительными и страдательными. ДА? НЕТ? Самопроверка. Ключ: ДА: 1, 3, 6, 7 НЕТ: 2, 4, 5 (Слайд 4) Б. Работа по орфографии Тест «Правописание причастий» (распечатка теста на каждом столе) (Слайд 5) 1. В словах какого ряда пишется Е?
2. В словах какого ряда пишется А?
3. В словах какого ряда пишется НН?
Самопроверка. Ключ: 1) Г 2) Б 3)А (Слайд 6) III. Фронтальный опрос. Этап всесторонней проверки знаний А. Синтаксическая разминка 1 задание: Начертите схему данного предложения, объясните знаки препинания (Слайд 7). Осенняя кладовка заполненная стеклянными банками картонными коробками сушёными фруктами бездонными бочками с пчелиным мёдом даёт ощущение необыкновенного порядка и спокойствия. Б. Психологическая подготовка к восприятию нового материала 2 задание: распределите слова с выделенными орфограммами в 5 столбиков в зависимости от написания, добавив по одному примеру.
– Для каких частей речи применимо данное правило? Орфографическая задача (проблемная ситуация) Тушёные овощи, тушённые в духовке овощи, потушенные овощи (Слайд 8) Учитель: Внешне слова одинаковые, а пишутся по-разному. Почему? Формулирование темы и цели урока (Слайды 9, 10). IV. Изучение нового материала Исследовательская работа в группах(распечатка заданий на каждом столе) (Слайд 11) 1 группа. Задание: определите вид глаголов, от которых образованы данные слова, объясните написание н-нн. Кошеные травы, купленный товар, решенная задача, глаженая рубашка, брошенные скворечники, сказанное слово, моченые яблоки, рождённый младенец, стираное бельё. Ключ: сов.вид. – купленный, решённая, брошенные, сказанное, рождённый; 2 группа. Задание: разберите выделенные слова по составу. Сравните морфемный состав слов. Объясните написание н-нн. Кошеные травы – скошенные травы 3 группа. Задание: чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика. Объясните написание н-нн. Тканый ковёр – тканный мастером ковёр 4 группа. Задание: выделите суффиксы, объясните написание н-нн. Утрамбованная дорога Выступления учащихся с результатами исследования. Учитель: Прочитайте теоретический материал на стр. 196 и ответьте на вопросы: Чем отличаются отглагольные прилагательные от причастий? Опорный конспект (Слайд 12):
Исключения: кованый, жёваный, смышлёный, незваный, названый, посажёный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, раненый, отчаянный, желанный, читанный, виденный. V. Лингвистическая физминутка (Слайд 13) Учитель: А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу отыменные прилагательные и причастия. Если слышите причастие – руки вверх – потянулись, отыменное прилагательное – руки в стороны – поворот туловища вправо-влево. ЗАКОННЫЙ, ПОТРАЧЕННЫЙ, СОВИНЫЙ, ИЗУЧЕН, ОЛОВЯННЫЙ, ИСТОПТАННЫЙ, ЦАРСТВЕННЫЙ (Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями.) VI. Словарная работа (Слайд 14) Закреплять изученную тему мы будем с использованием алгоритма. Запишем это слово в словарики. АЛГОРИТМ [лат.] – это 1) последовательность проведения вычислительных операций для определения искомого результата, искомой величины. Последовательность действий для выполнения какой-либо задачи. 2) порядок действий, правила, используемые в процессе какой-либо деятельности. Задание: Составить с записанным словом простое предложение, осложнённое причастным оборотом. После выполнения задания осуществляется выборочная проверка. VII. Составление алгоритма (Слайд 15) Учитель вместе с ребятами составляет алгоритм работы над правилом «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов». VIII. Закрепление изученного А. Работа с алгоритмом. Упражнение №1. Один ученик у доски, остальные в тетради. Задание: спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически объясняя свой выбор. Печё..ые яблоки, печё..ые в духовке яблоки, испечё..ые яблоки, непечё..ые яблоки, жаре..ый картофель, жаре..ый с грибами картофель, картофель пожаре.., толчё..ый сахар, толчё..ый в ступе сахар. Упражнение 451 учебника – выборочно-распределительная работа. Выписать слова с главным или зависимым словом с Н-НН в 2 столбика: 1столбик – Н, 2 столбик – НН. После выполнения задания осуществляется выборочная проверка. Б. Индивидуальная работа по карточкам. Карточка № 1 (Уровень В) Списать, вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания. Начертить схему. Живем мы в цивилизова..ом мире высотных зданий мощё..ых и асфальтирова..ых улиц и площадей автобусов и троллейбусов переполне..ых озабоче..ыми людьми. Карточка № 2 (Уровень С) Списать, вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания. Начертить схему. На картине писа..ой масля..ми красками были изображе..ы дикови..ые фрукты а на льня..ой скатерти тка..ой шёлком была поставле..а китайская ваза. IX. Физминутка для глаз (Слайд 16) X. Самостоятельная работа Буквенный диктант с использованием сигнальных карточек (Слайд 17) 1) Ржа..ой хлеб, 2) фасова..ые продукты, 3) вычище..ый колодец, 4) купле..ый в магазине,5) вяза..ый шарф, 6) ягоды собра..ы, 7) газирова..ая вода, 8) гружё..ые повозки, 9) варё..ый в котелке, 10) неезже..ые дороги, 11) усыпа..ая тропинка, 12) кваше..ая в бочке капуста, 13)неслыха..ый успех, 14)купле..ый карандаш, 15)льви..ая грива, 16)ране..ый в плечо.
Ключ:
Поставь себе оценку: «5» – за 16 правильных ответов, «4» – за 13-15, «3» – за 9-12, «2» – за 6-8. XI. Рефлексия. Подведение итогов (Слайд 18) XII. Задание на дом Учитель дает задание к следующему уроку, разъясняет его содержание (Слайд 19). 1) § 38, стр. 196-197. Уровень А: упр. 449 Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |