Преподавание литературы Открытый урок "Знакомство со смысловым содержанием текста стихотворения "Бородино" М.Ю. Лермонтова"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.04.27 Просмотров: 1481 Потапова Лариса Станиславовна, учитель русского языка и чтения Цели:
Оборудование: презентация «М. Ю. Лермонтов «Бородино» (Приложение 1), художественная книга «Бородино» М. Ю.Лермонтова, репродукции картин: «Москва», «Пожар в Москве, в 1812 году». ХОД УРОКА 1. Организационный момент Открывается слайд 1:
Учащимся предлагается прочесть эту надпись и ответить на вопросы: «Знакомо ли вам слово «Москва»? Что оно означает?» (Столица нашей Родины). – Ребята, что значит «столица»? (Главный город). Столица – символ свободы и независимости нашей Родины, ее могущества. Так красиво о Москве сказал великий русский поэт, Михаил Юрьевич Лермонтов (На слайд добавляется «М.Ю.Лермонтов», сразу же открывается слайд 2 – «Портрет М.Ю.Лермонтова»). 2. Проверка домашнего задания – Михаил Юрьевич Лермонтов написал так потому, что действительно очень любил этот город. 3. Выступление с проектом «Биография М.Ю.Лермонтова» ученицы седьмого класса, Наташи Баевой. – Ребята, Наташа приготовила целый проект о жизни Михаила Юрьевича Лермонтова. Сегодня она расскажет нам только часть своего проекта. Рассказ Наташи Михаил Юрьевич Лермонтов родился, когда Отечественная война 1812 года была окончена и победоносные русские войска уже находились в Париже. Но с детских лет он слышал рассказы об Отечественной войне и о знаменитом Бородинском сражении. После того, как поэт окончил военную школу, он стал служить офицером в гвардейском полку. В полку служили солдаты, которым довелось участвовать в Бородинской битве: ведь служба солдатская в те времена продолжалась двадцать пять лет. Воспоминаниями о минувших сражениях бывалые воины охотно делились с новобранцами. Не случайно молодой солдат называет рассказчика «дядей». Это бойцы разных поколений. Учитель: С детских лет поэт слышал рассказы об Отечественной войне и от своих родных и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения. Сам отец поэта, Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой Бородинской битве. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях, прославивших себя в Бородинском сражении. В результате этого, Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным и в честь 25-летия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное стихотворение. – Давайте расшифруем название стихотворения, которое мы будем читать. 4. Сообщение учащимся темы урока На доске зашифровано слово «Бородино». Учащимся предлагается, с помощью перфокарты, расшифровать его. После того, как слово расшифровано, учитель называет тему урока: «Ребята, сегодня на уроке мы будем читать стихотворение «Бородино», которое написал М. Ю. Лермонтов (Приложение 1, слайд 3). 5. Историческая справка о Бородинском сражении Бородино – это название села, которое находилось близко от Москвы (Приложение 1, слайд 4). Именно здесь произошло решающее сражение, которое повернуло весь ход Отечественной войны 1812 года. Сражались русские с французами (Приложение 1, слайд 5). Русскую армию возглавлял Кутузов (демонстрация портрета на слайде), французскую – Наполеон (демонстрация портрета на слайде). Вскоре после Бородинского сражения французы покинули Москву (Приложение 1, слайд 6). Русский народ одержал в этой войне победу. Сегодня на уроке мы с вами прочтём о том, как русский солдат, который участвовал в Отечественной войне 1812 года, рассказывает молодым солдатам о Бородинском сражении. 6. Оценка учащихся – За подвиги в Отечественной войне 1812 года солдаты награждались вот такими медалями (показать медаль, сделанную из бумаги). А я вас буду награждать за знания. За каждый правильный ответ учащимся выдаётся по одной медальке. Кто заработает больше всех медалей, тому присваивается звание «Герой школьных наук». У кого медалей окажется пять или более – получает за урок оценку «пять». 6. Словарная работа Учащимся выдаются листы с напечатанными словами: редут – квадратное земляное укрепление на поле боя; Перед чтением стихотворения учитель предлагает учащимся ознакомиться с этими словами: «Ребята, в тексте стихотворения встретятся непонятные слова, давайте узнаем их значение (учащиеся читают вслух значение слов). 7. Сознательное чтение стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова Первый раз – всё стихотворение читает учитель, учащиеся слушают (во время чтения демонстрируется слайд 7 – «Общая панорама Бородинского сражения»). – Ребята, сейчас я прочту вам это замечательное стихотворение, а вы внимательно слушайте, чтобы ответить на вопрос – «Какое событие описывается в этом стихотворении?» После прочтения текста, учитель задаёт учащимся вопрос: – Скажите, какое событие описывается в этом стихотворении? Второй раз – читают учащиеся, по очереди, каждый – по одной строфе. После прочтения каждой строфы демонстрируется слайд с изображением тех событий, о которых прочли в данном отрывке.
– Что волнует молодых солдат? (Они не понимают, почему была сдана Москва).
– Как старый солдат называет героев своего поколения? (Богатыри)
– Французов было в два раза больше, поэтому русские войска вынуждены были отступать.
– Где находится это поле? (Это Бородинское поле, близ села Бородино).
– Что сделал солдат? (Зарядил пушку). 8. Игра: «Лучший рассказчик» – Ребята, представьте себе, что вам довелось участвовать в Бородинском сражении. Вы – бывалые бойцы, а совсем ещё юные солдаты хотят узнать у вас, что же интересного происходило в Бородинской битве. Как вы будете им рассказывать про этот бой? (С гордостью, с грустью о тех, кто погиб). Лучшему ученику предлагается показать, как нужно прочесть слова старого солдата.
– Ребята, скажите вам понравились рассказчики? Молодцы. 9. Итог урока – Ребята, как называется стихотворение, которое мы прочли на уроке? («Бородино»). 10. Домашнее задание Учащимся предлагается прочесть и пересказать тот отрывок стихотворения, который читали на уроке, а троим учащимся найти материал о героях Бородинского сражения: Н.Н. Раевском, М. И. Кутузове, П. И. Багратионе. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |