Преподавание литературы Урок литературы в 9-м классе по теме: "Своя игра"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2013.01.24 Просмотров: 1376 Сизых Надежда Григорьевна, учитель литературы, заместитель директора по УВР Данный урок проводится после знакомства с литературными направлениями (романтизм, сентиментализм, классицизм) и основными представителями этих направлений в 9 классе в литературе. Цели урока:
Актуальность заключается в развитии интереса к чтению, изучению литературы. Форма проведения урока – игра, позволяющая включить в активную деятельность весь класс, так как ребята принимают участие не только на уроке, но и при подготовке к уроку (оформление, инсценирование). Оборудование:
На уроке сочетается групповая работа (команды) с фронтальной и индивидуальной (конкретные задания по оформлению, инсценированию). Основной метод репродуктивный, позволяющий определить степень усвоения материала. Игра проходит в 2 тура, во 2 тур выходят 2 команды из 3-х по количеству набранных баллов. Каждый вопрос рубрик оценивается разным количеством баллов по степени трудности (10, 20, 30, 40, 50), команда может выбирать любой вопрос, при отсутствии ответа у команды, отвечают болельщики или другие команды. Команды могут придумать названия, девиз, выбрать капитана. Игра может проводиться и в конце учебного года после изучения всего материала. Рубрики можно менять или придумывать другие. Такую игру можно проводить в любом классе, на любом материале. Ход урока Вступительное слово учителя и представление команд (3 минуты). 1 команда - “Классицисты” 2 команда - “Сентименталисты” 3 команда - “Романтика” (У команды - отличительные элементы костюма, эмблемы) Представление жюри (2 учащихся) Учитель: “Право начать игру предоставляется команде, правильно ответившей на следующий вопрос: “Английский романтист Ричард пишет роман “Кларисса Гарло” (1748 год), в котором рассказывается о любви девушки из буржуазного семейства к обаятельному аристократу Ловрасу. Любовь эта кончается трагически. Определите, к какому литературному направлению принадлежит роман. Как вы это установили?” (Сентиментализм). Итак, начинаем литературную игру. 1 тур (5 рубрик)1. “Флора и фауна”. 10. Какой герой, какого литературного произведения был “Охоч до свиней” (Т.Скотинин “Недоросль”) 20. Какими цветами торговала Лиза, героиня повести Карамзина? (Ландышами) 30. С кем дрался герой Лермонтова из поэмы “Мцыри”? (Барс) 40. О какой птице пишет Пушкин в одном из стихотворений в южной ссылке? (Орел) 50. “О смелый… В борьбе с врагами истёк ты кровью, но капли крови твоей горячей, как искры вспыхнут”. (Сокол) 2. “Города и страны” 10. В каком городе был основан первый русский университет? (Москва) 20. В какую страну ездили Ломоносов и Радищев для продолжения образования? (Германия) 30. В какой стране происходит действие трагедии Шекспира “Гамлет”? (Дания) 40. В каком городе княжил Игорь Святославович, герой “Слово о полку Игореве”? (Новгород) 50. В “Путешествии из Петербурга в Москву” упоминается много населённых пунктов. Назовите где встречается автор с описанием рекрутского набора? (“Вышний Волочёк” (“Пешки”, “Любани”) 3. “Цитаты” 10. Сцена из комедии “Недоросль”. Определить автора, героев. 20. “Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют и добродетель так же своих завистников имеет”. Кому принадлежат эти слова? (Стародум) 30. Сцена из комедии Мольера “Мещанин во дворянстве” (автор, произведение, герои). 40. “Ломоносов был великий человек между Петром I и Екатериной II, он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первым университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университета”. (А.С.Пушкин) 50. О каком событии в своей жизни писал А.С.Пушкин в романе “Евгений Онегин”:
4. “В переводе…” 10. Литературное направление, название которого восходит к латинскому слову “образцовый”. (Классицизм) 20. Литературное направление, название которого восходит к английскому “сентименталь”. Что это? 30. В буквальном переводе с греческого это слово означает “Песнь козлов”. Что это? Какой жанр? (Трагедия) 50. Что означает “Чудище обло, озорно, огромно и лаясь”. Что собою характеризует? Откуда взяты эти слова? 5. ”Поэты” 10. Он упорядочил русский язык и провёл реформу в стихосложении. (Ломоносов) 20. Этот итальянский поэт называл свою возлюбленную Беатриче Портинари “учтивейшей и благороднийшей”. (Данте) 30. Этот поэт подарил Пушкину свой портрет с надписью: “Победителю-ученику от побеждённого учителя”. (Жуковский В.А.) 40. Этот поэт при слушании стихов А.С.Пушкина воскликнул: “Вот теперь можно и умирать”. (Державин) 50. Назовите музу любовной поэзии у древних греков. (Эрато) 2 тур1. “Друзья” 10. В списке действующих лиц трагедии рядом с его именем написано: “Друг Гамлета”. (Горацио). 20. “С Пушкиным на дружеской ноге” был (Хлестаков) 30. Кому из своих друзей Радищев посвятил “Путешествие из Петербурга в Москву”? (А.М.Кутузову) 40. “О ком из своих друзей Радищев напишет “Житиё…” (Ф.Ушаков)
Кто это? 2. “Даты” 10. В этом году Россия потеряла Пушкина, погибшего на дуэли, и получила другого поэта, оплакавшего его смерть”. (1837) 20. Мистическими можно назвать годы жизни М.Ю.Лермонтова. Назовите даты рождения и смерти поэта. (1814-1841) 30. В этом году при участии Ломоносова был открыт первый университет. (1755) 40. В этот день Н.Карамзин понял, что “заблуждения и преступления молодых людей есть заблуждения и преступления века”. (14 декабря 1825) 50. В этом году Радищев за свою книгу “Путешествие из Петербурга в Москву” был приговорён к смертной казни. (1790) 3. “Дары” 10. Что подарил Дорант Маркизе Доримене за счёт господина Журдена? (Бриллиант) 20. Какой подарок был пожалован Екатериной 2 Державину Г.Р. за написание оды “Фелица”? (золотая табакерка, осыпанная бриллиантом, 500 червонцев + покровительство императрицы. 30. Что прислала учительница мальчику из рассказа В.Распутина “Уроки французского”? (Макароны) 40. В каком произведении герой “жалует заячий тулуп со своего плеча и нисколько об этом не жалеет”. (“Капитанская дочка”) 4. “Вам, гурманы” 10. О чём мечтали крестьяне в главе “Пешки” в книге “Путешествие из Петербурга в Москву”? (О сахаре) 20. Какой герой любил булочки и мог сразу “испить кувшинец квасу”? (Митрофан) 30. В каком произведении его герои думали, что булочки в том самом виде на деревьях растут, как их с кофеем утром подают? (“Повесть о том…”) 40. Какой герой мечтал, что ему “суп в кастрюльке” будут доставлять прямо из Парижа? (Хлестаков) 5. “Числа” 10. Сколько лет писал Н.М.Карамзин “Историю государства Российского”? (22 года) 20. Сколько рублей дал Эраст Лизе в их последнюю встречу? (“Бедная Лиза”, 100 рублей) 30. На сколько лет А.Н.Радищева отправили в ссылку в Илимск? (10 лет) 40. Сколько рублей имел Ломоносов в кармане, отправляясь с обозом в Москву? (3 рубля) 50. Сколько муз - покровительниц искусств существовало в греческой мифологии? (9) Подведение итогов, выявление лучших игроков, команд, награждение, заключительное слово учителя. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |